Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации
Модуль комплексного мониторинга развития системы дошкольного образования

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Творческий обучающий проект «Коляда» для детей второй младшей группы
Фольклор
Автор: Садыкова Лилия Мухаметовна   
23.02.2019 18:23

Творческий обучающий проект «Коляда» для детей второй младшей группыТворческий обучающий проект «Коляда» для детей второй младшей группы

Автор проекта: воспитатель Садыкова Л. М.

Цель проекта:

  • Обогащение представлений о празднике и традициях Рождества.

Задачи проекта:

  • Познакомить с традициями празднования рождества на Руси.
  • Познакомить с художественными произведениями о зиме и рождественских днях.
  • Формировать представления об атрибутах, относящихся к празднованию Рождества.
  • Воспитывать в детях видение прекрасного в окружающей действительности.

Участники проекта:

Дети, воспитатели.

 

Скачать конспект

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий.

По содержанию: обучающий.

По числу участников проекта: групповой.

По времени проведения: краткосрочный (1 неделя)

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Актуальность проблемы:

Приобщение детей к своей культуре просто необходимо.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: закрепляют полученные детьми знания на практике.

Предполагаемый результат проекта:

Дети имеют представления о наличии такого праздника на Руси, разучены некоторые элементы праздника и успешно проведен досуг по теме «Рождественские колядки»

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап

ХЭР (аппликация) «Рождественский сапожок».

Познавательная беседа «Рождественские колядки».

Рассматривание иллюстраций «Празднование Рождества».

Разучивание колядок.

Работа с родителями – изготовление наглядного материала для детей по темам: консультация по теме «Откуда на Руси пошли Колядки», угощение для проведения колядования.

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: "Морозко", "Солдатские колядки".

К.Лукашевич "Рождественский праздник"

И.Токмакова "Самая красивая звезда"

Хомяков "В этот светлый праздник"

Рассказы о рождестве: "Ангельские крылья", И. Рутенин "Сказка про колокольчик", Джон Кэри "Золотые туфельки", "Рождественский ангел", "Паучки и рождественская елка", А. Яблочкина «Рождественский ангел». Цель: формирование представления о празднике и традициях Рождества.

Презентация «Рождество Христово»

Просмотр мультфильма «Колядки, колядки!» https://www. youtube. com/watch? v=ShbG_3FZ56s

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Мороз Красный Нос» и «Хоровод».

Заключительный этап

Проведение праздника «Рождественские колядки»

Познавательная беседа «Рождественские колядки».

Одна из рождественских традиций — петь колядки на Рождество. Этот ранее языческий обычай с принятием христианства превратился в прославление Иисуса Христа.

Колядки появились еще в языческие времена. Их пели 21 декабря, в день зимнего солнцестояния (праздник Коляды). С принятием на Руси христианства обряд колядования приурочили к празднованию Рождества Христова. В народных колядках переплетены языческие и христианские мотивы. Особое место занимают авторские церковные коляды. Некоторые из них — иностранного происхождения, но позже были переведены на украинский или русский язык.

Кроме рождения Иисуса Христа колядки на Рождество чествуют всех членов семьи, к которой пришли колядники. Ряженые колядники ходят от дома к дому и поют хозяевам колядки, а те дают им монеты и сладости. Обряд колядования сопровождается музыкой, танцами, играми.

Рождество Христово – один из главных православных праздников. Как гласит церковное предание, Иисус Христос родился в ночь на 7 января. Именно с этого дня начинаются так называемые святки, которые длятся в течение двух недель. У православных христиан с этим праздником связано огромное количество традиций и обрядов. Один из них – рождественские колядки.

Слово «коляда» произошло от латинского «calendae», что означает «первый день месяца». Раньше словом «коляда» славяне называли Рождество, но со временем значение слова изменилось, и колядками стали называть обрядовые песни, с которыми обходились дома в канун Рождества. Колядная дружина (в основном дети и молодежь), выходила на улицу со звездою и вертепом (старинный народный кукольный театр), как только наступали сумерки.

Колядующие наряжались в костюмы и маски, чтобы их нельзя было узнать. Рядились в медведей, коз, лошадей, цыган…

Основной смысл колядок – восхваление дома, в который пришли колядующие, его семьи, а также различные пожелания богатства и хорошего урожая.

Пришла коляда

Накануне Рождества,

Дайте коровку,

Масляну головку.

А дай Бог тому,

Кто в этом дому.

Ему рожь густа,

Рожь ужимиста.

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна ─ пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытием,

И богатством.

И создай вам, Господи,

Еще лучше того!

Ряженые заходили только к тем, у кого в окне была выставлена зажженная свеча или просто горел свет. При этом в дома, в которых в течение года были случаи смерти, колядовать не приходили.

Кстати, если какой-то дом случайно пропускали и не заходили – это воспринималось как плохая примета, предвещающая беду.

Колядующих всегда встречали гостеприимно и щедро. Обязательно одаривали заранее приготовленными гостинцами (пирогами, печеньями, конфетами и т.д.), а так же деньгами.. Не впустить колядующих являлось плохой приметой. Кроме того, в случае собственной скупости можно было нарваться и на настоящие угрозы со стороны ряженых:

Коляда, Моляда,

Уродилась Коляда!

Кто подаст пирога -

Тому двор живота.

Еще мелкой скотинки

Числа бы вам не знать!

А кто не даст ни копейки -

Завалим лазейки.

Кто не даст лепешки -

Завалим окошки,

Кто не даст пирога -

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба -

Уведем деда,

Кто не даст ветчины -

Тем расколем чугуны!

Несмотря на то, что колядками отмечали приход Рождества Христова, сами колядующие воспринимались Церковью как «нечистые». Особенно это относилось к «ряженым» — людям в костюмах и масках (козы, медведя, коня, быка, стариков, цыган, солдат и др.). Переодевание в чужую маску считалось дьявольским действием. Вообще считалось, что в дорождественский период на свободе гуляло много нечисти, и ряженые это отображали. Поэтому после колядования участники должны были обязательно пройти обряд очищения в церкви или облиться святой водой.

Как правило у колядок нет авторов, они часто неграмотны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте. Колядка, это маленький Рождественский рассказ о величайшем Событии и прославление главных Лиц той ночи, ночи, которая принесла Самую Радостную, Самую Главную Весть — родился Спаситель мира!

ХЭР (аппликация) «Рождественские ангелочки».

Конспект ООД во второй младшей группе

Цель: познакомить детей с элементарными представлениями о празднике Рождестве Христовом.

Учить детей составлять целостный образ аппликации, распределяя детали по отдельности; закреплять приёмы наклеивания готовых деталей;

Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Воспитывать нравственные чувства и этическое сознание: отзывчивость, доброту, сочувствие;

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята, кто знает, какой праздник отмечают все люди после Нового года? Правильно, Рождество. А что это за праздник?

Ответы детей.

-Сейчас мы с вами послушаем историю возникновения этого праздника.

Когда-то давным-давно люди перестали быть добрыми, честными, думали только о себе, не слышали Бога, не знали слово "нельзя", причиняли друг другу вред. Их когда-то светлое сердце становилось грубее, жестче, Ангел-Хранитель не мог достучаться до человека и отвернулся от него. Люди медленно погибали. Но так как Бог очень любил и любит род человеческий, то решил послать своего сына Христа на спасение людей.

7 января чуть более 2 тысяч лет назад родился Иисус Христос-Сын Божий.

В то время в Иудее от римского императора Августа пришло повеление сделать перепись по всей земле. Каждый человек должен был записаться в том городе, откуда он родом.

Праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария отправились в Вифлеем. Но в городе все гостиницы были переполнены. Недалеко за городом Мария и Иосиф нашли пещеру, в которую пастухи в ненастную погоду загоняли овец.

Ночью у Пресвятой Девы Марии родился Спаситель мира- Иисус Христос. Мария спеленала Младенца и положила Его в ясли.

Внезапно на небе появилось множество ангелов.

Первыми гостями божественного младенца были простые пастухи, которых Ангелы известили о Рождестве Христовом. Они поспешили поклониться новорожденному Спасителю. А через некоторое время в Вифлеем пришли восточные волхвы-мудрецы. Они изучали звезды, и когда вдруг появилась новая звезда, они поняли, что произошло событие, описанное в древних книгах- в Израиле родился Спаситель мира. Волхвы пошли искать Его, а Вифлеемская звезда указывала им путь. Они нашли Марию с Младенцем, поклонились и принесли богатые дары.

И с этого дня христиане стали отмечать Рождество Христово. Исстари повелось, что Рождество – семейный и, прежде всего, детский праздник. По верованиям многих народов мира, в дни Рождества отверсто небо, открыты все сокровища рая, а новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары: о чем попросишь в молитве, то и получишь. В этот день семья собирается вместе, чтобы разделить радость, сходить в церковь и обменяться подарками.

И сейчас мы с вами сделаем прекрасных ангелов, которые известили всех о рождении Христа.

Сценарий праздника во второй младшей группе

«Рождественские колядки»

Цель: знакомство детей с русскими народными традициями (колядование, гадание, народные игры.)

Оборудование: домик, костюм Хозяюшки, маска медведя, шарф для завязывания глаз, фасоль, клубочки, маленькие предметы для гадания, конфеты, прищепки, тесьма; фонограммы музыкальных игр, хороводов, песен, колокольчик; леденцы для угощения.

Ведущая:

Тихо кружатся снежинки,

Сказка приходит к нам в дом.

Ёлка, подарки, картинки

Зовём это всё Рождеством!

В этот волшебный праздник

Всё наполняется вдруг

Верой, Надеждой, Любовью

И светом добра вокруг!

Вот и закончилась новогодняя суета. Пришло время светлого, радостного праздника Рождества. С 7 января по 19 наступают – святки. На Руси во время святок дети наряжались в необычные костюмы и ходили по домам и пели колядки. Им давали разные сладости. Считалось, если не дать детям угощение, то случится беда.

Вот и мы с вами пойдём колядовать.

Ведущая:

Эй, хозяева, вставайте!

Шире двери открывайте!

На пороге коляда

Веселиться всем пора!

Выходит Хозяйка:

Здравствуйте, люди добрые!

Гости дорогие, гости званые!

С новым годом! С новым счастьем!

Чтоб здоровы были! Много лет чтоб жили!

Я гостей ждала, наряжалася,

Бусы красны надевала, украшалася.

Когда бусы надевала,

Нитку шелкову порвала.

Люди добры! Помогите!

Мои бусы соберите!

Игра «Собери бусы». (вместе со взрослыми, тесьма, конфеты, прищепки)

Ведущая:

Хозяюшка! Будешь ли наших деток угощать?

Хозяйка:

А за что вас угощать-то? Вы колядки расскажите, песни-пляски заведите, а я посмотрю, послушаю.

Дети читают колядки

1 реб.

Коляда, коляда!

А бывает коляда

На кануне Рождества

Коляда пришла

Рождество принесла.

2 реб.

Коляд- коляд- колядушек,

Хорош с медком оладушек,

А без меда не таков,

Дайте, тетя, пирогов!

Ведущая:

Все колядки рассказали, пора и хоровод заводить.

Хоровод «Рукавички мои»

Ведущая:

Ребята! А ведь к нам на праздник должен был прийти медведь,

Но видно заблудился.

Давайте мы его с вами позовем,

Он услышит нас и придёт.

Все вместе кричат: «Медведюшка, ау!»

Выходит медведь, здоровается.

Медведь:

Как пришли к нам Святки

Запевай колядки!

Из лесу пришёл медведь,

Хочет танцевать и петь!

Два притопа, три прихлопа,

Выходите поглядеть!

Ведущая:

А ну-ка, Мишенька-Иваныч,.

Поворотись-развернись

Добрым людям покажись.

Потешь народ честной,

Попляши—ка, дорогой!

Медведь танцует под р. н. п. «Барыня»

Дети танцуют вместе с Мишкой.

Ведущая:

А не хочешь ли ты, Мишенька, поиграть с детками.

Музыкальная игра «Елочки-пенечки»

Дети садятся на стульчики.

Ведущая:

А ещё на Руси был такой обычай гадать под

Рождество. Вот и мы погадаем всем детям и родителям.

Узнаем, что нас ждёт в новом году.

Гадание с фасолью.

Дети по очереди вытаскивали

Из фасоли мелкие предметы: клубочек-дорога, ключик-новоселье.

Ведущая:

В ледяной карете мчится

Зимушка-зима,

Ветер крыльями стучится

В сонные дома.

Расцветают скверы, парки

Снежной белизной.

И мороз возводит арки

Над тропой лесной.

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается

3 реб.

Без досок и топоров

Через реку мост готов:

Мост, как белое стекло,

Скользко, весело, светло!

Ведущая

Открываем календарь -

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

4 реб.

Это кто там у пригорка?

Сразу даже не поймешь:

Это маленький Егорка

На Егорку не похож.

Залепило снегом брови,

Шапку, нос и воротник.

И из снежного сугроба

Встал Егорка- снеговик

Ведущая

Посидели – отдохнули, а теперь пора и поиграть.

Русская народная игра «Жмурки с колокольчиком» (Медведю завязывают глаза)

Медведь прощается с детьми.

Ведущая:

В этот светлый праздник

Праздник Рождества

Мы друг другу скажем

Тёплые слова.

Тихо снег ложится

За окном зима

Чудо здесь свершится

И зажжёт сердца.

Пусть улыбки ваши

В этот дивный день

Будут счастьем нашим

И подарком всем.

Все подходят к домику Хозяюшки.

Ведущая:

А теперь, Хозяюшка угостишь детей?

Понравились тебе наши песни, игры, пляски?

Хозяйка:

Молодцы, ребята! И песни хорошо пели и танцевали.

Угощайтесь на здоровье!

Раздаёт детям угощение.

Ведущая приглашает всех в группу.

Подвижные игры:

1. Игра «У медведя во бору»

Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

Медведь не спит

И на нас рычит!

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко,

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем.

2. Игра «Гуси-лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси! Га-га-га.

Есть хотите? Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

3. Игра: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…»

Цель: — развивать у детей умение согласовывать движения со словами,

  • бегать, подпрыгивать на двух ногах

-игра способствует развитию речи.

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и убежал.

(Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются).

4. «Заинька»

Цель: Развивать ритмический слух, внимание, импровизацию по тексту песни.

Ход игры: Дети вместе с педагогом становятся в круг. Педагог поет песенку и показывает детям движения.

1. Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой

Вот так этак, топни ножкой! (2 раза) (дети топают ножкой руки на поясе)

2. Заинька, бей в ладоши, серенький, бей в ладоши!

Вот так этак, бей в ладоши! (2 раза) (дети хлопают в ладоши)

3. Заинька, повернись, серенький, повернись,

Вот так этак повернись (2 раза) (повороты в стороны, руки на поясе)

4. Заинька попляши, серенький попляши!

Вот так этак попляши (2 раза) (дети подпрыгивают на двух ногах кто как может)

5. Заинька поклонись, серенький поклонись

Вот так этак поклонись (2 раза) (дети кланяются, разводя руки в стороны).

Указания. Количество куплетов песенки можно сокращать, особенно на первых порах. Вначале можно взять только 1, 2 и 4 куплеты.

При повторении можно исполнять все куплеты. Кроме того когда малыши будут хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку, который становиться в середину круга и выполняет все движения по тексту песни. На роль заиньки выбирают более смелого и активного малыша, который не будет смущаться выполняя движения.

При следующем водящем можно добавить еще один куплет:

Заинька выбирай, серенький выбирай!

Вот так этак, выбирай (2 раза).

5. «По ровненькой дорожке»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения, наблюдательность, активность, сообразительность. Вызвать у детей чувство радости.

Ход игры: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Педагог ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам

По камешкам, по камешкам…

В ямку бух!

При словах «По ровненькой дорожке дети идут шагом. Когда педагог говорит: «По камешкам, по камешкам» — они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В ямку бух»» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» — и дети поднимаются. Снова повторяем стихотворение.

После нескольких повторений он произносит другой текст:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке.

Устали наши ножки, устали наши ножки.

Вот наш дом—здесь мы живем.

По окончании текста малыши бегут в дом (заранее договариваются, где будет дом—на скамейке, за проведенной чертой и т. д.).

6. «Мороз Красный Нос»

Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.

Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:

Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!

(Дети идут навстречу воспитателю.)

- Заморожу! Заморожу!

Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются.

7. «Хоровод»

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

Заключительный этап

Проведение праздника «Рождественские колядки».

Отчёт:

Основной этап

ХЭР (аппликация) «Рождественские ангелочки».

Познавательная бееда «Рождественские колядки»

Рассматривание иллюстраций «Празднование Рождества».

Разучивание колядок.

Работа с родителями – изготовление наглядного материала для детей по темам: консультация по теме «Откуда на Руси пошли Колядки», угощение для проведения колядования.

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: "Морозко", "Солдатские колядки".

К.Лукашевич "Рождественский праздник"

И.Токмакова "Самая красивая звезда"

Хомяков "В этот светлый праздник"

Рассказы о рождестве: "Ангельские крылья", И. Рутенин "Сказка про колокольчик", Джон Кэри "Золотые туфельки", "Рождественский ангел", "Паучки и рождественская елка", А. Яблочкина «Рождественский ангел». Цель: формирование представления о празднике и традициях Рождества.

Презентация «Рождество Христово»

Просмотр мультфильма «Колядки, колядки!» https://www. youtube. com/watch? v=ShbG_3FZ56s

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Мороз Красный Нос» и «Хоровод».

Заключительный этап

Проведение праздника «Рождественские колядки»

Итог:

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (118) выйдет
1 сентября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год