Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»
Фольклор
Автор: Королёва Регина Рафисовна   
04.01.2024 20:58

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»

Программное содержание:

  • дать детям представление о многообразии видов устного народного творчества
  • продолжать знакомить их с различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбельные песенки)
  • дать различие между народной и авторской сказками
  • Игра в хороводную игру «Ходит Ваня», используя выразительные средства речи, мимику, жесты
  • развивать словарный запас детей за счёт новых слов
  • прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Ход занятия

(Звучит музыка в зал входят дети.

Воспитатель встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок.)

- В каких сказках живут эти герои? (в русских народных сказках)

 

- Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает. Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала. А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

- Почему сказки называются русские народные? (его сочинил русский народ)

- Народную сказку сочинил народ в течение многих поколений, на нашей выставке есть книги, которые написаны конкретным человеком и они называются авторские, т.е. мы знаем, кто их написал (сказки А.С. Пушкина, К.Чуковского А. Барто. и т.д.)

- Какие бывают русские народные сказки? (волшебные, о животных, бытовые)

Дети: Есть, сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.

Дети: Есть, сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.

Дети: Есть, бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.

- Ребята, у меня есть разрезные картинки, их нужно собрать и определить, какая это сказка, бытовая, о животных или волшебная (рассуждение детей).

- Но не только сказки народ русский складывал, но и загадки придумывал, поэтому о них также говорят «русские народные».

- А какие загадки знаете вы?

(Этот серенький комочек

Прячет ушки под кусточек,

А зимой он беленький,

Всех боится, бедненький!) (заяц)

Острые зубы, серая шубка,

Зайцы боятся его не на шутку.

Красную Шапочку он проглотил,

да и козлят не пощадил! (волк)

В русской сказке живёт

Рыжая красавица,

Самой хитрой слывёт,

Зайцу жить спокойно не даёт! (лиса)

Это кто же косолапый

Зиму всю сосёт он лапу.

А весною из берлоги

Вылезает лежебока? (медведь)

Все обходят это место: 6. В дверь, в окно стучать не будет,

Здесь земля как будто тесто, а взойдёт — и всех разбудит. (Солнце)

Здесь осока, кочки, мхи —

Нет опоры для ноги. (Болото)

Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)

Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (Клубок)

Теперь я вам прочитаю потешку

В нашей группе есть:

Два Самата –

Раскрасавцы ведь они,

И, конечно же, есть Айлин –

Она словно кукла наша.

Есть и Эвелина и Ясмина, Амина и Анель,

Данелия Эмилия, Алиса и Артур,

Егор, Эмин

Не забудем проИлюшу. И про Диму и Марусю

Сколько в группе есть ребят?!

Есть Марьяна – хохотушка, и Арина ее подружка

Наши Амалия Оливия –веселушки.

Озорной и смышленый наш Никита

Есть тихая и скромная

Девочка Малика

Есть ещё и Петр

Умный, добрый мальчик наш

Есть у нас ещёАдилюшка

Очень милая девчонка

Ты никем не заменима!

Нету только лишь Акульки,

Она маленькая, в люльке;

Нет у нас Матрёнки,

Она крошечка – в пелёнке.

Нет Ивана, Фёдора.

Кого нет, не перечесть!

Я люблю того, кто есть

Воспитатель: Вот какой стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить.

Давайте поиграем в русскую народную хороводную игру:

«Ходит Ваня»

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Ход игры: Дети и педагог становятся в круг. Педагог и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем педагог меняет ведущего, игра продолжается.

Ходит Ваня, ходит Ваня

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

Нашел Ваня. Нашел Ваня

Для себя дружочка.

Воспитатель: А еще я знаю смешную дразнилку:

Федя – медя – требуха

Съел корову и быка,

И пятнадцать поросят

Только хвостики висят.

Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку.

- А какие дразнилки известны вам? (ответ детей). Можете придумать.

Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они начинали пересчитываться, чтобы выбрать водящего:

«Тары – бары, растабары!

У Варвары куры стары!»

- Какие считалки знаете вы? (ответ детей).

А ещё на Руси всегда любили песни. Все эти песни придумывал народ. Песни были колыбельные, хороводные. Особенно дети любят колыбельные песенки.

Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни.

- Ребята, сегодня мы говорили, что русский народ придумывал (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилка, колыбельные песенки). Всё это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, т.к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.

Воспитатель: На память о нашем сегодня занятии, я хочу подарить вам раскраски русских народных сказок.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год