Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер – класс для педагогов «Изготовление народной тряпичной игрушки Коник».
Фольклор
Автор: Балашова Людмила Анатольевна   
07.08.2024 23:40

Мастер – класс для педагогов «Изготовление народной тряпичной игрушки Коник».Мастер – класс для педагогов «Изготовление народной тряпичной игрушки Коник».

Мастер-класс воспитателя Балашовой Л.А МБДОУ 67 «Поляночка» г.Калуги НСП «Журавлёнок»

Тема: Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах художественно- эстетического воспитания детей через ознакомление с традиционными народными куклами.

 

Скачать мастер-класс

Задачи:

  • Расширить представления педагогов о роли народной культуры в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.
  • Развивать интерес к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
  • Привлечь внимание к истории народной куклы, выделяя её достоинства.
  • Показать значимость народной игрушки в воспитании ребёнка дошкольника.
  • Познакомить с приёмами изготовления куклы.

Оснащение: наборы для изготовления игрушки (кусочки ткани, нитки, ножницы, прищепки); презентация «Народные куклы»; выставка «Народные куклы».

Ход:

Необходимым условием построения современной системы художественно-эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения.

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принципы общей дидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, я обратила внимание на приобщение детей к изготовлению русской народной тряпичной куклы.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.

Каждая кукла имела свое значение. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

Обереговые куклы (лихорадки, купавка, пеленашка). Кукла миниатюрная, помещается на ладошке. Обереговая кукла, как и все народные куклы безлика. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла вещь неодушевлённая, а значит недоступная для вселения злых сил. Кукла делалась без использования ножниц и иглы – ткань рвали и скручивали. Эти куклы были призваны защищать и оберегать.

Обрядовые — это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках (крупеничка, масленица, коза). С ними ходили по дворам ряженые, колядовали. По завершению обряда их сжигали, разрывали и разбрасывали по полю, топили, хоронили, или отдавали играть детям/

Игровые куклы предназначались для детских забав (зайчик-на-пальчик, столбушка, тульская барыня). Они чаще всего были свёрнутыми. Свёрнутые куклы делались без иголки. На деревянную палочку (ложку) наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали верёвочкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали нарядную одежду. К свёрнутым куклам относятся и куклы – закрутки (туловище – кусок ткани закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой.

Современному ребёнку нужна народная кукла. Главная ценность в том, что ребёнок может сам (под руководством взрослого) её мастерить – кукла становится для ребёнка родной и дорогой, способствует развитию творческих способностей детей. При изготовлении кукол дети получают знания об истории, познают окружающий мир, учатся рукоделию. У детей развивается мелкая моторика, художественный вкус.

Сегодня я предлагаю изготовить куклу Коник. Конь – олицетворение мощи и жизненной силы. Конь символизирует интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, быстроту и неутомимость, бесстрашие и воинскую славу. Обладатель оберега Коник был защищён от злоумышленников, был наделён добрым началом, известностью, счастьем. Такие игрушки выставлялись на окна в домах, где рождался мальчик. Традиционную русскую народную игрушку Коник можно сделать из лыка, соломы, пряжи, джутового шпагата или из ткани.

Нам понадобятся:

  • два прямоугольника из светлой ткани,
  • два квадрата из цветной ткани,
  • нитки,
  • прищепки,
  • ножницы
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год