Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
НОД ст. гр. «На перекрёстке трёх дорог».
Фольклор
Автор: Макаева Наталья Ипполитовна   
01.01.2020 18:27

НОД ст. гр. «На перекрёстке трёх дорог».НОД ст. гр. «На перекрёстке трёх дорог».

Цель: Углубление представлений детей о русской культуре семейных традициях через символические и образные средства.

Задачи:

Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Продолжать обогащать представления о мире предметов.

Развивать фонематический слух.

Систематизировать знания о декоративно- прикладном искусстве, развивать внимание.

Воспитывать желание с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Материалы и оборудование: бутафорский камень с указателями, массажная дорожка, предметные картинки: каравай, кошка, стол, хоровод; дидактическое пособие к игре «Сервируем стол для гостей»: скатерть, самовар, чайный сервиз, бублики, баранки (картон на магнитах); иллюстрации к р.н. сказкам (4-5); дидактические картинки к игре «Ворона воровала ворота»; сундук; разделочная доска, расписанная городецкой росписью; дидактическое пособие к игре «Найди изображения цветов на предметах искусств»; деревянные ложки, по две на каждого ребёнка; запись мелодии «Калинка- малинка»; обложка для книги «Наши семейные традиции».

 

Ход НОД:

I часть Вводная

Мотивация.

Посередине группы лежит большой «камень».

- Дети, что же это за камень? (Ответы детей). А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно: Налево пойдёшь- русские традиции найдёшь. Прямо пойдёшь- с прибаутками и сказками уйдёшь. Направо пойдёшь- в семью попадёшь.

- Как вы думаете, для чего здесь лежит этот камень? (Ответы детей).

-Зачем на нём указаны три дороги? (Ответы детей)

- Что нам нужно сделать, чтобы узнать о русских традициях, сказках и о русской семье? (Ответы детей).

- Так по какой дороге мы отправимся в путь? (Ответы детей).

- У вас возникли разногласия. Как же нам решить, по какой дороге идти? Чем мы можем воспользоваться? (Ответы детей)

- Конечно, можно воспользоваться считалкой. Подойдём к камню и посчитаем, по какой первой дороге мы пойдём.

«Катилось яблоко по огороду и упало прямо в воду. Буль».

-Считалка нам указала на дорогу, ведущую налево. Пройдём по ней.

IIчасть Основная

Традиции (Дети идут по массажному коврику и встают полукругом перед столом.)

- Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила- традиции.

- Какие семейные традиции есть в вашей семье? (Ответы детей).

Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.

- Посмотрите, на столе стоит терем, а вокруг него картинки. Чтобы терем принял нас в гости, нужно рассказать о русских традициях, используя картинки.

(Воспитатель просит ребёнка взять одну из картинок.) Приложение №1

1. Картинка «Каравай».

- Какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси?

Ответ ребёнка: «Гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек каравая, макал в соль и ел.»

- Правильно, кладём картинку поближе к терему.

2. (Воспитатель просит следующего ребёнка взять одну картинку. На ней изображена кошка.)

- А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался? (Ответы детей)

- Конечно, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом. Положим и эту картинку поближе к терему.

3. (Воспитатель просит ребёнка взять ещё одну картинку. На ней изображен стол.)

- Что же это за русская традиция, связанная со столом? Кто о ней расскажет?

Ответ вызвавшегося ребёнка: «Стол накрывали скатертью ставили самовар и чайные приборы с угощениями.» (Дети садятся полукругом на стулья перед мольбертом.)

Д/игра «Сервируем стол для гостей» Приложение №2

На мольберт наклеена импровизированная скатерть. На столе лежат магнитные картинки с чайной посудой, самоваром традиционными русскими угощениями к чаю. Каждый ребёнок по одному подходит, берёт чайный прибор, рассказывает, для чего он нужен и «ставит» на скатерть.

- Мы накрыли стол для гостей. Так мы узнали ещё одну русскую традицию- гостеприимство. Кладём картинку поближе к терему.

4. Воспитатель показывает последнюю картинку с изображением праздника.

- Думаю, эту традицию вы сразу узнаете. (Ответы детей).

- Праздников на Руси проводилось много.

- Что делали на праздниках? (Пели, играли, плясали, хороводы водили).

Хороводная игра «Карусели».

«Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

А потом-потом-потом

Всё бегом- бегом-бегом.

Тише, тише, не спешите.

Карусель остановите.

Раз-два, раз- два,

Вот и кончилась игра»

- Мы с вами прошли первую дорогу и узнали о русских традициях.

- Возвращаемся опять к камню и, при помощи считалки, начнём путешествие по второй дороге. (Дети проговаривают считалку.)

- Вторая дорога ведёт нас прямо к прибауткам и сказкам.

Сказки, прибаутки.

1. В каждой семье любят читать и рассказывать сказки, проговаривают различные шутки- прибаутки. Вот об этой традиции мы с вами сейчас поговорим. (Пройдя дорогу, дети садятся полукругом на стулья. Перед ними, на столе, лежат иллюстрации к русским народным сказкам (4-5шт.)

- На столе лежат иллюстрации к русским народным сказкам. Нужно взять иллюстрацию и, не показывая её, рассказать отрывок из этой сказки. Детям нужно отгадать название этой сказки. (Дети выполняют задание.)

- Молодцы. Все сказки отгадали. Но на мольберте появились новые картинки.

2. Рассмотрите их. Приложение №3

-Послушайте шутку: «Ворона воровала, воробьи вопили, водяной ворошил волосы, водители возили воду в Вологду». Какие слова с первым слогом ВО вам запомнились? (Ответы детей).

- Посмотрите на картинку, найдите пару слов с первым слогом ВО (ворона, воробей) и подберите другие слова (водопад, возит, вокруг и др.) Придумайте свою шутку. (Ответы детей). (Аналогично проводится игра с другими первыми слогами картинок.)

- Мы отгадали сказки, придумали шутки. Сейчас отправляемся обратно к камню. Осталась одна дорога, ведущая вправо — Направо пойдёшь- в семью попадёшь.

Семья.

- Что же ребята, отправимся в путь? (Ответы детей).

1.

- Здесь мы видим сундук. Зачем он здесь стоит? Что нам нужно с ним сделать? (Ответы детей) (Дети садятся парами за столы).

- В каждой русской семье был сундук, в который клали дорогие для них вещи. Вы сказали, что его нужно открыть и посмотреть, что же там лежит. Так откроем его.

(Воспитатель вытаскивает разделочную доску, расписанную городецкой росписью. С обратной стороны к ней прикреплён дидактический материал). Приложение №4

- Что это? (Ответы детей)

- Почему она так украшена? (Ответы детей)

(На каждый стол кладётся дидактический материал.)

- Конечно, часто в семьях занимались вырезанием из дерева и его росписью для продажи на рынках.

(На каждый стол кладётся дидактический материал.)

- Какие предметы изображены? (Ответы детей).

- Какие виды росписи вы знаете? (Ответы детей).

Д/Игра «Найди изображения цветов на предметах искусств». (Собери узоры)

- Посмотрите, что ещё есть в сундуке. (Вытаскивает деревянные ложки).

- Что это? Для чего они? (Ответы детей).

- Как ещё использовали деревянные ложки, и мы тоже их также используем? (Ответы детей).

2.

- Выходите из- за столов, берите ложки. Сейчас мы устроим оркестр ложкарей. (Дети встают полукругом. Под музыку «Калинка- малинка» исполняют игру на ложках. Воспитатель выполняет показ игры.)

(После игры складывают ложки в сундук).

- Вспомним с вами, кто такая семья. (Ответы детей).

3. Пальчиковое упражнение «Семья»

Первый пальчик — дедушка,

Второй пальчик — бабушка,

Третий пальчик — папочка,

Четвёртый пальчик — мамочка,

Пятый пальчик — Я.

Вот и вся моя семья!»

(Все дети возвращаются обратно к камню.)

-Мы прошли дороги, ведущие нас к русским семейным традициям? (Ответы детей.)

Часть Заключительная

Рефлексия.

Вместо камня на столе лежит обложка для книги «Наши семейные традиции».

- Камень с указателями исчез. Почему? (Ответы детей).

- Где мы были? (Ответы детей).

- Какие традиции существуют в каждой семье? (Ответы детей).

- Предлагаю все семейные традиции нарисовать и составить книгу под названием «Наши семейные традиции». Волшебный камень оставил для книги вот такую красочную обложку. (Воспитатель показывает красочную обложку.)

- Согласны? (Ответы детей).

- Тогда дома вместе со своими родными нарисуйте вашу любимую семейную традицию.

- И помните, ребята, и дома скажите «Хорошая семья – традициями крепка».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год