Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогический проект по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры»
Фольклор
Автор: Каширина Евгения Сергеевна   
28.11.2020 21:04

Педагогический проект по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры»Педагогический проект по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры»

ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без Попечения родителей, г. Черемхово»

Хороводные игры, всегда были любимы и маленькими и взрослыми на Руси. Без них не обходился не один праздник.

Подготовила: Каширина Евгения Сергеевна Воспитатель группы № 1

Актуальность:

Россия на рубеже двадцать первого веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

 

Скачать конспект

Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры — верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру — все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Цель проекта: приобщение детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры

Задачи:

  1. Провести анализ уровня знания хороводных игр у детей группы.
  2. Подготовить условия для реализации проекта.
  3. Ежедневно использовать в работе с детьми хороводные игры, применяя разнообразны педагогические формы, методы и приёмы работы.
  4. Заинтересовать детей хороводными играми, привлекать детей к русской народной культуре.
  5. Развивать музыкально-ритмические, танцевальные и речевые способности детей посредствам хороводных игр.
  6. Систематизировать практические материалы, созданные в ходе реализации проекта.

Срок реализации проекта 7 месяцев.

Участники проекта:

  • музыкальный руководитель
  • инструктор по физической культуре
  • воспитатели

- дети группы № 1

Методы исследования:

  • педагогическое наблюдение
  • интервью детей

- оформление уголков в группе для познавательного развития детей.

Предполагаемые результаты

Результаты продукты:

- календарно — перспективное планирование, картотека хороводных игр для детей среднего возраста, аудиотека для проведения музыкальных хороводных игр, видеотека хороводных игр

  • конспекты, сценарии мероприятий
  • фотографии, видеозаписи мероприятий

- атрибуты, элементы костюмов для хороводных игр.

Результаты эффекты:

- У детей сформирован устойчивый интерес к истокам русской народной культуре через хоровод и хороводные игры

-У детей развито чувство ритма и музыкального слуха.

  • Дети знают стихи, сопровождающие хороводные игры.
  • Усовершенствованы двигательные навыки (от медленного шага до бега).
  • Сформировано доброжелательное отношение детей друг к другу, умение и желание играть вместе в хороводные игры.
  • У детей сформирован навык действовать вместе, сотрудничать.
  • Дети познакомились с некоторыми древними традициями и обычаями, связанными с хороводными играми.

Задачи и приёмы освоения хороводных игр

Возрастная группа

Задачи хороводных игр

Организация игр

Приёмы освоения

Первая младшая (1,5–3 года)

  • Развитие крупной моторики, координации движений.
  • Формирование слухового внимания.

Малыши учатся вставать в круг и водить хоровод. В начале обучения хороводным играм рекомендуется ставить в центр круга игрушку, она будет ориентиром для ребят. Двигаться чётко по кругу детям второго года жизни сначала сложно. В помощь им можно обозначить окружность на полу изолентой или наклейками.
Песню исполняют взрослые: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители.
Разучивают игру-хоровод несколько раз в неделю.

Показ игры взрослыми (показывают воспитатель и нянечка, музыкальный руководитель и воспитатель и т. д.).

Вторая младшая (3–4 года)

  • Развитие умение двигаться в соответствии со словом, по тексту песни.
  • Развитие музыкальных умений: двигаться в соответствии с ритмом и темпом музыкам, подпевать.

Усложняются движения по кругу:

  • Добавляются танцевальные движения (приседания, хлопки, галоп);
  • Включается имитация движений животных (зайчики прыгают, медведь топает, лисичка крадётся).

Песни исполняют взрослые, побуждая детей подпевать.
Игра-хоровод разучивается ежедневно: на досуге, во время музыкального занятия, на прогулке.

  • Частичный показ движений (взрослыми или при помощи перчаточных кукол).
  • Предварительный анализ песенных персонажей: каковы игровые образы, какой у них характер, повадки.

Средняя (4–5 лет)

  • Развитие умения петь хором.
  • Синхронизация хороводного шага с темпом песенного исполнения.

Дети самостоятельно исполняют хороводные песни. В первой половине дня воспитатель разучивает с ребятами текст, во второй — движения.

Старшая (5–6 лет)

  • Развитие умения выразительно исполнять танцевальные и игровые движения.
  • Формирование умения передавать эмоции в песне.
  • Развитие внимания и ловкости (особенно во время хороводных перестроений).

Старшие дошкольники быстро выучивают слова песен. А движения игр-хороводов становятся сложнее: появляются перестроение по правилам, выстраивание фигуры. В первой половине дня рекомендуется разучивать хороводные движения, во второй — текст песни.
Новую игру следует повторять с ребятами 2–3 раза в течение дня, для закрепления — 1–2 раза.

  • Дети осваивают игру через прослушивание устных инструкций. Возможен параллельный к объяснению показ: вызвавшиеся ребята демонстрируют движения, которые называет педагог.
  • Самостоятельный анализ игровых образов.
  • Обогащение хороводных игр через придумывание новых образов.

Подготовительная (6–7 лет)

  • Совершенствование умения ориентироваться в пространстве (при построении хороводных фигур).
  • Создание мотивации к самостоятельному песенно-игровому творчеству.

Этапы освоения хороводной игры

Этап освоения игры-хоровода

Содержание работы

Предварительная работа педагога

Прежде чем знакомить ребят с новой игрой, настоятельно рекомендуется воспитателю разобрать её составляющие для себя:

  1. 1.Изучить историю игры (была ли она в древности сакральной, в какое время года её проводили, кто участвовал в ней — дети могут спросить об истории игры);
  2. 2.Выучить текст песни, спрогнозировать возможные вопросы детей по содержанию, выделить слова, значение которых требуется пояснить;
  3. 3.Запомнить движения, чтобы продемонстрировать их детям.

Подготовительный этап для воспитанников

  1. 1.Создание мотивации к знакомству и разучиванию хоровода:
  • Рассматривание иллюстраций по теме игры;
  • Проведение познавательной беседы об истории и значении этой хороводной игры;
  • Продуктивное творчество по теме (сделать аппликацию или коллективную композицию из пластилиновых фигурок, нарисовать героев игры);
  • Просмотр презентации или видеоролика, как водят этот хоровод;
  • Изготовление атрибутов для игры (для масленичного хоровода дети могут нарисовать солнце, например, украсить ленточками деревце на площадке, сделать маски персонажей-животных).
  1. 2.Знакомство детей с образами игры (каков характер персонажей, особенности движений).
  2. 3.Если у песни сложный сюжет, следует разобрать содержание совместно с детьми: о чём поётся, настроение песни, проблематика.

Разучивание

  1. 1.Разучивание песни.
  2. 2.Разучивание танцевальных движений и хороводных перестроений.

Как было сказано ранее, с младшими и средними дошкольниками сначала учат песню, со старшими — последовательность и характер движений.

Проведение игры

Часто в детском саду новая хороводная игра разучивается к какому-либо мероприятию, на котором будет проведена:

  • Утренник: праздник осени, новогодний бал, весенний праздник;
  • Народный праздник: рождественские (святочные) гуляния, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала;
  • Тематический досуг: спортивный праздник, неделя народных игр.

 Картотека хороводных игр в детском саду

Группа

Игры-хороводы

Чем полезны для этой возрастной группы

Ясельная (первая младшая)

«Надувайся, пузырь». Дети ходят по кругу, взявшись за руки. Сначала стихотворный текст говорит воспитатель, затем дети разучивают и произносят слова хором. Когда звучит слово «лопнул», ребята разрывают цепочку, присаживаются на корточки и выдыхают: «Ш-ш-ш-ш…» Усложнённый вариант: дети идут по кругу, затем к центру, потом «пузырь» раздувается и лопается. «Ножки». Дети идут по кругу медленно, громко топая ногами: «Большие ноги шли по дороге». Затем быстро и мелкими шажками: «Маленькие ножки шли по дорожке». «Карусель». Песенное сопровождение: «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели». В центре хоровода стоит столбик с ленточками или воспитатель, к поясу которого прикреплены длинные ленты. Звучит песня, дети держатся за концы лент и закручивают карусель со всё ускоряющимся темпом (по словам песни), затем в обратную сторону раскручивают ленты.

У игр простое песенное содержание, дети не отвлекаются на слова. Хороводная игра развивает у малышей координацию движений, способность повторять.

Младшая (вторая)

«Кот на печку пошёл». Песенное сопровождение: «Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл». Дети водят хоровод, в центре которого воспитатель в роли кота исполняет песню и разыгрывает роль. Эта игра проводится в средней и старшей группе с исполнение роли кота кем-то из ребят. «Матрёшки». Песня: «А у нас, как у нас чистые ладошки». Дети идут по кругу и приговаривают вместе с воспитателем слова песенки, выполняют движения, о которых говорится в тексте. «Мы по лесу идём». На слова одноимённой песенки. Дети ходят по кругу, приговаривая, кого из диких животных они зовут. «Кружочек». Дети ведут хоровод, приговаривая: «Круг-кружочек, маленький шажочек. Раз, два, три, повернись и ты!» Ведущий называет имя ребёнка, тот поворачивается, хороводное движение возобновляется, называют имя следующего ребёнка и т. д.

В песенном сопровождении игр повторяются слова и строчки, дети пробуют подпевать воспитателю. Развивается память: дети разучивают песенку и поют хором. Игра развивает слуховое внимание: дети откликаются на своё имя, выполняют задания по тексту песни.

Средняя

«Кабачок» / «Колпачок». Песенное сопровождение: «Кабачок, кабачок — тоненькие ножки». Дети водят хоровод вокруг «кабачка». После исполнения песни участниками хоровода, «кабачок» исполняет импровизированный танец и меняется с роль/ с другим ребёнком. «Мышки и детки» / «Кошки-мышки». Песня: «Ах, как мыши надоели!» Дети делятся на две команды (мышки и детки/кошки). Детки образуют круг, держатся за руки, подняв их вверх. Через получившиеся воротца пробегают мышки, пока звучит песенка. Когда песня закончилась, руки-воротца опускаются, кто остался внутри круга, того поймали из мышат. «Медведь». Песня: «Как под горкой снег, снег». Дети водят хоровод, то приближаясь, то удаляясь от «медведя» — ребёнка, который сидит на стуле в центре хоровода с закрытыми глазами. Последние слова песенки произносит только один из участников, кого по голосу должен угадать «медведь». «Мыши водят хоровод». На слова одноимённой песни. Выбирается ведущий, он сидит на стульчике в центре хоровода и «дремлет». На последних словах песни хоровод рассыпается, ведущий пытается поймать кого-нибудь из ребят. Эта игра часто проводится в младшей группе, роль ведущего и песню исполняет воспитатель. «Теремок». Песня: «Стоит в поле теремок, теремок». Среди участников выбираются исполняющие роли зверей из теремка. Дети ведут хоровод и поют песню, та «зверюшка», про которую поётся в куплете, бежит вдоль круга.

Движение в хороводе усложняется. Круговое построение часто разрывается в играх со средними дошкольниками. В играх стремительно развиваются двигательные способности: быстрота реакции, ловкость.

Старшая и подготовительная

«Ниточка» / «Ниточка с иголочкой». Дети становятся в цепочку. Первый и второй участники поднимают руки, получаются воротца или игольное ушко, в которое должна попасть «иголочка» (противоположный конец цепи). «Дударь». Песня: «Дударь, дударь, дударище». Ведущий находится в центре круга и отвечает на песенный вопрос, что у него болит. После этого участники хоровода заново заводят песню, держась за то место, которое назвал дударь. «Капустка». Песня: «Ах, капустка, рассадка моя!» Ребята тренируются в закручивании и раскручивании спирали в хороводном движении. «Плетень». Песня: «Вокруг берёзоньки идём». Дети встраиваются цепочкой лицом в одном направлении, держат длинную верёвку. Когда песня заканчивается, ведущий в быстром темпе ведёт хоровод змейкой. Кто не удержался на ногах, выбывает. «Горелки» / «Гори-гори ясно». На слова одноимённой песни. Хороводная цепочка образуется парами участников, выстроившихся в ряд. Впереди колонны стоит ведущий — горелка. По окончании песни, последняя пара участников бежит в начало цепочки, а горелка старается осалить кого-нибудь из бегущих. «Сантики-фантики». В центре хоровода стоит ведущий, ребята глазами договариваются, кто будет загадывающим. Ведущий приговаривает: «Сантики-фантики, лимпопо!» Участники хоровода повторяют движения за загадывающим, он их меняет довольно часто. Ведущий пытается угадать, кого выбрали ребята. «Платочек». Для игры выбирается ведущий — коробейник. Дети водят хоровод, приседают и закрывают глаза. Коробейник накрывает платком одного из ребят. Когда дети открывают глаза, коробейник спрашивает, кто подойдёт к платочку и назовёт сокрытого под ним.

Для старших дошкольников хороводные игры имеют усложнённые правила. Участники игр действуют по сговору. Ведущий проявляет смекалку и ловкость.
Дети тренируются в исполнении хороводных узоров (улиточка, змейка), таким образом, расширяются пространственные пре

 

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год