Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическое пособие для воспитателей по работе над сказкой «В гостях у сказки»
Фольклор
Автор: Выборнова Татьяна Александровна   
01.11.2022 09:49

Методическое пособие для воспитателей по работе над сказкой «В гостях у сказки»Методическое пособие для воспитателей по работе над сказкой «В гостях у сказки»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№77 Комбинированного вид Приморского района Санкт-Петербург

Воспитатель первой квалификационной категории Выборнова Татьяна Александровна Санкт-Петербург 2022г

ВВЕДЕНИЕ:

Сказка — весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается.

Рассказывание сказок — старый русский обычай. Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. В сказке отражаются нравственные ценности народа. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла — глубока и неисчерпаема.

 Скачать конспект

Однако многие сказки жестокие и в самом содержании несут подавление, насилие и другие негативные моменты. Взрослые сами убеждаются в этом, рассказывая, как лиса съела колобка, как сестры издевались над Золушкой, как тяжело живется Иванушке-дурачку.

Еще одна проблема в том, что сказки подаются дошкольникам не разнообразно, т.е. это чтение, рассказывание, в лучшем случае рассказ в лицах или драматизация, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Сказки не в полной мере используются для развития воображения, мышления, речевого творчества и воспитания добрых чувств.

С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Поэтому ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

Для решения этой проблемы предлагаются методика работы со сказкой. Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе дошкольного воспитания для развития детей, я предлагаю вам схему работы с художественными произведениями, которая складывается из семи разделов.

  • Нравственный урок
  • Воспитание добрых чувств
  • Речевая зарядка
  • Развитие мышления и воображения
  • Сказка и математика
  • Сказка и экология
  • Сказка развивает руки

Конечно, все семь разделов, предложенных в схеме, выбраны условно и не претендуют на полное использование во всех произведениях. Их может быть меньше, а может быть и больше. Педагоги могут выбирать из схемы те задания, которые покажутся им важными, интересными полезными для конкретной группы детей или ситуации. Не обязательно каждую сказку прорабатывать по всем разделам. Пусть вас не смущает, если в какой – то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы педагог мог преобразоваться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и кругосветное путешествие, и возвращение в прошлое, и воспитание добрых чувств, справедливости, патриотизма и др.

Таким образом, эта схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя со сказкой, в целях гармоничного развития личности ребенка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

«Как работать над сказкой»

  1. Познакомить детей со сказкой лучше не читая, а рассказывая.
  2. Развивать диалогическую речь, т.е. учить отвечать на вопросы по содержанию (кто? что? где?) и поискового характера (почему? отчего? по какой причине? как ты думаешь?). Чередование таких вопросов помогает ребенку думать, делать выводы относительно морали, добра и зла.
  3. Формировать связную речь – значит, тренировать активный словарь детей. Для этого нужно использовать в работе над сказкой следующие речевые игры: «Длинные и короткие слова из этой сказки», «Придумай красивое слово», «Назови по-разному знакомую сказку», «Назови по-разному одну и ту же игрушку, персонажа сказки», «А если бы я оказался в сказке» -игра мечта, «Угадай предмет или персонажа по описанию», «Кем бы ты стал, если бы у тебя выросли 4 ноги?» и др.
  4. Составлять совместно с взрослым сказки с опорой на иллюстрацию, т.е. по предметной модели (2-4 картинки, последовательно раскрывающие действия персонажей) «Придумай сказку про двух котов и птичку». Затем – без опоры на картинку — «Придумай сказку, которая начинается так: жили-были…», «Нарисуй сказку», «Придумай продолжение сказки», «Придумай другой конец сказки» и др.
  5. Научить детей решать противоречия в сказках, значит научить их думать, размышлять, творить.
  6. Учить детей фантазировать, воображать, мечтать – изменять ситуацию в знакомых сказках – «Золушка потеряла не туфельку, а…» Или перевирание сказки: «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка».
  7. Научить детей рассказывать коротко и распространенно «Придумывание коротких и длинных историй», «Сказка про себя самого»
  8. Сочинение сказки по предметно-схематической модели – моделирование сказок. Дети, ориентируясь на символы должны сначала угадать, о какой сказке идет речь, а потом уже и составить сказку или рассказ по схематической модели.
  9. Учить детей проводить эксперименты в сказках – использовать, например, карточки-символы, чтобы определить отношение ребенка к тому или иному герою и его поступку в сказке.

Так следуя этим рекомендациям, постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире – таком знакомом и таком неизвестном. Для того, чтобы у детей получилось придумывание сказок и историй, нужно постараться быть терпеливым, сочинять вместе, поощрять и хвалить за самые незначительные попытки и результаты.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год