Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
Фольклор
Автор: Когут Екатерина Васильевна,Ахтариева Резида Расимовна   
22.02.2022 12:16

Организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста

Ахтариева Резида Расимовна, музыкальный руководитель, Когут Екатерина Васильевна, воспитатель МБДОУ «ДСОВ №7» г. Усинска

Аннотация: в статье рассматривается организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию старших дошкольников в дошкольной организации.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, национальные коми праздники.

Приобщение подрастающего поколения и их родителей (законных представителей) к истории, культуре, традициям и языку коми народа имеет большое место в системе образования и воспитания нашего региона и города. Никому не секрет, что наш город Усинск является многонациональным, ведь он был основан в период комсомольской стройки, в котором преимущественно проживают люди, прибывшие из городов всей нашей страны, процент местного населения невелик. Но это не дает нам права не знать и уважать традиции коренного населения. Мы должны знакомить наших воспитанников с культурой, традициями жителей, коми народа. Ведь именно в дошкольные годы возможно воспитание чувства привязанности, интереса к родному краю, ее природе; приобщения к культуре коренного населения. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения.

 

Чтобы дошкольникам было интересно знакомиться с историей коми края, его культурой, традициями, надо уметь преподнести материал доходчиво,

понятно, эмоционально, ярко, красочно и запоминающе, в связи с чем наша творческая группа пришла к выводу, что данную задачу можно решить через музыкальные мероприятия — праздники, в которых дети, стали бы непосредственными участниками.

Целью проекта «Коми край люби и знай!» являлось приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре, традициям и языку коми народа через погружение в коми национальные праздники.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей представления об окружающем мире:

  • о культуре коми народа, традициях, творчестве;
  • об истории республики, отраженной в названиях улиц, памятниках;
  • о символике республики и родного города (гербе, гимне, флаге);
  • интерес к изучению традиций, культуры коми народа.

2. Познакомить с особенностями проведения и празднования национальных праздников коми народа «Зарни сюр» (День оленевода), «Черинянь гаж» (День рыбного пирога), «Шондiбан» (Праздник солнца).

3. Формировать эмоционально-положительные чувства у детей к окружающему миру:

  • любви и привязанности к своей семье и дому;
  • интереса к жизни родной республики и города Усинска;
  • гордости за достижения республики и города Усинска;
  • уважения к культуре и традициям коми народа, к историческому прошлому.

Участниками проекта являлись дети старшего дошкольного возраста, творческая группа педагогов, родители (законные представители).

Проект реализовывался в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный, в каждом из которых, были обозначены мероприятия, ответственные лица, сроки. Подготовительный этап носил организационно-методический характер, во время которого творческая группа разрабатывала план мероприятий по проекту, разрабатывала сценарии основных мероприятий и т.д.

На основном этапе проводилась большая предварительная работа с детьми старшего дошкольного возраста во время занятий по образовательным областям

«Физическое развитие» (где происходило разучивание коми подвижных игр),

«Художественно-эстетическое развитие» (предметы «Рисование» — знакомство с коми орнаментом, творчеством коми художников и др., «Музыка» — разучивание коми песен). Это позволило дать первичные представления детям о культуре коми народа, традициях, истории в Республики в целом по следующим блокам:

  • «Жизнь и быт оленеводов»
  • «Декоративно-прикладное творчество коми народа»
  • «Традиционная кухня»

Заключительным мероприятием каждого блока стало проведение праздничных мероприятий – стилизованное представление национальных праздников с непосредственным участием дошколят.

Праздник «Зарни сюр» или (День оленевода) помог нашим воспитанникам окунуться в удивительный и загадочный мир жителей тундры — оленеводов. В ходе данного мероприятия дети узнали об особенностях быта оленеводов, основных занятиях коренного населения – это охота, оленеводство и рыболовство. Ребята с большим удовольствием играли в народные спортивные игры: метание аркана, прыжки через нарты, борьба, гонки на оленьих упряжках.

Второй праздник «Черинянь гаж» (праздник рыбного пирога) был посвящен знакомству детей с фольклорым наследием и кулинарным искусством жителей Печорского района и удивительной деревне Бызовая, в которой ежегодно проводится этот праздник. Суть праздника заключалась в том, чтобы ребята вместе с символом праздника – мамонтенком искали старинный рецепт

рыбного пирога, путешествуя по тематическим «полянам», выполняя различные задания героев праздника.

Завершением изучения блока декоративно-прикладного творчества стал праздник народного художественного творчества «Шондiбан» (Праздник солнца). Это мероприятие позволило дошколятам окунуться в чудесный мир народно-прикладного искусства и творчества, узнать тонкости художественной обработки бересты, дерева, плетения и ткачества, а также продемонстрировать зрителям красоту традиционных коми песен и танцев

Для того чтобы передать характер полноту, содержательность, особенности, всех национальных праздников творческим коллективом и руководителем проекта была проведена большая предварительная работа. Это и подготовка методического материала, атрибутов, пошив костюмов, декораций. Особого внимания стоит уделить предварительной работе с детьми, которые были главными участниками праздников, выступали в качестве юных артистов. Во — первых, на музыкальных занятиях ребята знакомились с историей праздника, особенностями их проведения, разучивали коми песни, учили водить хороводы, играли на музыкальных инструментах и др. Во — вторых, во время физкультурных занятий знакомились с национальными играми, которые являлись неотъемлемой частью праздников, учились в них играть.

Оценивание результатов реализации проекта происходило в процессе наблюдения за детьми в рамках образовательной деятельности через организацию познавательных викторин, музыкальных мероприятий, посвященных национальным праздникам, во время которых участники показали знания, полученные в ходе реализации проекта.

Не смотря на завершенность данного проекта, работа по этнокультурному воспитанию дошкольников в нашем детском саду продолжается. В перспективе мы планируем организовывать «Встречи с интересными людьми города», которые бы делились своим опытом, мастерством среди педагогов и воспитанников.

Библиографический список:

  1. Клейман. Т.В. «Детям о культуре народа коми» I, II, III, IV части. Метод. рекомендации / Коми респ. ин-т усовершенствования учителей. Сыктывкар 1994-1995 г.
  2. Конакова Н.Д. «Традиционная культура народа Коми» — этнографические очерки. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994. 269 с.
  3. Парма: программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми / ред. С. С. Белых, С. Н. Штекляйн, Н. Б. Потолицына. Сыктывкар: КРИРО и ПК, 2003. — 200 с.
  4. Парциальная образовательная программа дошкольного образования

«Детям о Республике Коми» З.В. Остаповой, М.В. Рудецкой, И.Н. Набиуллиной, Т.И. Чудовой Сыктывкар: ООО «Анбур», 2020. 144 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год