Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект по художественно – эстетическому развитию детей в старшей группе «Весёлая ярмарка»
Фольклор
Автор: Морозова Татьяна Владимировна   
26.11.2022 06:27

Конспект по художественно – эстетическому развитию детей в старшей группе «Весёлая ярмарка»Конспект по художественно – эстетическому развитию детей в старшей группе «Весёлая ярмарка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №3 "Искорка" городской округ Луховицы Московской области

Воспитатель: Морозова Татьяна Владимировна с. Дединово

Цель: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с изделиями народных умельцев.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

  • Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Городец, Гжель;
  • Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора;
  • Дать понятие детям «декоративно – прикладное искусство»;
  • Уметь видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;
  • Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
  • Активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Городец», «Дымково»;
  • Вызвать у детей желание побывать в роли Гжельских мастеров и самостоятельно выполнить узоры Гжели на бумажных шаблонах сервиза методом пластилинография.

2. Развивающие задачи:

  • Развивать у детей интерес к народному декоративно – прикладному искусству;
  • Способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;
  • Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;
  • Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;
  • Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.

Предварительная работа:

  • знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Городец, Гжель. Рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек, работа с раскрасками;
  • рисование элементов Дымковской, Городецкой и Гжельской росписи на бумаге гуашевой краской;
  • беседа с детьми о русских народных традициях; знакомство с русской народной игрой «Карусель».

Работа с родителями: обращение к родителям с просьбой выучить с детьми данные им стихотворения.

Материал: рубахи и сарафаны для детей, платок для воспитателя; палка с разноцветными атласными лентами для игры «Карусель»; изделия русских народных промыслов: деревянные изделия с городецкой росписью, предметы Гжельской керамики, Дымковские игрушки, предметы и сувениры, которые могли бы продаваться на ярмарке. Презентация «Сине – голубая сказка». Силуэты заготовки посуды из белого картона, пластилин синего и белого цветов, доски для лепки, стеки. Хороводная русская народная музыка.

Ход занятия.

Под весёлую ярмарочную мелодию дети парами входят в зал.

Воспитатель: Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг! Правда, детки, тут красиво? Аж захватывает дух!

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, пожалуйте на весёлую ярмарку! С давних пор у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из разных деревень. А вы знаете, ребята, что такое «ярмарка»? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ярмарка — это место, где никому не тесно, куда отовсюду свой товар привозят, продают, меняют, и если понравится, покупают и везут домой.

Воспитатель: А что ещё вы можете рассказать мне про Ярмарку?

1ребёнок.

Двести лет тому назад

Или триста

Лесом тёмным да густым,

Полем чистым.

2 ребёнок.

Как при сказочном царе

При горохе

Шли на ярмарку гурьбой скоморохи

3 ребёнок.

Первый всегда зазывала идёт,

Громко кричит,

Созывает народ

Входят четыре мальчика в расписных рубахах

1ребёнок.

Эй, вы, люди добрые

И не добрые!

Слушайте, слушайте, слушайте,

Как у нас было на святой Руси.

А то не соколы солеталися,

А то мастера соезжалися.

2 ребёнок.

«Стук – бряк» — катят гружёные подводы

Вдоль извилистых берегов рек

«Стук – бряк» — везут товары на ярмарку.

3 ребёнок.

Соезжаются люди добрые

Плясуны и игруны

Кукольники и певуны

Скоморохи и болтуны.

4 ребёнок.

Э – ге – гей! Солнце красное встаёт

Спешит на ярмарку народ!

Воспитатель: Подходите, да смотрите, какие здесь товары, игрушки да посуда собраны!

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли!

Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты!

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра!

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера!

Воспитатель: Ребята, давайте поглядим, что же у нас тут есть на ярмарке?

Отгадайте-ка загадку!

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети: Это дымковские игрушки.

Воспитатель: Правильно! А скажите, пожалуйста, откуда они к нам приехали?

Дети: из села Дымково.

Воспитатель: Совершенно верно! Поэтому и название у них такое-дымковские игрушки.

Девица в венце

Румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша

Хоть весь базар обойдёте

Лучше барышень не найдёте!

Игрушки наши повсюду славятся,

Подходи скорей,

И вам понравятся! (Дымка)

Воспитатель.

- Нравятся ли вам Дымковские игрушки?

- А почему они вам нравятся? (яркие, красивые, приносят людям радость).

- А из чего они сделаны? (из глины)

- Какие цвета используют в своей росписи дымковские мастера?

- Какие элементы присутствуют в дымковской росписи? (кружочки, точки, кольца, полоски и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, спасибо, ребята. Действительно, славные мастера живут в селе Дымково. Они и сейчас продолжают нас радовать своими красивыми игрушками.

Воспитатель: Теперь пойдём-ка дальше по ярмарке! Ах! Что за диво! Взгляните-ка, какая интересная деревянная посуда с необычной росписью!

Коль на досочке девица

Иль удалый молодец,

Чудо – конь и чудо – птица –

Это значит… (Городец)

Далее рассматриваем изделия городецких мастеров:

- А из какого материала выполнены эти изделия? (из дерева)

- Как называется роспись, нанесённая на эти изделия? (Городецкая)

- Какие элементы присутствуют в городецкой росписи? (розан, купавка, бутон, листья)

- Какие используются цвета? (красный, розовый, синий, голубой, зелёный, белый и чёрный для оживки).

- Молодцы! Всё знаете, всё рассказали нам про городецкую и дымковскую росписи.

Воспитатель: Пойдёмте — ка дальше по ярмарке гулять! Чего здесь только нет: и матрёшки, и бусы, и поднос, и игрушки всякие!

А сейчас, послушайте, пожалуйста, загадку и найдите среди всего разнообразия такие предметы на нашей ярмарке, о которых в ней говорится.

Это синяя сказка-глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье-

Русская звонкая… Гжель!

Воспитатель: Правильно ребятки, это изделия Гжельских мастеров и я предлагаю вам среди всего этого разнообразия найти эти изделия и поставить на свободный прилавок, что бы мы их могли хорошенько рассмотреть

Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю послушать сине-голубую сказку. А почему она так называется, сейчас догадаетесь сами (дети садятся на стульчики, воспитатель читает сказку, на экране идёт показ слайдов с изображением гжельской керамики)

Сине-голубая сказка.

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской разных оттенков. Сами гжельские жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капельки, полоски, сеточки. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер чайник слепил необычный, другой чашку, третий сахарницу. Гжельские мастера-большие фантазёры. Кроме посуды они лепили животных и птиц. Даже часы в Гжели делают.

Воспитатель: Понравилась вам сказка, ребята? (ответы детей)

-О каком народном промысле эта сказка?

Дети: о Гжели.

Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята, догадались.

Воспитатель: Друзья мои, а знаете, что ещё люди на ярмарке делали? Они не только покупали и продавали товары, но ещё веселились и играли в русские народные игры.

-Давайте и мы с вами сейчас поиграем в русскую народную игру «Карусель».

Русская народная игра «Карусель» (звучит хороводная русская народная музыка)

Дети встают в круг вокруг «Карусели», держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу под музыку, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

Воспитатель: Ну как? Хорошо поиграли? (ответы детей)

-Ребятки, а вы хотели бы стать гжельскими мастерами и удивить всех своими работами? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, сколько у меня здесь белоснежной посуды, целый сервиз. Подходите не стесняйтесь, выбирайте себе посуду, какая вам нравится и приступим к росписи (дети выбирают трафарет и садятся за столы)

Воспитатель: А расписывать наши изделия мы будем сегодня необычным способом, при помощи пластилина. Для этого нам понадобится синий и белый пластилин. Из синего пластилина мы скатаем тоненькие жгутики и выложим их по контуру рисунка.

Воспитатель: Как вы думаете, что можно изобразить в центре наших изделий? (ответы детей)

Если вам понадобиться голубой цвет, то как можно будет его получить? (смешать синий и белый пластилин)

Пальчиковая гимнастика

Капустка

Мы капустку рубим — рубим,

Мы капустку солим — солим,

Мы капустку трем — трем,

Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.)

Звучит музыка, дети расписывают посуду методом пластилинографии.

Физ. минутка (во время лепки)

Мы плывём по тёплой речке,

Тихо плещется вода,

В небе тучки как овечки,

Разлетелись кто куда.

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, пошагаем,

А теперь глубокий вздох и садимся на песок.

Воспитатель. Вот и закончили свою роспись народные умельцы. Кончил дело, гуляй смело! (Дети выходят из-за столов со своими изделиями и встают полукругом)

- Вот и стали наши ребятки настоящими мастерами. Как красиво они сегодня расписали свои изделия, а самое главное, необычно.

- Ребятки, где мы сегодня с вами побывали? (на Ярмарке)

- Что мы сегодня увидели на ярмарке? (изделия Дымковских, Городецких и Гжельских мастеров)

- Какой росписью мы сегодня украшали наши изделия? (гжельской)

- Какого цвета, мы использовали пластилин? (синего и белого)

- Что для Гжельских мастеров означает синий цвет? (цвет неба)

- Молодцы ребятки, хорошо потрудились, замечательные у всех изделия получились.

Воспитатель.

Вдоль ярмарки во конец

Шёл удалый молодец

Не товар продавать

Себя людям показать.

(в это время звучит народная мелодия и заходит коробейник)

Коробейник. Весь товар у вас на славу

Потрудились вы не зря

(рассматривает детские рисунки)

Весь товар у вас скупаю, вам конфеты раздаю.

Все вместе. Солнце закатилось, наша Ярмарка закрылась.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год