Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
Фольклор
Автор: Лемеш Татьяна Николаевна   
28.11.2022 12:47

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчествоПриобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки — это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством. Все это возможно только посредством яркой и образной речи, поэтому, важный момент работы с детьми — это приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.

 

В процессе работы над темой решаются следующие задачи:

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
  2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
  3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
  4. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
  5. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.

Определив направления в работе, следует приступить к их реализации. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения пробудить интерес к творчеству. Поэтому важно изучить различные виды народного творчества, прочитать специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта. В развивающей среде группы могут появиться: лесная поляна с "русской красавицей" — березкой, колодец, забор, подсолнух, куклы в русских костюмах, горница (комната русского быта).

Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества рекомендуется предложить детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Важно научить детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки дети приходят к пониманию противоречий в окружающем мире, необходимости выбора, потребности решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский, "сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап — инсценирование".

В работе необходимо использовать наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок); игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, "Вечерах общения" и "Уроках доброты". Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка.

Решить задачу по развитию фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, помогут сказки, которые побуждают детей к выразительности диалогов. Особую ценность в этом представляют импровизационные диалоги персонажей и монолог сказочника в играх драматизациях. Под впечатлением услышанной сказки возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка. Полезно разыгрывать с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождаю меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Для раскрытия своих творческих способностей хорошо предложить детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад: "Веселое путешествие колобка", "Репка, репонька, вот какая крепенька" (вторая младшая группа), "У козы рогатой чудные козлята", "Два медвежонка" (средняя группа), "День рождения козочки", "У страха глаза велики" (старшая, подготовительная группа). Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом. Важно использовать в работе с детьми практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С. Лихачев, "мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа, важно возродить с детьми старшего возраста забытые календарные праздники: Рождество (Святки), Масленицу (Вторник-заигрыш), Васильковый день (Праздник полевых цветов), Петров день (Сенокос) и др. При отборе фольклорного материала учитывать возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" — потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей нужно знакомить с более сложным фольклорным материалом — былинами, сказаниями и обрядовыми песнями. Хорошо ввести в обычай собираться, чтобы вместе читать потешки, прибаутки, небылицы, рассказывать сказки, играть в народные игры, петь русские песни, а то и отведать вкусной тыквенной каши из чугунка. Многие занятия приветствуется закончить чаепитием из самовара. Старшим детям можно рекомендовать научиться готовить блюда русской кухни. Сколько радости это приносит детям! Полезно ввести в практику слушание колыбельных песен перед дневным сном: они погружают ребенка в мир поэзии, успокаивают, помогают заучивать текст. Полезно отмечать именины, непременным атрибутом которых являются различные забавы, народные игры, добрые пожелания, какой-нибудь сюрприз, подарки, которые дети могут сделать имениннику.

Особое внимание следует уделять проблеме сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Важной частью работы может стать организация семейного клуба "Посиделки", на заседаниях которых в непринужденной обстановке можно познакомить родителей с различными видами русского народного творчества и методикой преподнесения ее детям. В творческой обстановке провести дискуссии, вечера вопросов и ответов, организуются выставки рисунков и поделок, ярмарки семейного творчества. Особенно ценно будет то, что в заседаниях клуба должны участвовать дети, что, конечно, же, способствует их сближению с родителями.

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха проводятся через все виды деятельности, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических задач огромное значение необходимо придавать индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.

В игре — драматизации не упускать из виду такое направление деятельности, как сюжетно-ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей. Использовать разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками из плоскостного театра, куклами би-ба-бо.

В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок, перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь. Реализуя задуманное осуществляется гибкое руководство, постоянное ориентирование на каждого ребенка: поощрять поиск, не оставляя без внимания ни одно высказывание, внимательно относится к ответам и рассуждениям. Воспитывать у детей уверенность в том, что они могут в любой момент обратиться к с вопросом, за помощью или советом. Занятия рекомендуется проводить в достаточно свободной форме: дети могут ходить, сидеть или стоять за столами, располагаться на ковре, максимально приблизившись к месту действия, например, при чтении сказки, когда хочется получше рассмотреть иллюстрации. Тем самым создается эффект спокойной домашней атмосферы.

Следует научить детей усваивать способы изменения существительных: образование форм именительного и родительного падежа множественного числа, винительного падежа одушевленных существительных; форм глагольного словоизменения, способов выражения завершенности — незавершенности действия. Новые слова, способы словообразования усваиваются в дидактических играх ("В гостях у Матрены", "Матрешки приглашают к праздничному столу"), в творческих заданиях ("Догадайся, из какой сказки эти герои", "Назови ласково друга", "Молчанка"). Грамматическое оформление предложения дети учатся усваивать, составляя совместно рассказ, загадывая и отгадывая загадки, в ходе игр — драматизаций, сюжетно-дидактических играх ("Почтальон принес загадки", "Путешествие по сказкам", "Ярмарка"), пластических этюдах, в творческих заданиях ("Придумай историю о том, как Красная Шапочка познакомилась с другом").

Начиная с младшей группы, важно постепенно подвести детей к моделированию. Это позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи.

Загадки, построенные на описании и сравнении, обогащают словарь дошкольников, учат четко произносить их, придумывать небольшие сказки по их сюжету. Пример составления загадки о зайчике:

  • Он маленький, как:, но не...
  • Он пушистый, как:, но не:
  • Он быстрый, как:, но не:
  • Он серенький, как:, но не: Кто это?

Хорошей идеей может стать создание горницы. Первые посещения горницы детьми младшего дошкольного возраста посвятить знакомству с предметами быта, их названиями, способами действий с ними. Дать понятия о редко употребляемых народных словах, объяснить при этом их значение: чугунок, ухват. В старших — подчеркивать историческую преемственность с современными аналогами: лучина — керосиновая лампа — электрическая лампа. На занятиях дети становятся активны, так как им надо самим догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. Больное внимание следует уделить сочетанию словесного и наглядного методов, использовать сюжетные картинки, символы, а также народные приговорки и пестушки (при умывании, заплетании волос девочкам, перед сном, при пробуждении).

Суть такой методики: целенаправленная передача опыта речевого поведения, определенным образом систематизированного, где большое значение имеет совместный диалог воспитателя с детьми, включенный в совместную деятельность, создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту, создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды, приобщения дошкольников к фольклору, умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, в их речи активизировать имена прилагательные и глаголы, обогатить словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики.

Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год