Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Фольклор Белгородской области
Фольклор
Автор: Мелентьева Ирина Викторовна   
27.05.2019 18:37

Фольклор Белгородской областиФольклор Белгородской области

Народное и декоративно-прикладное искусство Белгородчины является важной составной частью художественной культуры края. Оно глубоко традиционно, т.к. отображает само бытие этноса. Мир необходимых предметов — одежды, утвари, орудий труда является результатом развития традиционных ремесел и промыслов, который складывался, исходя из природных условий: климата и рельефа; особенностей формирования населения с точки зрения его этнического, социального состава.

Среди современных промышленных предприятий области, использующих орнаментальные композиции, приемы декорирования одежды, можно выделить следующие: Борисовская фабрика художественной керамики, АО «Россиянка», «Наяда». В настоящее время в Белгородской области около 500 самодеятельных художников мастеров и музыкальных коллективов являются постоянными участниками областных, городских, районных выставок.

 

Скачать презентацию

Губкинская территория богата своими культурными традициями. Потребность прекрасного, высокого, стремление к творчеству — естественное состояние человека, в этом проявляется его желание выразить свое эмоциональное настроение. На Губкинской территории в силу географическо-исторической и культурной ситуации получили распространение ремесла бытового назначения: ткачество, вышивка, вязание крючком, плетение из лозы и лыка, кожевенное, бондарное, кузнечное ремесло. Предметы народного декоративно-прикладного искусства стали неизменными участниками городских праздников, выставок, фестивалей.

Таким образом, народное декоративно-прикладное искусство является выдающимся явлением художественной и музыкальной культуры для населения Белгородчины.

Белгородчина– уникальный регион в плане изучения традиций народной культуры южных русских вконтексте пограничного проживания русского и украинского в результате колонизации края.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. 

Например, старинная и забытая всеми игра «Редька» записанная в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области:

Поют:

Редя, редя попяку,
У бабушки успрашу.

Говорком: 

Бабушка, бабушка
Дай редьки!

Бабушка отвечает:

— Она ещё зелёная!
Дети отвечают: — Бабка ушинка

Дедка поршивка!
Начинают дёргать редьку.

Записанная в том же селе игровая песня «Селезень утицу догонял»

Поют: Селезень, утицу догонял
Маладой серую догонял
Поди утица домой
Поди серая домой…

Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности: музыки, ритмики, народного танца. Весь используемый фольклор распределен на 3 раздела в соответствии с классификацией Виноградова Г.С.

1)календарный фольклор;

2)потешный фольклор;

3) игровой фольклор.

I. Календарный фольклор.

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички, обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.) приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям.

Например записанная в селе Малобыково Красногвардейского района Белгородской области колядка.

Перед исполнением:

Дети: — Хозяин, можно коляду кликать?
— Разрешает хозяин?

Можно скажет тогда начинать.

Ой, калёда, ходили блудили!
Ой калёда, приблудили ко двору, к Ивановаму!
Ой калёда, ты Иван господин, ты повыдейка сюда!
Ой калёда, ты повыведи нас, из тёмных лесов, из зелёных дубов!

Ой калёда, мы табе дадим коня с седлом.
Ой калёда, а твоей жане лисью шубу,
Ой калёда!

Исполнялась калядка в нескольких вариантах:

Ой калёда, ходили блудили!

Семьсот мужиков, донских казаков!

Как будете дарить

Так будем хвалить,

Ой калёда!

А не будете дарить,

Ня будем хвалить!

Ой калёда!

II. Потешный фольклор

Потешный фольклор — прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанных на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.

В селе Малобыково Красногвардейского района Белгородской области была записана прибаутка «Чи-чи-чи сорока»:

Чи-чи-чи сорока, где была далёка?

На камушку сидела, на ворона глядела.

Щё вороны делая, письмицо пиша.

На девушку дыша, девка дявица,

Ступай по водицу, найди молодицу!

Молодица, молода. Калачиков напякла!

Калачи-горячи, из окощка мячи,

Приезжали торгачи, позабрали калачи!

Остал один калачь, подавился горбачь!

«Кочерёшка-дуга» (потешка) село Малобыково Красногвардейского района Белгородской области:

Кочерёжка дуга, и где ты была? Свиней стерегла!

Чтож ты выстерегла? Коня с седлом, с залотым уздом!

А где твой конь? За воротами стоит!

Ай, дешь ворота? Вода снесла.

Ай, дешь вода? Быки попили.

Ай, дешь быки? Волки поели.

Ай, дешь волки? У лес ушли.

Ай, дешь быки? У камыш ушли.

Ай, дешь камышь? Девки пожали.

Ай, дешь девки? Замушь повышли.

Ай, дешь мужья? На войну ушли.

Ай, дешь война? Посреди …

III. Игровой фольклор

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. В развитии музыкальных способностей средствами музыкального фольклора использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

 Основываясь на опыте работы, можно сказать, что в работе с детьми целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь сустным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Данная система работы включает в себя и обучение детей сольному, ансамблевому и хоровому пению.

Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно взятое за основу музыкальное воспитание детей, музыкальная среда, сохраняющая положительный опыт влияния музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей ребёнка в дошкольном учреждении, будет способствовать успешному развитию в будущем и стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.

Спасибо за Внимание!!!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год