Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД «Ай да чудо ложечка, ложка деревянная. У Семена ложкаря побывали мы не зря».
Фольклор
Автор: Федькина Ирина Александровна, Юсипова Ольга Александровна   
10.06.2019 07:15

Конспект НОД «Ай да чудо ложечка, ложка деревянная. У Семена ложкаря побывали мы не зря».Конспект НОД «Ай да чудо ложечка, ложка деревянная. У Семена ложкаря побывали мы не зря».

  • Федькина Ирина Александровна
  • Юсипова Ольга Александровна

Воспитатели ГБОУ Школа № 1241 на "Красной Пресне" г. Москва

Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

  • Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
  • Воспитывать чувство любви и гордости к Родине.
  • Активизировать познавательную деятельность (знакомить с приёмом создания деревянной ложки).
  • Активизировать словарь ( «ложкари», «ложечник», «баклуша» и др.)
  • Учить детей отгадывать загадки.
  • Развивать творчество и фантазию при росписи ложек.
  • Развивать ритмическую выразительность; воспитывать и развивать чувство ритма; вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; развивать умение соблюдать общую динамику и темп.
  • Развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться
  • Познакомить с пословицами о ложке.

Скачать конспект

Скачать видео

Воспитатель:

Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок.

(Звенит колокольчик, дети собираются около воспитателя).

Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте, ребята! Я сегодня к вам пришла и вам что-то принесла. А чтобы узнать, что же я принесла, загадку нужно отгадать:

Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот — открывай пошире рот. Что это? (Ложка)

Ложки расписные, красивые, резные!
Ой, ребята, а где же ложки, вы их не видели?

Дети: Нет!

Воспитатель: произошло чрезвычайное происшествие – кто – то забрал все деревянные ложки.

Воспитатель: Ребята, нужна помощь. Где же нам их отыскать?

Дети: Надо их поискать. Узнать, кто их брал.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда и когда появилась на свет ложка?

Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие в давнее прошлое, в гости к мастерам, может быть они нам помогут?

Воспитатель: Ты катись, катись, клубочек, по лесам и по долам.

Приведи ты нас, клубочек, в город к русским мастерам.

Дети змейкой идут по залу и подходят к избе, где их встречает Семен- ложкарь.

Семён- ложкарь (поёт):

Я на камушке сижу,
И топор в руках держу.
Ай, ли, ай, люли,
Я топор в руках держу.

Я топор в руках держу,
Я баклушечки тешу.
Ай, ли, ай, люли,
Я баклушечки тешу.

Я баклушечки тешу.
Из них ложечки творю.
Ай, ли, ай, люли,
Из них ложечки творю.

Воспитатель: Здравствуй, хозяин, здравствуй, боярин, встречай гостей со всех волостей.

Семен: Здравствуйте, гости желанные.

Я Семен- ложкарь, вырезаю ложки, всяких понемножку.

Подходите ближе, подходите, на уменье наше посмотрите (мини — музей ложек).

Воспитатель: Видно, что человек ты веселый, да умелый. Мастер настоящий. Нам с ребятами интересно узнать, как это ты ложки делаешь? Что такое баклушечки и как из них ложки получаются. Что значит «баклушечки тешу»?

Семен: Милости прошу, гости дорогие! Осматривайтесь, рассаживайтесь.

Слава нашей стороне,
Слава русской земле.
И про нашу старину,
Я рассказывать начну.

Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Устройтесь поудобнее
И послушайте рассказ про ложку деревянную.

Семён- ложкарь рассказывает детям о процессе изготовления деревянной ложки и показывает слайды.

  1. Ложки на Руси появились очень давно. Сначала их лепили из глины или выпиливали из костей животных, рогов баранов и козлов, вытачивали из камня. (Слайд 1).
  2. Самый распространенный материал для изготовления ложки на Руси — древесина. Их делали из сосны, берёзы, ольхи, рябины, липы, дуба, яблони (Слайд 2).

Дерево распиливают на поленья или полешки. Поленья раскалывают на небольшие деревянные брусочки – баклуши, которые затем оттёсывают топором. Вот что значит «баклушечки тешу». Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? (Ответы детей.) Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится или бездельничает, говорят: «Баклуши бьет!» (Слайд 3).

При этом баклушу держат в левой руке, а правой рукой мастер придаёт ей форму лопаточкой. Ей постепенно придаётся округлая форма, а черенку-плоская. Затем делают выемку в черпачке полукруглыми ложечными ножами. Сушат изделия в затемнённом месте. (Слайд 4).

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их резьбой. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи (Слайд 5).

Воспитатель: Вот какой дедушка Семён, настоящий мастер. (обращается к детям): Что можно сказать про Семёна- ложкаря? Как его можно назвать?

Дети: Умелец, мастер, ложкарь, мастеровой, художник и т. д.

Воспитатель: Чем же еще могут удивить нас деревянные ложки?

Семен: Например, с помощью обычной неокрашенной ложечки мы можем сделать куколку. Каждый может проявить свою фантазию и нарядить куколку в праздничные одежды.

На экране куколки «на ложке» (Слайд 7)

А еще ложка является музыкальным инструментом. И играют на них музыканты- ложкари.

Воспитатель: Спасибо, дедушка Семён, за такой интересный рассказ.

Семен: Ребята, а что у вас- то случилось? Почему волшебный клубочек привел вас в город мастеров?

Дети: у нас кто – то забрал все деревянные ложки.

Воспитатель: Я несла детям чудо ложки деревянные, расписные, хохломские, будто солнцем налитые, а они у нас пропали. Ложки наши не видали?

Семен: Не видали. Но эта беда поправима, я вам помогу. Но вы должны выполнить задания. Готовы?

Дети: Да.

Семен: Про ложку русский народ придумал много пословиц и поговорок. А вы, ребята, знаете пословицы о ложке? Расскажите.

Игра «Расскажи пословицу»

  • Запасливый гость без ложки не ходит
  • Ложка дегтя испортит бочку меда
  • Наработался – за ложку берись, а лентяй – без ужина спать ложись
  • Был бы обед, а ложка сыщется

Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь;

Семен- ложкарь: Молодцы, сколько пословиц знаете.

- А сейчас я попрошу вас разгадать загадку. Узнать, что за предмет зашифрован? Садитесь за столы, возьмите листочки и карандаши, соедините цифры по порядку и у вас получится какой-то предмет.

Семён: А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание. Молодцы, все правильно сделали.

А раз все правильно сделали, подарю-ка я вам свои свежевыструганные ложечки, с которыми сейчас и поиграем.

Наша ложка хоть куда,
Ею можно без труда
Кашу есть и в ложки бить.
Подарю вам, так и быть!

Логоритмическое упражнение с ложками «Эту ложку другу передай».

Семён: И здесь все получилось. А сейчас очень трудное задание. Я вам покажу карту- схему, а вы соберете из ложек такую же картинку.

Моделирование из ложек, дети и ложек делают снежинку, звездочку и т.д.

Семён: Ложки резали умельцы
Из берёзы и ольхи
Их любовно расписали
Хохломские мужички!

-- Ребята, а вы хотите, чтоб ваши ложки стали такими же красивыми? Тогда давайте подойдем к столам и украсим ложки.

(звучит музыка, дети работают)

Семен ложкарь: Очень большой популярностью пользуются ложки хохломской росписи.

Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют просто «ХОХЛОМА».

Орнаменты и цветовая гамма хохломы легко узнаваемы: ажурные растительные узоры, сочетание красного, черного и золотистого цветов.

Хохлома, Хохлома –
Наше чудо дивное
Мы рисуем Хохлому
Красоту невиданной.

Резные ложки и ковши,
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки.
Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди
Называют – Хохломой.

По окончании работы дети подняли ложки вверх.

Семён: Золотая хохлома
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!

1 Ребёнок: Деревянной ложкой есть
Просто наслаждение,
Славим прадеда Семёна
За изобретение.

2 Ребёнок: Расписная, лёгкая-
Нет её нужней,
В ней и щи отменные,
И кисель вкусней.

Воспитатель: Время быстро пролетело.
Жаль нам, честно говоря.
Не забудьте эту встречу.
И спасибо ложкарям.

Воспитатель: Ты катись, катись клубочек по лесам и по долам.

Приведи ты нас, клубочек, в наш любимый в детский сад..

(Дети змейкой идут по залу)

Воспитатель: Ребята вам понравилось в гостях у Семена ложкаря?

Дети: Да

- Вам понравилось узнавать что – то новое из истории ложек?

А что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: У вас получилось замечательное изделие в стиле Хохломы. Думаю, что ваши работы тоже пользовались бы спросом. Эту работу можно покрыть лаком и подарить в качестве сувенира. Или мы украсим наш уголок «Народного творчества». Спасибо вам, ребята!

Занятие наше окончено. Давайте скажем всем до свидания.

Приложение:

1. Падают с неба мягкие льдинки,
Это пушистые чудо снежинки.

2. На нем люди отправляются в полет,
Похож на птицу самолет.

3. На небе ночном мы видим тебя
Лучистая, яркая светит звезда.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год