Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД «Народные умельцы Калужского края»
Фольклор
Автор: Руденко Ирина Викторовна   
18.12.2019 19:26

Конспект НОД «Народные умельцы Калужского края»Конспект НОД «Народные умельцы Калужского края»

Подготовительная группа

Цель: расширять кругозор детей, способствовать пробуждению интереса к народным промыслам родного края; способствовать установлению связи между различными видами народного искусства: народными промыслами, музыкой, устным народным творчеством.

Задачи: формировать чувство сопричастности культурного наследия своего края, воспитывать уважение к труду народных мастеров – умельцев, патриотическую гордость за богатую народными талантами Калужскую область.

Предварительная работа: экскурсия в музей народно – прикладного искусства, проведение праздника «Проводы осени», разучивание хороводов, сочинение авторских стихов.

 

Скачать конспект

Ход НОД:

Под народную мелодию дети входят в зал оформленный под русскую избу.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня снова заглянули в русскую избу. Мне кажется, здесь кто то до нас похозяйничал (дети находят в избе Кузьму – чучело, изготовленное из соломы, в русской народной одежде). Да это же наш знакомый Кузьма! Вспомните, какой народный праздник мы недавно отмечали?

Дети: Праздник «Кузьмы и Демьяна»

Воспитатель: Как по другому называется этот праздник?

Дети: Проводы осени

Воспитатель: Этот праздник неспроста отмечают поздней осенью. Именно в конце осени люди завершают работы в полях и принимаются за рукоделие. Как вы думаете, что значит «Заниматься рукоделием»?

Дети: Вышивать, вязать, шить одежду, мастерить предметы быта, игрушки.

Воспитатель: А Кузьма и Демьян всегда помогают умельцам. Поэтому у мастеров и работа ладится. Сегодня мы Кузьму встретим так, как встречают на земле калужской дорогих гостей – «Величальной пестней».

Дети исполняют хороводную песню «А мы Кузю славим» (музыка и слова народные)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, Кузьма не с пустыми руками пришел, он принёс волшебный сундучок.

Воспитатель достаёт из сундучка кроссворд (смотри приложение 1), нарисованные на листе в форме глиняной игрушки.

Воспитатель: Ребята, помогут вам разгадать кроссворд подсказки, которые лежат в сундучке (по мере отгадывания кроссворда воспитатель на отдельном столе выкладывает изделия калужских мастеров: шкатулку, хлудневскую игрушку, образцы кружев).

После разгадывания кроссворда воспитатель предлагает детям прочесть ключевое слово «Труд».

Воспитатель: Как вы думаете, почему Кузьма спрятал именно это слово в своём кроссворде?

Дети: Он любил трудовой народ, он помогал людям в делах

Воспитатель: Вы правильно догадались, не любили братья Кузьма и Демьян безделье, а уважали людей рукоделия. Народ на калужской земле издавна любит трудиться и эти изделия из сундучка Кузьмы сделаны руками калужских мастеров.

Дети под спокойную музыку рассматривают мини – выставку.

Воспитатель: Ребята, мне Кузьма сказал, что в сундучке есть что то интересное для нас.

Из сундучка воспитатель достаёт книжку – самоделку «Промыслы земли калужской», изготовленную из фотографий, на которых дети видят работы мастеров: роспись шкатулок, кружевоплетение, изготовление глиняных игрушек. Воспитатель показывает детям фотографию, демонстрирует шкатулку и рассказывает: на калужской земле изготавливают шкатулки не очень давно, мастерили их из папье – маше, шкатулки обрабатывают для прочности и наносят рисунки: сказочные персонажи, портреты, узоры.

Воспитатель: Ребята, хотите превратиться в чудо – мастеров, которые расписывают шкатулки?

Воспитатель предлагает оживить картинку. Дидактическая игра «Оживи картинку». Дети выполняют действия согласно словам стихотворения.

Краски яркие возьмём,

И рисунок нанесём

Появился теремок

И из сказки колобок

Вот какой у нас ларец

Ай, да мастер молодец!

Воспитатель демонстрирует следующую картинку и рассказывает о кружевоплетении: издавна любили на калужской земле вышивать кружева, плели крестьяне из льна кружева, сплетали узоры, цветочные рисунки. Работа требовала от мастериц усидчивости, ловкости и внимания. Она занимала много времени, поэтому работали мастерицы всю долгую зиму.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в чудо – мастериц?

Дидактическая игра «Оживи картинку». Дети выполняют действия согласно словам стихотворения.

Вот так чудо – мастера,

Наплели нам кружева

Полюбуйся, посмотри,

Как цветы в узор вплели

В руки нитки мы возьмём

И такие же сплетём.

Воспитатель: Дети, а вы любите лепить? Из чего вы лепили?

Дети: Из снега, песка, пластилина, глины

Воспитатель: Из глины получаются самые прочные изделия. Как вы думаете, что можно мастерить из глины?

Дети: Миски, горшки, игрушки

Воспитатель: Игрушки нельзя использовать в хозяйстве, так зачем же они были нужны?

Дети: Их лепили для детей, они всегда веселили и радовали, поднимали настроение.

Воспитатель показывает детям фотографию, демонстрирует игрушки и начинает рассказ о хлудневских мастерах.

Воспитатель: Хлудневская игрушка родилась в Калужской области в селе Хлуднево (рассказ сопровождается показом слайдов). Долгими зимними вечерами собирались вместе мастерицы. За песнями, разговорами, лепили они свистульки, фигурки животных и людей. Использовали в работе особую глину – синюю. Замешивали, долго долго мяли, когда она становилась мягкой, ласковые и тёплые руки мастерицы лепили игрушки. Готовые фигурки сушили на солнышке и обжигали, что бы были прочными. Во время обжига происходило волшебное превращение, фигурка из тёмной превращалась в бело — розовую. И теперь можно было её расписывать. Хлудневские мастера использовали 4 цвета, посмотрите и сами их назовите.

Дети: Красный, желтый, синий, зелёный.

Воспитатель: У каждого цвета своё значение: красный – цвет земли, желтый – цвет солнца, синий – цвет воздуха, зелёный – цвет новой жизни. Расписывалась не вся игрушка, а её детали: ушки, хохолки, крылья, хвостики. Ребята, посмотрите, а вам нравятся такие игрушки? Чем?

Дети: Игрушки весёлые, яркие, добрые, с ними можно поиграть, их приятно взять в руки.

Воспитатель: Хотите превратиться в таких же умельцев?

Дети выполняют действия согласно словам стихотворения.

Ловко глину замесили

И игрушки налепили

Их раскрасим, а потом

С ними спляшем и споём.

Воспитатель достаёт из сундучка трафареты хлудневских игрушек: фигурки животных и людей. Предлагает попробовать их расписать на манер хлудневских мастеров (если есть возможность можно предложить детям не расписанные глиняные игрушки).

Воспитатель: Как же можно «оживить» эти игрушки?

Дети: Раскрасить, нанести узор

Под спокойную музыку дети приступают к работе. С помощью воспитателя наносят элементы хлудневской росписи. По окончании работы воспитатель предлагает организовать выставку.

Воспитатель: Вы очень старались, игрушки получились весёлыми, нарядными, они очень понравились Кузьме. Спасибо Кузьма, что помог нам узнать много нового и интересного о народных промыслах нашего края. Мастеровые люди всегда были на земле калужской, трудятся они и сейчас. Изделия изготовленные их руками доставляют людям радость. Кузьма благодарит вас и обещает подарить эти игрушки всем мастерам и мастерицам, тоесть вам ребята. Песней мы Кузьму встретили, а хороводом проводим.

Дети водят хоровод «Ты прощай наш Кузюшка». (музыка и слова народные).

Воспитатель: Ребята, а что вам сегодня больше всего понравилось на занятии? С какими промыслами вы познакомились?

Воспитатель обобщает ответы детей. Мы сегодня узнали много нового о народных промыслах калужской области. Думаю, что из вас вырастут хорошие мастера и где бы вы не трудились, когда станете взрослыми, всегда вкладывайте в свой труд душу, старания и умения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год