Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия по Экологии
Автор: Курцевич Лидия Викторовна   
27.10.2021 23:13

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАУСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курцевич Лидия Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 г. Томска

Опираясь на данные современной педагогики в области экологического образования дошкольников, мы сделали предположение, что наиболее эффективными в формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста являются следующие педагогические условия:

  1. Руководство экологизацией предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.
  2. Регулярное проведение природоведческих экскурсий.

Вопросы руководства экологиизацией предметно-пространственной среды в дошкольном образовании нашли наиболее полное отражение в работах авторов С.Н. Николаевой и Н.А. Рыжовой [6]. Процесс экологизации предметной среды, по мнению Н.А. Рыжовой, должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей, считает Н.А. Рыжова, является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации положений новой парадигмы об универсальности и самоценности природы [6].

 

Экологическая развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Экологизация развивающей среды – это насыщение природными элементами и объектами пространства жизнедеятельности дошкольников.

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:

  • познавательному развитию ребенка через создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, для систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; для формирования интереса к явлениям природы, поиску ответов
  • эколого-эстетическому развитию путем привлечения внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирования умения видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм; отдавать предпочтение живым объектам природы, а не искусственным объектам
  • оздоровлению ребенка через использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценку экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление и озеленение территории; создание условий для экскурсий и занятий на свежем воздухе
  • формированию нравственных качеств ребенка через создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы
  • формированию экологически правильного поведения, навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе
  • экологизации различных видов деятельности ребенка через создание условий для самостоятельных игр с природным материалом, для использования природного материала на занятиях по изодеятельности и другое [7].

Таким образом, экологизация развивающей предметной среды должна способствовать реализации всех компонентов образования: познавательного, нравственного, ценностного и деятельностного. В детском саду экологическая развивающая среда может быть организована как из традиционных, так и нетрадиционных элементов [3].

К традиционным элементам экологической развивающей предметной среды относятся: уголок природы; огород и сад (огород во дворе дошкольного учреждения, мини-огороды на окнах, огороды в теплицах, парниках); зимний сад.

Нетрадиционные элементы экологической развивающей предметной среды это: экологическая комната; лаборатория; альпийская горка; экологическая тропинка; мини-ферма; экологическая библиотека; двор-парк.

Для проведения разнообразной педагогической работы растения и животные можно по-разному располагать, группировать в специально созданные «экологические пространства». Экологическое пространство – это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное значение [1].

Наиболее распространенным традиционным элементом развивающей среды является групповой уголок природы, главное преимущество которого – непосредственная близость его обитателей к детям, что позволяет воспитателю использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий [1]. Для организации уголка природы не требуется большого пространства, его можно организовать в групповой комнате или в раздевалке.

Постоянными обитателями уголка природы в детском саду являются комнатные растения. Они интересны тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Все это делает их ценным дидактическим материалом, а следовательно, и одним из обязательных объектов уголка природы. Растения дают богатую пищу для наблюдений, сравнений и размышлений, требуют постоянного труда, который в большинстве случаев несложен и вполне доступен детям дошкольного возраста [4].

При подборе обитателей уголка природы необходимо учитывать возрастные особенности детей, которым адресован уголок, а также ряд требований:

  1. Растения и животные должны быть типичны для той или иной систематической или экологической группы — это дает возможность познакомить детей с основными типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
  2. Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.
  3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
  4. Растения должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей и взрослых.
  5. Уголок природы — место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
  6. Необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и др. Размещая обитателей в уголке природы, следует так же учитывать их биологические особенности и потребности [5].

Огород на территории дошкольного учреждения также является элементом традиционной развивающей среды инаиболее характерен для небольших городов и поселков. Наличие огорода в детском саду является одним из условий, которое необходимо для формирования экологической культуры дошкольников. Огород способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Традиционно его используют с целью выработки у дошкольников трудовых навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами [3]. Однако огород – это прекрасная возможность для экологического образования, он способен расширять представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, через разнообразную деятельность в огороде, можно познакомить детей с правилами выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Дошкольным учреждениям, находящимся вблизи крупных промышленных объектов, автотрасс с интенсивным движением не рекомендуется на своей территории разбивать огород, и тем более, употреблять в пищу выращенные овощи. Второй вопрос экологической безопасности, который может быть рассмотрен на примере огорода – это выращивание растений без химических удобрений, использование в качестве защиты растений биологические методы и средства, в качестве удобрений — перегной и компост [5].

Огород предполагает наличия садового инвентаря, безопасного для детей, настоящего, но соответствовать возрасту и росту детей. К нетрадиционным элементам экологической развивающей среды относится экологическая тропинка. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Специфика тропинки, находящейся на территории дошкольного заключается в небольшой ее протяженности, где основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста. Основным критерием выбора маршрута и объектов экологической тропинки является охват как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов [6].

Объектами экологической тропинки служат различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц.

Следующее условие, эффективное по нашему предположению для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста — это регулярное проведение природоведческих экскурсий.

Экскурсии — один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения, это своего рода занятие под открытым небом, главное преимущество которого — в знакомстве с объектами и явлениями природы в естественных условиях [7].

По характеру решаемых педагогических задач выделяются четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера. Рассмотрим детально природоведческие экскурсии как условие формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях. На экскурсии решается определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсию от повседневных прогулок [7].

Образовательно-воспитательное значение экскурсий велико, так как они повышают интерес к родной природе, эстетические чувства и эмоциональное отношение. Экскурсии целесообразно организовывать на различные объекты природного окружения – луг, лес, водоем, улицу города, с тем, чтобы показать состояние природы во всем ее многообразии. Многочисленные деревья, кустарники, травянистые растения дают возможность показать детям приспособленность растений к условиям существования, позволяют наблюдать за ними в различные времена года. Такие экскурсии способствуют глубокому усвоению знаний о природе, постепенное освоение знаний создает благоприятные условия для развития познавательного интереса [7].

В целях получения позитивных результатов вся экскурсионная работа должна планироваться заранее. При планировании системы экскурсий необходимо также придерживаться следующих принципов: экскурсии должны обеспечивать первоначальное целостное восприятие предметов и явлений природы; повторные экскурсии следует проводить тогда, когда в наблюдаемых объектах происходят заметные изменения; расширение содержания знаний, предлагаемых детям на следующей экскурсии, должно осуществляться за счет, расширения круга наблюдаемых объектов и явлений, а также за счет углубления и конкретизации информации об уже знакомых предметах и явлениях; — должна прослеживаться четкая взаимосвязь между спланированными экскурсиями [2]. Для более успешной познавательной деятельности ребенка, природоведческие экскурсии необходимо проводить систематически, не реже 1 раза в сезон. Это позволит организовать наблюдение, изучение различных объектов и явлений в естественных природных условиях. Система экскурсий позволяет, на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различными формами взаимодействия с ними, сформировать у детей осознанное и бережное отношение к объектам живой и неживой природы. Таким образом, правильно организованная экологизированная развивающая среда значительно влияет на реализацию системы экологического образования в дошкольном учреждении, создает благоприятные условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры. Регулярное проведение природоведческих экскурсий способствует приобретению знаний об объектах живой и неживой природы, пониманию взаимосвязей в природе и формированию осознанного бережного отношения к ней, и как следствие — формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Артамонова, О.А. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст]/ О.А. Артамонова// Длшкольное воспитание. – 1995. — №4. -С. 37-42

6. Бочарова, Н.И. Организация прогулок – походов с детьми старшего дошкольного возраста [Текст]/ Н.И. Бочарова. – Орел, 1998. – 200 с.

7. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. — Минск, 2014. – 297 с.

9. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию / О.А. Воронкевич. – СПб.: Детство-пресс, 2016. -335 с.

13. Глазачев, С.Н. Экологическое воспитание подрастающего поколения / С.Н. Глазачев. – Волгоград, 2016. – 235 с.

32. Рыжова, Н.А. Экологическая тропинка /Н. А Рыжова// Дошкольное воспитание. – 2000. – № 4. – С. 25-36

36. Симонова, Л.П. Экологическое развитие детей на экскурсии / Л.П. Симонова// Молодой ученый. — 2016. — №6. – С. 112-120.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год