Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Метод проекта в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Занятия по Экологии
Автор: Епифанова Светлана Николаевна   
13.09.2013 13:39

Метод проекта в экологическом воспитании детей дошкольного возрастаС самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Как развивать у детей любовь к природе и стремление защищать ее? И как научить детей ценить красоту и хрупкость природы?
Педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью. Проектирование образовательной деятельности является актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.
Особую педагогическую значимость метода проекта мы видим в том, что:
-он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
-это метод, идущий от детских потребностей и интересов, то есть позволяет создать систему интересов, в том числе и выбор интересных и значимых для ребенка тем;
-проект- продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Целью нашей работы стало: формирование ребенка, как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности познания.
Для выполнения цели мы поставили следующие задачи:
v Учить адаптироваться в новых условиях, находить выход из различных ситуаций, делать выбор
v Формировать проектно-исследовательские умения и навыки
v Развивать детскую самостоятельность, способность к рефлексии (при поддержке взрослого), сотворчество детей и взрослых
v Развивать коммуникативные навыки (умения действовать в коллективе)
v Воспитывать  у детей познавательный интерес, бережное и действенное отношение к природе.
Каждый проект включает в себя такие методы, как наблюдение, опытническая работа, моделирование, эксперименты, а так же творческую деятельность.
В своей работе мы применяли разные типы проектов:
-познавательно-исследовательский  проект «Путешествие капельки» целью которого было: познакомить детей с водой, как веществом, с его свойствами и превращениями, показать огромное значение в жизни человека и всего живого. Дальнейшее развитие проект получил в составлении альбома о Волге, как судоходной реке. Еще один исследовательский проект «Мы -  друзья природы». Цель: воспитание бережного, внимательного отношения к природе; помочь детям разобраться, какие действия человека приводят к негативным последствиям.
-информационный проект «Наша энциклопедия»- состоял из индивидуальных проектов. Цель: обогатить знания детей о животных и растениях нашей местности, развить самостоятельность, повысить познавательный интерес к природе нашего края. Долгосрочный информационный проект «Лесная почта» осуществляется для развития и поддержания любознательности и познавательной активности детей. А так же для учета их интересов при планировании.
-творческий проект «Птичья столовая» был направлен на помощь птицам, которые гибнут во время холодов от недостатка пищи. Дети изучали, какие именно кормушки нравятся птицам (с крышей - защитой от снега, с бортиками - защитой от ветра). В процессе реализации творческого проекта «Экологическая сказка» дети учились использовать полученные знания о природе, понимать правду и вымысел, воспитывалось желание передавать свои знания малышам через сказку.
Немаловажное значение играют проекты по созданию экологической среды в ДОУ. Например, дизайн-проект «Сказка на участке» или проекты по созданию мини-музеев «Воздух-невидимка», «Главная улица России- река Волга», индивидуальные проекты «Космический корабль».
Синквейны, новая форма работы, которая может использоваться в  рамках реализации экологических проектов.
Синквейн- от франц. слова “пять” и означает белый стих, состоящий из 5 строк и написанное по определенному алгоритму:
1 строка- имя существительное
2- два имени прилагательных, описывающих тему,
3-три глагола
4- фраза из 4 и более слов, выражающая отношение к теме
5- одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией.
Мы брали такие темы: верба, деревья, животные, весна. Составление синквейнов способствует развитию познавательной, творческой активности, самостоятельности. Данная работа помогла обобщить знания по общей теме «Весна». В процессе составления синквейнов мы активизируем словарь детей, развиваем ассоциативное мышление и образную память, учим вниманию, при рассматривании предметов, мотивируем детей на создание поделок по синквейнам. По синквейнам можно создать проект с участием родителей, учителей -логопедов, музыкального руководителя, инструктора по физо. Их можно использовать в качестве примера интеграции с участием разных специалистов. Ну а на собственном опыте мы убедились, что детям понравилась данная методика. Им понравилось давать интервью педагогам, проявлять творчество и смекалку. Они сами подходили и просили помощи в написании синквейна. Попробуйте и вы!
Немаловажное значение в реализации проектов играют родители. Для этого мы провели консультации, оформили информацию на стендах на темы: «Развитие познавательной потребности и любознательности у детей», «Как научить ребенка быть исследователем», «Проводим опыты дома». Особенно заинтересовал родителей и детей проект по созданию презентаций на темы: «Где бывали, что видали?» и «Красота родного края».Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию своих детей, повышает их педагогическую компетентность, активизирует участие в воспитательно-образовательном процессе. В процессе работы над проектами мы взаимодействовали и с общественными организациями: библиотекой, Домом детского творчества «Каравеллой», с ДК-музеем.
Можно сделать следующие выводы по проделанной работе: у детей повысился интерес к творческому проектированию, повысился уровень знаний и умений детей по экологическому образованию, дети научились взаимодействовать в группе, дети стали ближе и чувствительнее к миру природы, дети вышли на более высокий уровень общения и взаимодействия со взрослым - партнерские отношения, развилась способность к самостоятельному поиску решения проблемы и анализу результата, обогатилась предметно - развивающая среда.
Таким образом, метод проекта способствовал развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год