Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Народная игрушка в жизни дошкольника
Фольклор
Автор: Кузнецова Ольга Николаевна, Малыгина Ирина Леонидовна   
16.02.2019 07:29

Народная игрушка в жизни дошкольникаНародная игрушка в жизни дошкольника

  • Кузнецова Ольга Николаевна
  • Малыгина Ирина Леонидовна

Воспитатели МКДОУ №7 "Чебурашка" г. Мирный

«Кто не знает своего прошлого – тот не имеет будущего». (пословица).

Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, красивых, необычных, фантастических, а иногда бесполезных и вредных игрушек для развития и воспитания детей. Из-за этого возникает часто конфликт между теоретиками и практиками рынка игрушек, но избежать конфликта интересов невозможно в наше время, но работать над этой проблемой необходимо.

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходят вглубь веков и, будучи тесно связанной с укладом жизни семья, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавая опыт старшего поколения к младшему.

В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль; верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.

 

Одним из возможных решений является изучение народной игрушки в ходе игровой деятельности детей. Дети могут не только любоваться народной игрушкой в музее или на выставке, но и сами могут сделать игрушку. Это вызывает у детей положительный эмоциональный отклик. Мы воспроизводили народные игрушки вместе с детьми: лепили из пластилина, вырезали из бумаги, раскрашивали, знакомились с народными видами росписи, делали куколки из ниток и материала (куклы-обереги), собирали матрешек.

Важным элементом в развитии и воспитании ребёнка раньше была рукотворная кукла. Кукла вообще занимала и занимает в настоящее время особое место в воспитании и развитии ребенка, особенно девочек. Эта та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности ребенка. Являясь образом человека, она позволяет играющему ребенку подражать миру взрослых отношений. Кукла вбирает в себя представления ребёнка об окружающей действительности. В игре с куклой ребенок закрепляет свои представления о действительности и расширяет их, познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения. Благодаря игре с куклой ребенок проходит школу первичной социализации. Кукла является обязательным и верным спутником детских игр, но одновременно и самое доступное произведение искусства.

Куклы изготавливались из совершенно разного и любого материала: тряпок, дерева, глины и растительных материалов, и всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребенка, умению чувствовать материал, использовать его. Наивность и отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатая фантазия детей, нестандартность их мышления, – с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Куклы в разных странах изготавливаются по – разному. Они выражают особенности своей эпохи, страны, где появились. Роскошная француженка в былые годы играла роль манекенщицы, демонстрировала наряды, аристократический стиль жизни. Немецкие куклы отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, поддерживали культ семьи. Испанские красавицы сохраняли следы религиозного культа, а восточные – таинственность.

Русские куклы-игрушки самобытны, уникальны, каждая со своим именем: оберегалка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, неваляшка и много других. Каждая кукла со своим уникальным именем выполняла свое назначение и несла определенную функцию. В начале 20-го века широкое распространение получила кукла-баба. Почитание, любовь к ней объяснялось тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, делалась кукла-игрушка без лица, чтобы в куклу не могла вселиться нечистая сила. Кукла без лица являлась оберегом ребенка, ее боялись уподобить человеку. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка от беды, болезней, невзгод и сглаза. Куклы-пупсы появились лишь в средине 19-го века, а в нашей стране получи известность только в конце позапрошлого столетия.

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, дуга, и так до бесконечности. Барби продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, причесывать, переодевать в разную одежду, может менять профессию, изготавливается и продается с набором косметики и с соответствующими аксессуарами. У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток – они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство.

Пусть дети сами делают куклу из подручного материала. Каждая кукла как человек: единственная в своем роде, и наряд у нее единственный, у нее своя история создания и неповторимый образ.

Народная кукла ушла из нашей жизни, но современный ребенок должен знать и иметь народную куклу. Подтверждение этого имеется в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать». Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Игрушки из глины, дерева, соломы, бересты, игрушки-обереги, игрушки -потешки, стригушки и козули, дымковские, каргопольские, архангельские, филимоновские — все это народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, расписанные народными умельцами, издавна дарящие тепло и любовь людям, но, к сожалению, забытые современными детьми. Народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера, но она может быть понятна и выразительна любому ребенку, может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду, уважение к своей земле и родной природе, но может успешно справиться с его обучением.

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников (текст): Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Н.Е. Веракса — М.: Мозайка -Синтез, 2008, 112 стр.
  2. Вингадва Н.А. Образовательные проекты в детском саду (текст). Пособие для воспитателей, Н.А. Виноградова, Е.А. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008, 208 стр.
  3. Жуавева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников (текст). Сост. В.Н. Журавлева. Волгоград: Учитель, 2011, 202 стр., ил.
  4. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети (текст). Захарова М.А., Костина Е.В. М.: Школьная пресса, 210, 64 стр., ил.
  5. Рыжова Н.А. и другие. Мини- музей в детском саду (текст). Рыжова Н.А. и другие. М.: Линка — Пресс, 2008, 256 стр., ил.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 37 (353) выйдет
15 октября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год