Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сценарий развлечения в мини – музее «Горница» для средней группы «Ай, да берёзка!»
Фольклор
Автор: Зотова Наталья Яковлевна Мотлахова Виктория Николаевна Лакосник Анна Сергеевна   
03.12.2020 19:40

Сценарий развлечения в мини – музее «Горница» для средней группы «Ай, да берёзка!»Сценарий развлечения в мини – музее «Горница» для средней группы «Ай, да берёзка!»

Цель: Знакомство с летним девичьим праздником «Троица – зеленые святки»

Образовательные задачи:

  • довести до детей, что береза издревле, являлась символом России, ею восхищались, поклонялись и воспевали в стихах и песнях;
  • познакомить с обрядами и обычаями, связанными с этим праздником; расширить знания и представления детей о берёзе.

Развивающие задачи:

  • развивать умение узнавать по описанию (загадке);
  • способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням, хороводам, подвижным играм;
  • воспитывать любовь к природе, родному краю.

Интеграция областей: музыка, познание, коммуникация, здоровье, физическая культура.

Виды детской деятельности: музыкально-художественная, игровая, двигательная, коммуникативная.

Оборудование: диски с записями музыкальных произведений, ленты, платочки.

Предварительная работа: разучивание песен, хороводов, подвижных игр.

Работа с родителями: рассказать о русском празднике «Русской берёзы» и его обрядах, помочь сшить русский сарафан, для демонстрации в мини-музее.

Предполагаемые результаты: систематизация знаний о празднике, обрядах и обычаях.

Проведение развлечения. Праздник проводится в мини – музее «Горница». Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле берёзка стояла», воспитатель с детьми, держащими в руках разноцветные ленточки, заходят в музей, встают в круг.

Ведущий: — Здравствуйте, ребята. Сегодня мы пришли в гости к берёзе. Именно берёзу считают символом нашей страны. На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. Именно на берёзе весной появляются первые листочки. Берёзка пригласила нас на праздник, который с давних времён встречали на Руси. В старину, когда на полях заканчивалась посевная работа, наступало время весёлого русского праздника – Зелёных святок. Это был любимый народный праздник, посвящённый Богине Весны, которая победила злых зимних демонов. В этот день берёза была в особенном почёте.

Например, на праздник Троицу, который празднуется летом, гибкими пахучими ветками берёз украшали дома. В лесу берёзу украшали летами и цветами. Вокруг дерева устраивали хороводы, игры.

Ребенок: — Берёзка белая
Сарафан надела,
Кудри завила,
Косы заплела.

До чего же хороша,
Словно девица-душа!

Ребенок: Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.

Ребенок: Разбежались по лужайке
Беззаботной, лёгкой стайкой,
Словно девочки-подростки,
Белоствольные берёзки.

За руки взялись, и вот –
Закружился хоровод!

Ведущий: — Давайте, девочки, и мы поводим вокруг берёзки хоровод.

Звучит музыка хоровода «Берёзки русские»

Ведущий: — Ребята, давайте по старинному обычаю украсим берёзку, «заплетём ей косы».

(Ведущий достаёт корзину с лентами, полосками и вместе с детьми украшает дерево.)

Вот какая красивая берёзка у нас стала! Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. Есть такая загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: от тьмы – свет, разбитому – связь, больному – здоровье и людям некопаный колодец». Что это? (Это берёза.)

Правильно, ребята, дерево — это, конечно, берёза.

В старину в деревнях тёмными долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой.

Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства, а берёзовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли (демонстрация березового веника).

Некопаный колодец – это сладкий и целебный берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей (в бутылочке показать березовый сок).

Ведущий: — Ребята, а вы знаете стихи о берёзе? Мы с удовольствием послушаем.

Ребенок: Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую. (А. Прокофьев)

Ребенок: Белая берёза –

Машина сестричка.

У берёзы белой

Тоже есть косичка.

Машенька к берёзе

Белой подойдёт,

Ленточку берёзе

В косы заплетёт.

Ребенок: Берёзы белоногие,

Колготки со штрихами,

Кудрявые, высокие

Серёжки с янтарями.

Сверкают, как монетками

Лощёными листочками,

И машут они ветками,

Как девушки платочками.

(Ф. Соколова)

Ребенок: Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поётся в народе о ней.

Дети поют песню «Во поле березка стояла»

Раздаётся стук.

Ведущий: — Ой, дятел, наверное, стучит, лакомится живительной влагой берёзки!

Появляется Березонька

Березонька: — Нет, это я, Березонька.

(Подходит к берёзке, разглядывает.)

Березонька: — Какая берёзка нарядная у вас! Молодцы, ребята! Давно на поляне я не видела хороводов. Скучно мне в лесу живётся. Раньше ведь в лесу русалки собирались. Тихими лунными вечерами выходили они из-под озёрных коряг и прятались в деревьях. А с восходом солнца они пели песни, водили хороводы, качались на ветках берёз, заманивали в лес голосом своим и красотой добрых молодцев. У вас, ребята, так интересно и весело, что мне захотелось с вами поиграть. Давайте поиграем.

На Зелёные Святки девушки плели из берёзы зелёные венки. Давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек».

Игра «Веночек».

Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8-10 метров от детей, подходят ним, он произносит:

- Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети- «цветы» отвечают:

  • Не хотим, чтоб нас сорвали

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнося последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.

Ведущий: — Русская берёза красива в любое время года!

Ребенок: Каждый день я вижу

Берёзу из окна –

И нет подруги ближе,

Милей мне, чем она!

Ребенок: Зелёной лёгкой дымкой

Окуталась весной,

И ветер невидимка

Колышет лист резной.

Ребенок: А летним днём струится

Она живым шатром,

В листве щебечут птицы,

Порхая за окном.

Ребенок: Лишь осень золотая

Лист опалит огнём,

Берёзка облетает,

Тоскует под дождём.

Ребенок: Укрытая снегами,

Стоит она зимой.

В расшитой жемчугами

Накидке кружевной.

Березонька: -Ребята, вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.

1. Зеленеют луга,

В небе радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето.

Всех зовёт купаться … (лето)

2. Ты весь мир обогреваешь,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все … (солнце)

3. Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малиной,

А Васю – хворостиной. (Лес)

4. Плачет по весне слезами,

В почках растворяет камень

И бумага для письма,

И – резные терема.

Белая сорочка – царя лесного дочка,

В бане – хозяйка

А ну-ка, угадай-ка! (Берёза)

5. Она богаче всех на свете,

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете,

И так красива на рассвете.

И кормит всех людей на свете.

Что это? Подскажите, дети.

Ответ: Земля-Кормилица

Березонька: — Молодцы! Давайте, ребята, исполним песню «Земелюшка-чернозём».

Песня «Земелюшка — чернозём»

Березонька: — Спасибо, ребята, повеселили меня. Пора мне в лес возвращаться. До свиданья. Праздник весёлый удался на славу. Я думаю, всем он пришёлся по нраву!

Ведущий: — Сегодня у берёзки был праздник. Она веселилась и радовалась вместе с нами. Но и нам пора прощаться.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 9 (180) выйдет
28 февраля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год