Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фольклор в развитии речи детей
Фольклор
Автор: Платонова Дина   
01.05.2019 21:07

Фольклор в развитии речи детейФольклор в развитии речи детей

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.

Устное народное творчество и традиции народа особенно значимы в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Фольклор — одно из действенных и ярких средств, имеющий огромные

дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями

обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

 

Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор — действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей [17, с. 28].

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами — в этом ключ к тайнам детского художественного творчества.

Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой» [8, с.51].

Еще К.Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что "язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое". Развивая идеи К.Д. Ушинского, видный педагог В.Н. Сорока — Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Подтверждением тому служат слова Г.Н. Волкова: "Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры — вот единственный путь к творческим свершениям"[9, с.38].

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и так далее, — это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Его значение, по мнению Д.С. Лихачева, определяется прежде всего тем, какая в него заложена память [14, с.67]. Народное творчество в соответствии с идеей социального наследования психики и культурно-исторической теорией Л.С. Выготского можно рассматривать как систему социального наследования, что доказано диссертационным исследованием Н.Н. Палагиной [18, с.21]. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.

Это, по мнению В.П. Силина, делает народное искусство "универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей"[14, с.72]. Поэтому многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е. Н. Водовозова, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина и другие).

Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир. Д.С. Лихачев так говорит об этом: "Народное искусство (фольклор) создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, единое представление о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то, и другое, как броней, защищало народное "искусство от безвкусицы"[14, с.57].

Словесное творчество народа, являясь видом народного искусства, изначально связано с трудовой деятельностью человека и представляет одновременно материальную и духовную культуру. Устное народное творчество сохраняет в своей основе мифо – поэтическое чувство мира. Поэтому его невозможно рассматривать отдельно, вне связи с другими

видами народного искусства (музыкальным фольклором, декоративно-прикладным) и тем более отдавать предпочтение какому-либо жанру устного народного творчества. Используя словесное творчество народа в воспитательно — образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один — два жанра, как часто бывает в дошкольном учреждении, а как можно шире, комплексно. Причем чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 02. 03. 2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. – 2012. — № 53 (ч. 1), ст. 7598.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) [зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.] [Текст] // «РГ» — Федеральный выпуск № 6241.
  3. Программа «От рождения до школы» [Текст] / под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Пресс, 2013. – 348 с.
  4. Аксарина Н.М. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст]/ Н. М. Аксарина. – М.: Педагогика, 2014. – 221 с.
  5. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М.: Дет. Лит., 2012.
  6. Арановская -Дубовис, Д.М. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника / Д.М. Арановская-Дубовис, Е.В. Заика // Вопросы психологии: Издается с января 1955 года / Е.В. Щедрина. – 1995. – №5 сентябрь-октябрь 1995. – с. 87-100.
  7. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. — М.: Владос, 2003. — 233 с.
  8. Виноградов Г.С. Этнокультура детства: традиционный и современный мир детства: Материалы научно-практической конференции, посвящѐнной 125-летию Г. С. Виноградова ( «Виноградовские чтения») / Ответственный редактор С. В. Григорьев. – М.: МГДД (Ю) Т, 2015 – 108 с.
  9. Волков Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. — М.: Издательский центр «Академия», 2011 — 168 с.
  10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. [Текст]/ Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, 2009. — 352 с.
  11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — СПб.: Детство-Пресс, 2007. — 471 с.
  12. Гербова В. В. Конспекты занятий по развитию речи у детей 2-4 лет. Методическое пособие, Издательство: Владос, 2017. – 32с.
  13. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: Учеб. пособие. — М.: Флинта, 2002. — 320 с.
  14. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской — М.: ВЛАДОС, 2008. — 680 с.
  15. Никулина Л. А. Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности/ Л. А. Никулина, Т. А. Мирошникова // Молодой ученый. — 2014 — №4. — С.1051-1052.
  16. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. Журн. «Советы психолога». — М., — 2005. — № 3. — с. 247—248.
  17. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: методическое пособие / Л. Н. Павлова. — Москва: Мозаика-Синтез, 2014. — 163, [6] с.
  18. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 288 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (358) выйдет
18 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год