Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приобщение детей с ОВЗ к этнокультурным традициям через реализацию проекта «Кладовая детского фольклора»
Фольклор
Автор: Петришина Елена Валерьевна Князева Людмила Евгеньевна   
03.01.2024 17:55

Приобщение детей с ОВЗ к этнокультурным традициям через реализацию проекта «Кладовая детского фольклора»Приобщение детей с ОВЗ к этнокультурным традициям через реализацию проекта «Кладовая детского фольклора»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 комбинированного вида»

Важное направление деятельности педагогов ДОУ на современном этапе — создание условийдля личностного развития дошкольников, их позитивной социализации на основе формирования ценностного отношения к культурному наследию и традициям своего народа.

Именно поэтому одним из путей повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является обращение к русской народной культуре с учетом этнокультурного многообразия.

Фольклор — одно из действенных и ярких средств устного народного творчества, таящего огромные дидактические возможности. Осуществляя комплексный системный подход, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, воспитатели группы в 2022-2023 учебном году реализовали проект «Кладовая детского фольклора», который отвечает требованиям ФГОС ДО, отражающих один из основных принципов дошкольного образования -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

 

Актуальность проекта:

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в детях доброе начало, доставлять им радость. Малые формы фольклора таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Внедрение данного проекта внесет вклад в решение проблемы приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к русской народной культуре, нравственно-патриотическому и познавательно – речевому развитию наших воспитанников.

Цель проекта: Приобщение детей к традициям и культуре своего народа. создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Задачи проекта:

  • Развивать интерес и любовь к фольклору.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать слуховое восприятие и внимание, музыкальные способности, чувство ритма и координацию движений.
  • Продолжать знакомить детей с шумовыми и музыкальными инструментами.
  • Создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей посредством фольклора. Учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки.
  • Разнообразить игровой досуг детей в течение дня.
  • Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Воспитывать на основе устного народного творчества положительное отношение к совместной деятельности в режимных моментах.
  • Совершенствовать систему взаимодействия с родителями, педагогами в процессе проекта.

Для реализации проекта была разработана специальная развивающая предметно-пространственная среда в группе, в музыкальном зале:

  • картотеки потешек, закличек, подвижно – хороводных игр, колыбельных песен, музыкального репертуара, логоритмических игр на материале потешек
  • литературный, иллюстрированный, наглядно-дидактический материал, дидактические игры по теме «Фольклор в повседневной жизни» в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников
  • мультимедийные презентации, CDдиски с потешками, сказками и другими формами фольклора
  • «уголок ряженья» для музыкальной и театрализованной деятельности
  • разные виды театров по русским народным сказкам.

Формы образовательной деятельности в процессе реализации проекта:

  • занятия по музыкальной деятельности
  • занятия учителя-дефектолога
  • занятия воспитателей по продуктивным видам деятельности
  • совместная образовательная деятельность педагогов и детей
  • самостоятельная деятельность детей под наблюдением педагогов
  • режимные моменты.

В процессе реализации проекта использовали следующие методы и приемы:

  • организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений
  • оформление книжного уголка, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки
  • выставка книг с различными жанрами фольклора
  • дидактические игры по ознакомлению с потешками «Кто в домике живёт?», «Чей домик?», «Угадай и собери»
  • рассматривание иллюстраций, картин по потешкам; чтение, беседа по содержанию потешки, заучивание потешки
  • обыгрывание потешек с использованием костюмов, шапочек, масок.
  • занятия педагогов группы с использованием потешек
  • пальчиковые игры «Сорока», «Две тетери», «Кот Мурлыка», «Коза» и т.д.
  • прослушивание потешек и других фольклорных форм в аудиозаписи
  • просмотр видео презентаций потешек
  • использование продуктивных видов деятельности при ознакомлении с фольклором
  • оформление выставки рисунков «Наши любимые потешки»
  • проведение русских народных подвижных и хороводных игр
  • слушание русских народных сказок, игры – драматизации по любимым сказкам.

Эффективными методами считаем прослушивание в аудиозаписи, просмотр видеопрезентаций малых фольклорных форм, использование разных видов деятельности (игровой, продуктивной).

Наши воспитанники очень любят играть на детских музыкальных инструментах. Игра на детских шумовых музыкальных инструментах – развивает у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Особое место в процессе реализации проекта занимало использование педагогами группы музицирования на детских шумовых, музыкальных инструментах.

Педагогическая деятельность в данном направлении состояла из нескольких этапов. На первом этапе:

  • слушание звучания детских музыкальных инструментов
  • самостоятельная игра детей на инструментах
  • настольные дидактические, речевые игры.

На втором этапе педагоги группы организовывали:

  • шумовое оформление потешек ( «Большие ноги шли по дороге»)
  • двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов ( «Весёлые зайчики прыгают на полянке» (бубен); «Бабочки порхают над цветами» (колокольчик)
  • художественно-продуктивная деятельность (рисование под музыкальное сопровождение простейших музыкальных инструментов по трафарету, аппликация «Укрась ложки, бубен»)

На 3 этапе:

  • логоритмические игры на материале русских потешек (обыгрывание потешек с использованием музыкальных и шумовых инструментов) «Петушок», «Мишка косолапый», «Шумовое оформление сказки «Курочка Ряба», «Идёт коза рогатая», «Самолет» и т. д.
  • музыкальные праздники и развлечения: «Пришла коляда-отворяй ворота», «Котята в гостях у кошки»
  • участие в конкурсах.

При организации совместной деятельности педагогов использовали эффективные формы взаимодействия:

  • наглядная информация «Малые фольклорные формы», «Вот как мы играем»
  • консультация для педагогов группы «Организация музицирования на детских музыкальных инструментах»
  • презентация проекта на педагогическом совете в детском саду.

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством не была бы положительной, если бы не уделялось должного внимания вопросу взаимодействия с родителями. Для этого мы использовали различные формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей «Малые формы фольклора»
  • памятка «Фольклор в повседневной жизни детей»
  • оформление наглядной информации в родительский уголок «Зачем нужны детские музыкальные инструменты дома», «Читаем детям»
  • создание презентации «Кладовая детского фольклора» (отчёт о проекте), слайд-шоу «Дети и фольклор» (через группу в интернете «Радуга»)
  • семинар — практикум «Играем на музыкальных инструментах»
  • беседы, консультации «Роль фольклора в развитии речи детей", "Воспитание детей средствами фольклора», «Роль музыкального фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
  • оформление альбома, выставки творческих работ «Наши любимые потешки», « «Народные музыкальные инструменты»
  • фотовыставки «Как мы праздник отмечали!», «Кладовая детского фольклора»
  • оформление уголка для родителей "Фольклор в нашей семье".

Результат:

Дети:

  • сформировано положительное отношение к режимным моментам
  • повысился интерес к устному народному творчеству, художественной литературе
  • повысился уровень слухового восприятия и внимания, уровень музыкальных способностей
  • словарь детей обогатился новыми словами, выражениями; воспитанники овладели навыками общения со взрослыми и сверстниками
  • повысился уровень игры на музыкальных инструментах, уровень артистических способностей в процессе игр — драматизаций, обыгрывания потешек
  • повысилось чувство ритма в доступных для детей формах в процессе ознакомления с фольклором
  • стали проявляться нравственные черты характера: сострадание, доброта, уважение.

Родители:

  • повысилась заинтересованность родителей жизнью группы, желанием участвовать в ней
  • сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в домашних условиях
  • повысился общий культурный уровень.

Нами был сделан вывод, что малые фольклорные формы выполняют коррекционные функции в развитии и воспитании детей с ОВЗ; несут в себе психологический комфорт, эмоциональное общение, накопление положительного нравственного опыта, радость, красоту, помогают в овладении речью.

Педагоги группы и музыкальный руководитель в дальнейшем планируют использовать устное народное творчество в коррекционно-развивающей деятельности.

Музыкальный руководитель: Петришина Елена Валерьевна

Учитель-дефектолог: Князева Людмила Евгеньевна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год