Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект «Ложка точеная – ручка золоченая»
Фольклор
Автор: Фокина Виктория Валерьевна   
04.04.2019 14:51

Проект «Ложка точеная – ручка золоченая»Проект «Ложка точеная – ручка золоченая»

Участники проекта:

  • воспитанники от 3 до 7 лет МДОАУ «Детский сад № 96 «Рябинка» комбинированного вида г. Орска»;
  • Малыхина Виктория Валерьевна, музыкальный руководитель МДОАУ «Детский сад № 96 «Рябинка» комбинированного вида г. Орска».
  • Костылева Маргарита Викторовна, хореограф МДОАУ «Детский сад № 96 «Рябинка» комбинированного вида г. Орска»;
  • педагоги МДОАУ «Детский сад № 96 «Рябинка» комбинированного вида г. Орска»;
  • родители воспитанников МДОАУ «Детский сад № 96 «Рябинка» комбинированного вида г. Орска».

Направление развития: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».

Области интеграции: художественное творчество, коммуникация, социализация, здоровье, труд, познание, чтение художественной литературы.

Цель нашей деятельности: вызвать интерес к утраченным традициям, содействовать сохранению народной культуры через игру на народных инструментах – ложках, развивать музыкально-творческие способности детей.

 

Скачать конспект

Задачи, которые мы ставили перед собой в ходе реализации:

  1. Развивать творческий потенциал детей.
  2. Обучить детей игре на ложках индивидуально и ансамбле.
  3. Воспитать интерес к традициям народной культуры.
  4. Познакомить детей с историей русского сувенира – деревянной ложки.
  5. Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.
  6. Условия возникновения и становления опыта.

В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоциональной открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации.

Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность.

Мы считаем, что можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах.

Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность. Стоит отметить, что народные инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.

Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило нас к разработке и реализации работы по обучению детей дошкольного возраста на ложках.

Мы считаем, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

2. Актуальность.

Актуальность представленного опыта обусловлена значением обучения игре на ложках для всестороннего развития дошкольников. Образовательные программы, в разделе «Музыкальное воспитание» предусматривают обучение детей игре на музыкальных инструментах, но не дают технологии обучения игре на русских народных инструментах, в том числе на ложках.

Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Также позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а тонкой моторики.

Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

В процессе знакомства с ложками:

  • дети узнают об истории их создания;
  • изучают исполнительские особенности ложек;
  • познают, как образуется звук;
  • узнают свойства звука (неопределённая или определённая высота динамические возможности и т.д.);
  • приобретают знания об особенностях применения ложек (звукоизобразительных эффектов, звукоимитации, игра соло, в ансамбле, усиление динамических оттенков и др.)

Игра на ложках оказывает эффективное влияние на развитие ритмических способностей детей, которые в свою очередь влияют на качество речевого развития. В детской психологии и методике развития речи дошкольников установлено, что плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована, дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Обучение игре на ложках доступно уже с младшего дошкольного возраста. Игра на ложках особенно привлекательна для юных музыкантов. Обучение не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время, как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные приёмы игры (на трёх, четырёх и большем количестве ложек).

Учитывая развивающую роль игры на ложках в нашем детском саду, мы пришли к созданию ансамбля «Уральские ложкари». Взаимодействие с детьми осуществляется в рамках кружковой работы в свободное от занятий время, во вторую половину дня.

3. Основополагающими принципами данного опыта являются.

  • гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском саду;
  • индивидуализация;
  • постоянность и системность процесса;
  • преемственность;
  • последовательность;
  • педагог на позиции «играющего партнера»;
  • создание атмосферы добра, покоя, любви, эмоционального комфорта.

4. Новизна опыта.

Работа в данном направлении направлена на формирование духовно-нравственного воспитания.

Способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

Гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности.

5. Ведущая идея опыта.

Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов.

Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.

Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек.

В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.

6. Технология опыта включает в себя.

Предварительная работа:

Первый этап. Знакомство детей с ложками и элементарными приёмами игры на ложках. Педагог должен сыграть на ложках, увлечь детей музыкой. Знакомство с деревянными ложками начинаем со 2 младшей группы. Знакомство с ложками проводится постепенно, усложняя задание от занятия к занятию.

Сначала рассматриваем расписную деревянную ложку, ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп — поварешка, обратная ее сторона называется «щекой» или «пяточкой».

Интерес к ложкам возникает при личном контакте ребенка с ними. Перед игрой на ложках ведется подготовка исполнительского аппарата — рук. Исполняя попевку «Петушок», дети хлопают ладошками ритмический рисунок и, только когда исполнение будет ритмичным, дети берут в руки ложки и стучат тот же ритмический рисунок песни различными приемами игры. Играя приемом «прямые удары», дети передают ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием (Во-ва – 2 удара, Ан-дрю-ша – 3 удара). Ударяя ручкой ложки о «щечку» другой ложки, изображают, как капает дождь в песне «Дождик» (дождь играют ручками ложек»).

Давая малышу в руки инструмент, учим его играть что-нибудь конкретное: капает дождик, тикают часы, птички клюют зернышки, постучать в дверь теремка. При этом происходит не просто игра, а восприятие ритма, обучение звукоизвлечению.

В этом возрасте осваиваем 2-3 приема игры на ложках: «прямые удары», игра ручками ложек и «щечками», зажатыми в кулачках. Желательно создать у детей радостное настроение от общения с музыкой: так в гости к ребятам приходит петушок с корзинкой, в которой лежат ложки; приходят куклы, зайцы, котик, мишка и включаются в игры с детьми. Игрушки ходят, бегают, топают, хлопают, пляшут, а дети передают в игре на ложках ритмические изменения – так у детей развивается чувство ритма.

Второй этап. Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание

координированным совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью мы проводим следующие игры и упражнения:

  1. Прохлопать в ладоши простой ритмический рисунка знакомой попевки, песни, затем простучать этот ритм на ложках.
  2. Игра «Музыкальное эхо». Педагог простукивает ритм – дети повторяют. Можно предложить ребёнку простучать ритм – всем детям повторить.
  3. Целесообоазно вводить различные ритмические задания, используя карточки с ритмическим рисунком.
  4. Ритмическая импровизация. Педагог играет любую плясовую мелодию, а дети воспроизводят ритм.

В средней группе дети уже самостоятельно отличают 2-х частную форму музыкальной пьесы. Например, дидактическая игра «Пальчики и ручки» — тихое и громкое звучание (тихо – постукивают ручками ложек, громко – «щечками»). На данном примере дети учатся играть с изменением динамики.

Вспоминаем и обыгрываем музыкально-дидактические игры хорошо знакомые по 2-й младшей группе. Постепенно усложняем их, и они приобретают новую форму, становятся подвижными играми или тренингами для рук. Например, «Наши ручки», «У кота-ворота» — дети учатся правильно реагировать на текст — движениями, а также следовать своими действиями за ритмическими акцентами. Например, «Солнышко» — учатся подпевать текст, подсказывающий способы игры на ложках. Такой метод работы воспитывает у детей логическое мышление, внимание.

В средней группе мы используем приемы игры на двух ложках: ручкой одной ложки стучать по «щечке» другой; стучать приемом «прямые удары» по ложкам соседа.

Уделяется много внимания положению рук и одновременным ритмичным хлопкам. После того, как дети усвоят ритмический рисунок песни в хлопках, этот же рисунок играют на ложках. Напевая песенку, дети исполняют ритмический аккомпанемент сначала одним приемом игры, например, «прямые удары» (отрабатываем ритмичную игру, затем вводятся другие приемы игры — «скользящие», «ручкой ложки о «щечку». Таким образом, создается интересный аккомпанемент.

С целью развития метрической пульсации у детей и расширения возможностей ручного инструментария используем метод — по показу педагога. В качестве физкультминуток выполняем метроритмические упражнения под музыкальное сопровождение, под собственное пение или речитатив.

Дети демонстрируют вокальное исполнительство в сочетании с собственными метроритмическими движениями: притопы, хлопки, ритмичная ходьба, танцевальные движения. Под фоновое звучание русских народных мелодий, экспромтом играем метроритм пьесы знакомыми детям приемами игры на ложках. Такие тренинги вырабатывают навыки у детей слышать и передавать в игре на ложках метрическую пульсацию исполняемого произведения, ненавязчиво активизируют коллективную игру — игру ансамблем. У детей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость в виде игры на ложках.

Приёмы игры на ложках в средней группе: части ложки: ручка, чашечка, «пяточка» (Приложение 1).

Ложки в двух руках держат за ручки, удары приёмами:

1. «Ладушки»

Одновременно двумя руками «пяточкой» по «пяточке».

2. «Блинчики»

Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.

3. «Тарелочки»

Руки вытянуты вперёд, скользящие удары «пяточкой» по «пяточке».

4. «Бубен»

Одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперёд, другой ложкой удары по «пяточке».

5. «Часики»

Круговые движения руками перед собой.

6. Удары вправо-влево, вверх-вниз одновременно двумя ложками.

В старшей группе с детьми продолжаем обучение игре на ложках более углубленно. Сначала проводим с детьми беседы об истории деревянной ложки, ее разновидности, показываем слайды и видеоклипы детских ансамблей ложкарей.

Знакомим детей с определенными правилами поведения в работе ансамбля. Проводим работу по технике безопасности, по постановке рук (ложки держать одинаково на одном уровне) и организации общего внимания у детей.

В старшей группе обучаем детей следующим приемам игры на ложках: «прямые удары», «тремоло», «хлопок», «маятник», «литавры», «копытца», «солнышко», «скольжение». Все эти приемы игры варьируются во время игры в парах. Хорошим помощником в обучении музыкальной грамоте и обучении игре на ложках являются музыкально-дидактические игры такие, как: «Прогулка», «Кто подошел к теремку?», «На бабушкином дворе», «Музыкальный поезд», «Лесенка», «Эхо».

От индивидуального и подгруппового исполнения простых песенок, прибауток, дразнилок мы постепенно переходим к более сложным заданиям – игре аккомпанемента русских народных и программных песен полным составом – ансамблем.

В подготовительной к школе группе обучению игре на ложках в ансамбле уделяется особое внимание. Здесь отрабатываются задачи старшей группы и ставятся новые более сложные цели и задачи. Встает вопрос, как детям влиться в мир звуков, не нарушив их гармонии, как научится слушать и слышать музыку, как откликаться на позитивно звучащий мир, как достигнуть совершенства в гармонии и ансамбле с миром звуков?

Большое внимание уделяется освоению техники игры, вырабатываются навыки коллективного музицирования, развитию творческих и исполнительских способностей у детей. Ведется работа по развитию слухового восприятия и музыкальной памяти, чувства ансамбля, прививаются любовь к русской народной музыке.

Здесь применяются разнообразные методические приемы: слушание музыки, демонстрация иллюстраций, игрушек, музыкально-дидактические игры.

Дети знакомятся с приемами игры: «мячики» или «хлопушка», «малая и большая дробь», «лягушка» или «кастаньетки».

Освоение технических приемов игры на ложках обыгрывается сюжетно и вербально, варьируются в игре парами и различными способами извлечения звука. Разучивание каждого приема игры начинаем с пропедевтической разминки, упражнение выполняется с ложками только после развития до необходимого уровня координации и автоматизации движений исполнительского аппарата. Одни и те же задания исполняются с различными изменениями темпа, динамических оттенков уделяется особое внимание импровизационной игре и детским авторским сочинениям.

Предлагаем детям самостоятельно выбрать вариант исполняемого задания или придумать свой. Этот прием усиливает мотивационные установки на качество выполняемого задания, а также предоставляется возможность детям соотнести уровень сложности задания со своими возможностями. Ребенок, проговаривая, своим речевым аппаратом подкрепляет и координирует движения рук, что помогает ему более быстро

выработать необходимые навыки. Активизируют детей различные упражнения – игры: «Кто быстрее», «Кто лучше сыграет».

Третий этап: Выступление в ансамбле на праздниках, концертах перед публикой: концерты, развлечения, родительские собрания, «Осенины», «Посиделки», «Ярмарка» и др. На праздничных утренниках: 8 марта, «Празднике Весны».

Игра в ансамбле ложкарей формирует у детей потребность к самостоятельному мышлению и анализу, развивает творчество, побуждает их применять свои знания в самостоятельных видах деятельности в повседневной жизни.

Методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
  2. Репродуктивный (показ приемов игры педагогом или ребенком, разучивание, закрепление материала).
  3. Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
  4. Практический (повторение и закрепление приемов игры на ложках).
  5. Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
  6. Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
  7. Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на ложках под косвенным руководством педагога).
  8. Результативность.

Положительные результаты, достигнутые в процессе реализации:

1) Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего и старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных способностей:

  • отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами народных музыкальных инструментов, русским народным костюмом, промыслами;
  • возросла речевая активность детей на музыкальных занятиях по слушанию музыки и в певческой деятельности.

Ребенок:

  • играет индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;
  • применяет в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках и других музыкальных инструментах;
  • слышит и понимает музыкальные произведения – его основную тему;
  • поет чисто, интонируя мелодию и одновременно играет на ложках;
  • ритмично двигается, соблюдая колорит и удаль русской души;
  • понимает и чувствует ответственность за правильное исполнение в ансамбле;
  • развита двигательная память и мелкая моторика;
  • развит музыкально-ритмических слух;
  • ребенок способен к творческой импровизации в игре на ложках, использует полученные навыки в других видах музыкально-творческой деятельности;
  • повышается самооценка своих музыкально — творческих способностей;
  • развивается выразительность речи;
  • формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению русского народа.

2) Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта:

  • родители создают условия в семье для экспериментирования со звучащими игрушками и свободного музицирования;
  • с удовольствием приняли участие в подборе попевок, стихов и загадок по теме;
  • продолжается совместная работа по изготовлению кукольно-ложечного театра.

Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре русского народа.

Результаты, полученные при реализации проекта «Ложка – точеная, ручка – золоченая»:

  • Дидактические игры, фотографии досугов, модели непосредственно-образовательной деятельности, папки-передвижки с консультациями, музыкальные произведения на CD и DVD дисках, рисунки детей «Моя расписная ложка», кукольно-ложечный театр.

8. Адресная направленность опыта:

Опыт может быть использован в работе любого дошкольного учреждения для формирования духовно-нравственного воспитания, создания единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

9. При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые результаты:

Положительные результаты возможны:

  • при обеспечении целостности, единства образовательно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;
  • при обновлении форм и содержания образовательно-развивающей работы с дошкольниками;
  • при творческом характере деятельности музыкального руководителя, педагогов, родителей (законных представителей);
  • при овладении воспитателями активными методами обучения;
  • работа по данному направлению проводится систематически.

Список использованных источников литературы

1. Каминская Е.А. «Игра на ложках», Издательство: Планета музыки

Издание: 4-е изд., 2016 г, 64 с.

2. К. Пино «История деревянной ложки».

3. Науменко Г.М. «Детское фольклорное интонирование» // Русский фольклор в современных образовательных структурах. – Кемерово, 1996.

4. Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 96 «Рябинка» комбинированного вида» г. Орска».

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13.

6. Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Приложение 1

Приёмы игры на ложках

«Ладушки»

Одновременно двумя руками «пяточкой» по «пяточке».

«Блинчики»

Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.

«Тарелочки»

Руки вытянуты вперёд, скользящие удары «пяточкой» по «пяточке».

«Бубен»

Одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперёд, другой ложкой удары по «пяточке».

«Часики»

Круговые движения руками перед собой.

Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа.

И, может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небушко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год