Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Поиграем в историю»
Фольклор
Автор: Чернышук Светлана Александровна Дроздова Ирина Николаевна   
17.03.2025 22:04

«Поиграем в историю»«Поиграем в историю»

Цель: Приобщать детей к народной культуре через знакомство с изделиями народно-прикладного искусства.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.
  • Учить различать и называть знакомые народные игрушки: Дымка, матрёшки, их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Хохлома, Гжель).
  • Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.
  • Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Организационный момент. (Звучит музыка «Колокольчики»)

 

Скачать конспект

Воспитатель: — Мой звоночек звенит, заливается. И ребятки ко мне собираются. Собираемся все в круг. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

- Здравствуйте ребята! Вы уже знаете, что при встрече люди здороваются, и этим словом они желают друг другу здоровья.

Давайте, пожелаем здоровья друг другу. Здравствуйте! И нашим гостям.

Воспитатель:

Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Недаром говорили: «Человек трудом красен».

- Ребята, вы знаете откуда же вообще пошёл народный промысел?

(ответы детей)

В старину летом для людей было много работы, а зимой – нет. Темнело рано, не было телевизоров, компьютеров, и люди находили себе занятие: кто-то выстругивал матрёшек, кто-то украшал шкатулки. Каждое село славилось своим искусством. И до сих пор ручная работа ценится очень высоко. Ну, а сейчас начнём наше путешествие по мастерским народных умельцев!

- Где можно увидеть старинные предметы, посуду, домашнюю утварь, одежду? (В музее).

Мы знаем что вы знаете много народных промыслов, познакомите нас с ними?

Отправляемся в «Музей русских народных промыслов».

Первая выставка – Матрешки

Много интересных игрушек придумано русскими умельцами. Одна из них – русская матрёшка. Своё имя матрёшка получила от женского имени Матрёна.

Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска.

- Из какого дерева делалиматрешку?

Дети: Из березы, липы.

Воспитатель: для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Сделали мастера заготовки и художникам отдали.

- Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса.

Воспитатель: Чем покрывают расписанную матрёшку?

Дети:

Матрёшку покрывают лаком на три раза, чтобы краска крепче держалась, и чтобы матрёшка блестела.

Д/игра «Собери картинку» разрезная матрешка.

(Дети подходят ко второму стенду — Гжель)

Дед с бабкой спрашивают а что это за роспись такая красивая?

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе её названье – Гжель.

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».

- Ребята, понравилась ли вам роспись Гжель?

- Какие цвета используются в этой росписи?

- Продолжим нашу экскурсию.

(Дети подходят к третьему стенду — Хохлома)

- Посмотрите, какая красивая посуда.

Ребенок читает стихотворение

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки. Я перечислила элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному – завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок.

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы с хохломской росписью)

- Ребята, прежде чем перейти к следующему стенду, предлагаю вам немного размяться и поиграть на ложках. (муз. пауза)

-Теперь отправляемся дальше.

(Дети подходят к стенду с Дымковской и Филимоновской игрушкой)

- Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барышня, и свистулька, и лошадки. Что же это за узоры? Чем отличаются эти игрушки?

Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет.

Она отличается предельно простой, ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону.

Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий.

Дымковская слобода (это, ребята, большое село), славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие.

(Дети рассматривают картинки и предметы дымковской росписи. Воспитатель обращает внимание детей на цвета используемые в данной росписи).

- Для этой росписи используют сочетания ярких цветов. красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и

старинный праздник.

- А какие мастера тоже делали свистульки?

Деревню Филимоново назвали в честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой синий глины, из которой можно было лепить разную утварь. Гончарный промысел процветал в деревне несколько веков: мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы. Свистульки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках. Лепили игрушки традиционно только женщины. Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет.

- Чем эта игрушка отличается от дымковской? (цветом глины, росписью)

Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой.

- Ребята, вот мы и познакомились со знаменитой русской росписью Гжель, Хохлома и Дымка.

- У меня для вас есть сюрприз!

(На столе лежит шкатулка, завёрнутая в платок. Педагог обыгрывает ситуацию – сюрпризный момент)

В шкатулке лежат деревянные свистульки, воспитатель предлагает детям расписать в том промысле, который им больше всего понравился.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год