Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чувашской национальной культуре через реализацию дополнительной образовательной программы «Весёлый чувашский»
Фольклор
Автор: Т. Мелёшкина, Л. Ильина, воспитатель, Т. Зуева,   
11.12.2024 11:17

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чувашской национальной культуре через реализацию дополнительной образовательной программы «Весёлый чувашский»Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чувашской национальной культуре через реализацию дополнительной образовательной программы «Весёлый чувашский»

«Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое» – чувашская народная пословица.

В Концепции воспитания обучающихся Самарской области, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и «Стратеги развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», отмечено, что основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, передающиеся от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Самарская область представлена культурными и этническими особенностями и часто встречаются дети с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур.

 

В настоящее время тема, направленная на формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям, погружения в истоки национальной культуры является актуальной.

С внедрением федеральной образовательной программы (ФОП) детский сад выполняет одну из основных функций – создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

Взрослые редко передают традиции своего народа подрастающему поколению, мало играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством.

Национальный состав населения Похвистнево, согласно последней переписи населения, распределён примерно следующим образом: русские – 24 739 (85. 55%) человек, татары – 1 180 (4. 08%) человек, чуваши – 787 (2. 72%) человек, мордва – 613 (2. 12%) человек, украинцы – 393 (1. 36%) человека, другие национальности (менее 0,5% каждая) – 1 206 (4. 17%). Соответственно, наш детский сад посещают дети разных национальностей, среди которых немало чувашей.

Одной из возможностей сохранения историко-культурного наследия чувашского народа является организация совместной деятельности по программе дополнительного образования «Весёлый чувашский». Основной целью работы по данной программе является развитие личности ребенка, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на чувашском языке.

Данная программа знакомит детей с пониманием культуры родного народа, дополняет основные образовательные курсы по речевому развитию, помогает уже в дошкольном возрасте овладеть знанием чувашского языка, является уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения, воспитания толерантного отношения к людям. Изучение чувашского языка помогает глубже понять свою собственную культуру.

Основными видами деятельности дошкольников на занятиях по программе являются игра и общение, в рамках которого происходит формирование и совершенствование активности дошкольников. В наибольшей степени эта активность проявляется в развивающем сюжете занятия. Сюжетная основа представляет определенный сценарий, включающий комплекс мотивированных заданий, организующих общение, что позволяет ненавязчиво приобщать ребенка к изучению чувашского языка и организовать переход от одной деятельности к другой.

Почему же именно игра эффективна в реализации программы? В чем ее педагогическая целесообразность использования?

Уникальность дошкольного возраста состоит в том, что именно в это время возможно включение процесса изучения родного языка в контекст игровой деятельности c целью создания внутренней мотивации и интереса к овладению языком. Новая игра со сказочными персонажами, зверушками, которые говорят на родном языке, является психологическим толчком для перехода на новый язык. Посредством игры развивается интерес к родному языку и происходит первое соприкосновение c языковым миром. C помощью игры легче сосредоточить внимание детей, привлечь их к активной работе. Это связано c психологическими особенностями детского организма.

В ходе развития сюжета занятия происходит интеграция: игровой + речевой деятельности на родном или чувашском языке; игровой + речевой + предметной/изобразительной деятельности; игровой + речевой + музыкально-спортивной деятельности и других динамических структур взаимодействия различных видов деятельности.

В рамках реализации дополнительной образовательной программы «Веселый чувашский» с детьми был организован детский проект «Такие похожие слова», цель которого развитие речевой активности детей через изучение чувашских слов заимствованных из русского языка и создание словаря русских слов в чувашском языке. Данный проект в окружном конкурсе детских проектов «Мои первые открытия» занял 1 место.

Воспитанница нашего детского сада приняла участие в областном мероприятии, посвященном памяти Героя Советского Союза Георгия Нефёдовича Захарова и стала победителем в смотре-конкурсе песни и танца, а также призером в конкурсе чтецов произведений чувашских писателей, посвященных Великой Отечественной войне.

Семья воспитанницы приняла участие во II Всероссийском конкурсе семейных видео-роликов, раскрывающих роль семьи, родных языков, национальных традиций в воспитании подрастающего поколения.

Уже в дошкольном возрасте уделяется особое внимание формированию у детей начал национального сознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям всех национальностей, интереса к национальной культуре и языку.

Таким образом, работая по дополнительной образовательной программе «Веселый чувашский» воспитывается гармонично развитая личность, развиваются в ребенке природные задатки, творческий потенциал, способности, позволяющие ему реализоваться в различных видах и формах деятельности. Данная программа не только обеспечивает детей возможностью овладения еще одним способом общения, но и приобщает детей к истокам культуры чувашского народа, формирует у них основы нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях, создает благоприятные условия для привития любви и уважения к людям другой национальности, воспитания толерантной личности.

Список литературы

  1. Андреева Н.Н. Личность педагога в современных условиях гуманизации образования / Н.Н. Андреева, Н.Н. Ефимова, Л.Б. Соловей. – Чебоксары, 2004
  2. Богатеева З.А. Приобщение детей к традиционной культуре народов среднего Поволжья. – Чебоксары, 2003
  3. Игнатьева В.И. Современные cоциально-педагогичеcкие условия обучения чувашскому языку как неродному / В. И. Игнатьева // Цивилизации народов Поволжья и Приуралья: сборник научных статей по материалам Междунар. науч. конф. -Т. III. — Проблемы языка и этноса на рубеже веков. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2006. — C. 329 — 335.
  4. Махалова И.В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа / И.В. Махалова, Е.И. Николаева. – Чебоксары, 2003
  5. Михайлова С. Г. Примерная программа обучения чувашскому языку русскоязычных дошкольников / С. Г. Михайлова. — Чебоксары: Чуваш, гос, пед. ун-т, 2021. – 71 с.
  6. Михайлова С. Г. Формирование механизмов чувашской речи у русскоязычных дошкольников пятого года жизни при обучении литературному произношению / С. Г. Михайлова. – Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2021. — 163 с.
  7. Михайлова С. Г. Учимся говорить по-чувашски Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2021. – 132 с.
  8. Протасова, Е. Ю., Методика развития речи двуязычных дошкольников / Е. Ю. Протасова. Н. М. Родина. — М.: Владос, 2020, – 245 с.
  • Т. Мелёшкина, руководитель,
  • Л. Ильина, воспитатель,
  • Т. Зуева, педагог-психолог,

СП «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево Самарской области

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год