СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ИГРЫ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «СОБЕРИ КАРТУ». |
Фольклор | |||
Автор: Кузнецова Тамара Тимофеевна | |||
04.09.2025 21:05 | |||
Кузнецова Тамара Тимофеевна, воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад № 375» г.о. Самара Цель: расширять и систематизировать знания детей о национальностях жителей Самарской области через игровую деятельность. Задачи:
Ход игры: Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Воспитатель: Россию населяют разные народы. Наша страна многонациональная. А какие вы знаете национальности? (Ответы детей). Отлично! В Самарской области в течение многих веков в мире и согласии проживают представители многих национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, башкиры, казахи, армяне, азербайджанцы, немцы, евреи, цыгане и др. Наиболее многочисленные народы Самарской области – это русские, татары, чуваши, мордвы. И у каждого народа есть свои традиции, ремёсла, игры, танцы…Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по парку Дружбы Народов. Как вы думаете, почему у парка такое название? (Ответы детей). Да, в этом парке можно посмотреть дома разных народов, поиграть в народные игры, принять участие в национальных праздниках, найти себе друзей. Давайте сегодня в парке Дружбы Народов поиграем в квест-игру «Собери карту». Ваша задача – передвигаться от станции к станции по маршрутному листу, выполнить на каждой станции задание и собрать карту Самарской области. 1 станция «Собери дома» (разрезные картинки (в парах). Воспитатель: Молодцы, ребята. А скажите, дома каких народов вы собирали? (Ответы детей). Какие особенности есть у домов разных национальностей? Характерной чертой чувашской избы (пурт) и является наличие отделки луковкой вдоль конька крыши и большие ворота (маналак). Традиционным жилищем татар является срубная изба, отгороженная от улицы забором. В отличии от русской, татарская изба не имеет сеней. Внешний фасад украшается многоцветной росписью, обязательно используются декоративные элементы зелёного цвета — цвет ислама, орнамент передаёт природные мотивы. Мордовскийдом состоит из жилой избы – пудо, сеней – ку дотоль, горницы- горньча. Горницу использовали редко. Вся семья в основном жила в избе, в которой стояла печь. На домах самарской мордвы почти нет резьбы. Игра «Собери предметы народного быта». Дети среди карточек с предметами современного интерьера находят предметы народного быта и размещают их около русской избы. Воспитатель: Вы большие молодцы! Получаете за правильно выполненное задание первую часть карты. 2 станция «Национальный костюм». Воспитатель: Традиционный национальный костюм есть у каждого народа — это свидетельство высокого мастерства рукодельниц разных народов. Костюм способен рассказать нам о старинных народных традициях и обычаях. Одежда всегда была уникальной и неповторимой культурной ценностью. Игра «Одень куклу в национальный костюм». На выбор даются национальные костюмы народов Поволжья, дети должны выбрать и одеть кукол в русские, татарские, чувашские, мордовские национальные костюмы. Воспитатель: Умницы! Разместите кукол около их домов. Получаете за правильно выполненное задание вторую часть карты. 3 станция «Национальные игры». «Карусель» (мордовская). Развивает ритмичность движений и внимательность. Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый: Еле — еле, еле — еле, Тише, тише, не спешите, Пробежав 2, меняем направление, замедляя движение, заканчиваем игру. «Узнай меня» (чувашская). Среди игроков выбирается водящий, остальные встают в круг. Водящий садится в середину круга, на него накидывается лёгкое покрывало. Один из игроков подходит к водящему и, похлопывая по спине, спрашивает: «Кто стучит?» Потом игрок становится на своё место в кругу, и все вместе говорят: «Узнай меня, узнай меня!» Если водящий узнает игрока по голосу, то меняется с ним ролями. «Мяч по кругу» (татарская). Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от которого был пойман мяч. Воспитатель: Хорошо поиграли. Получаете третью часть карты. 4 станция «Национальная кухня». Воспитатель: Ребята, любите ли вы ходить в гости? А принимать гостей? Как в вашей семье готовятся принимать гостей? Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?
В старину говорили: «гостю на стол лучшее ставь». Этому правилу следуют до сих пор. У каждого народа есть свои национальные блюда. Игра «Отгадай на вкус» (каша, блины, чак-чак, ватрушка, манный блин, пирог). Игра «Накрой стол». Детям предлагается выбрать блюда национальной кухни определенного народа (картинки), рассказать об одном из блюд. Воспитатель помогает. Воспитатель: Умницы! Получаете четвертую часть карты. 5 станция «Музыкальная». У всех народов есть своя необыкновенная музыка, которую играют на национальных инструментах. Проводится музыкально-дидактическая игра-презентация «Угадай инструмент». Дети слушают музыкальные фрагменты и угадывают инструменты. Воспитатель: Хорошо. Получаете за правильно выполненное задание пятую, последнюю часть карты. Это карта Самарской области. Посмотрите, какая она разноцветная. Цветом отмечены разные районы области. Районов много, а область одна. И народов в нашей области много, а живем мы все дружно. Понравилось вам играть? Воспитатель: Напоследок приглашаю вас в веселый дружный хоровод.
|