Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД про приобщению дошкольников к русскому фольклору «Жаворонки»
Фольклор
Автор: Кисель Галина Валерьевна   
21.07.2018 08:29

Конспект НОД про приобщению дошкольников к русскому фольклору «Жаворонки»Конспект НОД про приобщению дошкольников к русскому фольклору «Жаворонки»

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные игры.
  • Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).
  • Обобщить знания о весенних изменениях в живой природе и о перелетных птицах.
  • Закрепить умение передавать в лепке выразительность образа птицы, передавая её характерные особенности, умение лепить пластическим способом.

Скачать конспект

Развивающие задачи:

  • Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности.
  • Совершенствовать умение лепить из солёного теста, пользоваться различными способами лепки: скатывание, вытягивание, прищипывание.
  • Формировать технические умение и навыки работы со стекой, наносить рисунок на хвост и крылья.
  • Побуждать к использованию дополнительного материала (изюм).
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам.

Желание доводить начатое дело до логического завершения.

  • Испытывать чувство удовлетворения от полученных знаний, радоваться результату.
  • Воспитывать дружелюбие.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: слайдовая презентация.

Раздаточный:

  • фартуки, налокотники, соленое тесто, доски, вода, стеки, салфетки, жаворонки из материала.

Аппаратное и программное обеспечение: экран, ноутбук, магнитофон с записью народной мелодии.

Ход занятия

1. Вступительная часть.

Воспитатель. Ребята, скажите. Какое сейчас время года?

Дети. Весна.

Воспитатель. Правильно, весна! А как вы узнали, что наступила весна?

Дети. Тает снег, бегут ручьи, ярче светит солнышко, появились проталины, прилетают птицы.

2. Рассказ воспитателя о народном празднике «Жаворонка».

Воспитатель. Весной есть чудесный праздник «Жаворонка», именно в этот деть в народе празднуют прилёт птиц. По народному поверью, птицы на своих крыльях несут весну. В этот день хозяйки пекут из теста жаворонков с головами, «изюминками» глазками, клювиками. Этот день детворе запоминается на долго. Жаворонками угощают не только людей, но и скот.

Вы хотите чтобы птицы скорее к нам прилетели? Давайте вспомним закличку. (Дети подходят к окну, протягивают руки вперёд и говорят заклички).

3. Закличка

Жаворонок, ду-да,
Прилети к нам сюда.
Нам зима-то надоела,
Всю соломушку поела. У-у-у!

  • ******

Жаворонок, принеси весну на своём хвосту!

На сохе! На бороне! На сырой копне!

Весна, приди скорей!

Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни и называют его «певцом весны».

Послушайте голос жаворонка. (запись)

Воспитатель: Какой голос?

Дети: Звонкий, приятный, мелодичный, заливистый, звонкоголосый, напевный.

Воспитатель: Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом. Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездышках»

(воспитатель кладет обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий на пол)

Запомните какого цвета у вас гнездо. Когда звучит музыка «жаворонки» улетают из гнезда. Когда музыка закончится нужно занять свое гнездо. Будьте внимательны.

«В наших домиках будет веселье,
У крылатых жильцов новоселье».

Игра «Жаворонки в гнездах»

Воспитатель: Молодцы, жаворонки, не потерялись.

Проходите на лавочки. Я продолжу свой рассказ о народном празднике.

В этот день мамы рано вставали и из теста лепили булочки, похожие на птичек- жаворонушек. Пекли их в печке, а затем раздавали всем членам семьи.

Дети выкладывали птичек в кружочек, плясали и пели песни-веснянки.

Давайте продолжим народную традицию и сделаем жаворонков из соленого теста.

(Объяснение и показ: слайды)

Скатываем шар.

Раскатываем небольшую колбаску.

Формируем голову, оттягиваем клюв.

Сплющиваем хвост и с помощью стеки выделяем перья.

Воспитатель: Вот наш «жаворонок» готов. Посмотрите, как настоящий! Я его сажаю на большое гнездо, но ему одному скучно и он ждет друзей, которых вы сделаете.

Воспитатель: А перед работой сделаем пальчиковую гимнастику.

Давайте немного поиграем. Переплетите большие пальцы, зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем: “чри- чрии- и”.

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И поет, поет, поет.

(Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом)

Воспитатель:

Чтобы что-то сотворить
И здоровье сохранить
Технику и правила
Нужно повторить.

Прежде чем приступить к работе, вспомните как нужно работать стекой.

  1. Клади инструмент в безопасное место.
  2. Работай со стекой только на подкладной доске.
  3. Будь внимателен! Не порань руку.

Воспитатель: Во время лепки не забывайте о правильной осанке спина прямая, касается спинки стула, ноги стоят перед стулом. Итак, мои дорогие, приступайте к лепке жаворонков.

(во время работы детей звучит пение жавоонка)

Воспитатель: Какие у вас замечательные птицы- жаворонушки. Посадите их в «гнездо». У нас получилась дружная стайка. Когда они подсохнут, вы их раскрасите и на прогулке весну кликать будем. И родителям об этом обряде расскажите.

(Воспитатель спрашивает у 2-3 детей)

Анализ: 1. Как вы думаете какие получились жаворонки?

2. Какое у вас вызывает настроение, глядя на них?

Воспитатель: Вы отлично потрудились. Молодцы!

У наших прабабушек и прадедушек был такой обычай: дети становились в хоровод. А в руках у них были жаворонки из цветных лоскутков и все вместе звали жаворонков. И я вас приглашаю в хоровод. Посмотрите на дереве сидят жаворонки из лоскутков, возьмите себе одного и вставайте в хоровод.

Уж вы пташечки, жавороночки,

Прилетайте к нам.

Весну ясную, весну красную,

Принесите нам.

Давайте, мои хорошие, тоже скажем эту закличку.

Хоровод «Жаворонки прилетели»

Рефлексия:

Что вам понравилось в нашей встрече?

Что вам показалось трудным?

Воспитатель:

Посидели мы рядком

И поработали ладком

Жаворонков мы слепили-

Красну- Весну пригласили!

Мне было приятно с вами весну кликать, жаворонков лепить.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 ноября

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год