Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитание детей через народные традиции
Фольклор
Автор: Кунавина Светлана Борисовна   
14.08.2024 13:44

Воспитание детей через народные традицииВоспитание детей через народные традиции

Кунавина Светлана Борисовна МАДОУ «Детский сад №21»

Мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагогической теории К. Д. Ушинского. Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

Традиции-складываются, в результате накопленного опыта, систем норм, представлений, правил и образцов, которой руководствуется в своём поведении довольно обширная и стабильная группа людей. Традиции передаются из поколения в поколение и выступают одним из регуляторов общественных отношений.

 

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому. Традиции, обычаи, праздники, обряды содержащие в себе проверенные временем знания, умения и навыки человечества представляют для образования предмет социальной востребованности и актуальности. Воспитательное значение заключается в том, что они вызывают стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам в общественности. Необходимо формировать у детей с младшего возраста определенное отношение к народным традициям и обычаям, уважения и понимания их сущности, следовать примеру людей разных поколений.

Ознакомление детей с народным бытом и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понимать, что они — часть великого русского народа. Воспитатели нашего детского сада свою работу в этом направлении начали с внесением изменений, дополнения и перестроения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ и группах. Совместно с родителями и воспитателями в рекреации ДОУ создали музей "Русская изба", где представлены экспонаты старины и быта русского народа нашего села. Разработали и создали медиопрезентации: "Экскурс в прошлое..", "Утварь и быт русской избы", "Квашенье капусты на Руси". Экспозиция в музее меняется по темам "Деревянная посуда", "Часы", "Головные уборы", "Утюги","Самовары". В музее проводятся разные мероприятия от развлечений для маленьких детей «В гости к сказке», «Баю-баюшки, баю..», до фольклорных и народных праздников.

В патриотических уголках групп дополнили материалами и экспонатами- куклы в национальных костюмах, народные игрушки, альбомы, открытки, фотографии, макеты и др., Знакомство с различными сторонами народной жизни, трудом людейбыло реализовано через проведение экскурсий "В гости к хлебушку", "Откуда к нам хлеб пришёл?", в познавательных беседах «Лапти на Руси»,» Щи да каша пища наша», «Как пряли шерсть?», в презентациях: «Семейная трапеза», «Народные умельцы села Байны», «Дело мастера боится», «Жили-были» и др. Всё это дало возможность введения детей в особый самобытный народный мир.

Работу по приобщению детей к национальному искусству выстраиваем в систематическом использовании в практике всех жанров народного творчества. Начиная с раннего возраста широко применяем сказки, потешки, прибаутки, слушаем народные песенки. Адресованные детям прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Посредством фольклора прививаем детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучаем их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В среднем и старшем возрасте знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Сказки являются важными воспитательными средствами выработанными и проверенными народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в образование и воспитание каждого ребенка. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В музыкальной деятельности с детьми используем простые попевки произведений детского фольклора, а потом более сложные мелодии игровых песенных прибауток и скороговорок. Через все эти приемы подводим детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина творческих достижений — это участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников. Они в совокупности включают в себя различные жанры народного песенного и поэтического творчества — именно там, дети применяют и демонстрируют все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Интересно и красочно проходили фольклорные и народные праздники"Осенняя ярмарка", " Рябинушка", "Рождественские посиделки", "Пасха", "Яблочный спас", «Масленица». где дети знакомились с народными традициями и обычаями, обрядами, повседневной жизни крестьянина, учатся бережному отношению к природе, родному краю, своим предкам.

Традиционным стало проведение фестиваля «Красная горка» на этом мероприятии гости показывают свое мастерство, традиции и обычаи празднования в различных народных жанрах.

Для педагогического сообщества ГО Богданович был реализован семинар –практикум по теме «Жнивень или праздник Осинины на Руси». На мероприятии были представлены традиции русского народа проведение праздника «Жнивень или Осинины на Руси». Организованна работа секций по трем направлениям. В познавательном направлении педагоги и дети продемонстрировали и познакомили с русским обрядом засолки капусты, в художественно-эстетичекском направлении педагоги и дети изготовили куклу-оберег, в физическом направлении дети и инструктор по Физической культуре познакомили с русскими народными играми. Все участники показали своё мастерство и талант в пении русских народных песнях, танцах, народных играх. Присутствующими гостями было отмечено, что данное мероприятие актуально и соответствует программе ФОП, несет в себе воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного, приобщает детей к истокам народной культуры и духовности.

Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!». Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему воспитатели и специалисты детского сада широко используют их в проведении праздников, развлечений, в образовательной и самостоятельной деятельности с детьми.

Народные подвижные игры почти исчезают сегодня из детства, в нашем детском саду были реализованы проекты " Народные игры", "Народные игры Урала", где дети знакомились с играми народов русских, башкиров, удмуртов, казахов, украинцев. Нам надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи. Совместно с воспитанниками участвовали в фестивале

" Народы Урала" где представляли обычаи и быт народов-марийцы. Воспитатели ДОУ были участниками районного фестиваля "Мы вместе" где продемонстрировали быт, обычаи, традиции казаков. В канун праздника народного единства в ДОУ была организованна выставка «Казахское подворье» где прошло знакомство с народом казахи, был представлен быт, утварь, посуда и национальные блюда этого народа. «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов.

Традицией детского сада стало проведение «Встреч с интересными людьми», на которых умельцы села, бабушки воспитанников знакомят с русскими сказками, былинами, прибаутками, что позволяет приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Большую роль к приобщению к традициям русского народа оказывает взаимодействие с социумом. Воспитанники нашего ДОУ активно сотрудничают и принимают участие в народных Фестивалях МАУК РБДК с.Байны " Уральская Метелица", "Первоцвет", "Весенняя капель", «О чем поет гармонь». Посетили выставку по знакомству с народными инструментами, что позволило узнать детям особенности и историю народных музыкальных инструментов.

К.Д Ушинский, считал вся воспитательно-образовательная работа в семье, в детском саду, в школе должна вестись на родном, материнском языке. Гимном родному языку является статья Ушинского "Родное слово", написанная вдохновенно, эмоционально. В ней он сравнивает язык народа с распускающимся цветом всей духовной жизни нации, утверждая, что в языке одухотворен народ и его родина, что язык — самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее. Родной язык является лучшим средством воспитания, который учит естественно и успешно, откуда идет духовное, нравственное и умственное развитие.

Данная идея отражена в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» в главе 2, статье 14.

Необходимость приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства учтена в новом документе Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. Область познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Таким образом, идея К.Д. Ушинского о важности того, чтобы ребенок с раннего детства должен приобщаться к культуре своего народа, знать уклад жизни, быт, обряды, искусство, историю предков стала достоянием современного образования.

Используемая литература:

Ельцова Е.М. "Воспитание дошкольников в духе русских народных традиций", М.: сфера, 2019г.

Соломенникова О.А. "Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: Мозайка -Синтез, 2005г.

«Дошкольная педагогика». Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина

«Просвещение», Москва, 1978 г.

«О воспитании детей и юношества. Традиции русской гуманистической педагогики (по трудам К.Д. Ушинского); Сост.: П.А. Лебедев. – М.: Амрита-Русь, ИД Шалвы Амонашвили, 2020 г.

Ушинский К.Д. «Моя система воспитания. О нравственности»; Сост., предисл., коммент. В.О. Гусаковой. — М: Издательство АСТ, 2018 г.

Ушинский К.Д. «Четыре желания. Рассказы и сказки»; иллюстрации Сергея Ярового. – М.: Эксмо, 2023 г.

Электронный ресурс Российского общества «Знание»:

https: //znanierussia. ru/articles/Ушинский, _Константин_Дмитриевич

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год