| 
  Программное содержание:  1. Закрепить представление о том, что растение – это живая природа. Выделить признаки.   2. Подвести к пониманию участия растений в обмене процессе.  3. Формировать экологическое сознание.  4. Развивать аналитические способности.  5. Продолжать учить кодировать информацию, используя символы.  6. Воспитывать желание быть полезным. 
Материалы к занятию: карточки – схемы, конверт с письмом   Ход занятия  Воспитатель: Ребята, я утром пришла в детский сад и увидела на окошке конверт, давайте посмотри , что же в нем. 
 «Ребята, помогите нам разобраться. Семена растений можно назвать живыми? Мальвина и Буратино».  Поможем им? Но сначала вспомним , что такое живой организм? Почему мы человека называем живым?  Дети: Живой организм, это когда питается, растет, двигается. Человек растет, двигается, питается, развивается – он живой.  Вывод: живое – это то , что растет, питается , дышит, двигается , размножается, дает плоды.  Воспитатель: Теперь разберемся – наши семена живые или неживые. Мы посадили семена в землю, что произошло с ними?  Дети: семена, которые мы посадили в землю проросли и дали первые листочки.  Воспитатель: Что же мы напишем Мальвине с Буратиной ?  Дети: семена живые , так как они растут.  Воспитатель : давайте зарисуем этот момент жизни. (схема на наборном полотне)  Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что нужно для роста растений, чтобы они были красивыми?  Дети: Мы их поливаем, подкармливаем.   Воспитатель: чтобы растениям быть здоровыми, хорошо расти, они должны питаться. Зарисуем этот момент.  Воспитатель: а, что происходит с нашими растениями дальше? (картинки подсолнуха и тыквы)  Дети: они растут , а потом зацветают.  Воспитатель:  а растут они не одинаково? Давайте сравним.  Дети: подсолнух растет вверх, цветы у него крупные . Тыква стелется , цветы у нее, как колокольчики.  Воспитатель: у подсолнуха корзинка полна мелких цветов, столько и будет семечек. Давайте изобразим рост растений. ( карточка)  Ребята, а можно сказать, что подсолнух двигается или нет? ( Высказывание детей)  Воспитатель: да все растения двигаются, только не так как люди или животные.  (нарисуем карточку)  Воспитатель: подумайте и скажите, кто нибудь помогает получать плоды. Что такое плод? (версии детей)  Воспитатель: что вы, можете услышать, если встать рядом  с цветущими растениями.   Дети: жжужание пчел, шмелей, мух.  Воспитатель: как вы,  думаете, что их привлекает к цветам?  Дети: красота цветов. 
  Воспитатель: да , молодцы, красота цветов. Наклонитесь и глубоко вздохните, что вы почувствовали?  Дети: запах.  Воспитатель: все растения имеют свой запах. На запах слетаются насекомые. Они достают своими хоботками нектар, сладкий сок, которым они питаются, а пыльца прилипает к их лапкам. Перелетая с листка на листок  они переносят пыльцу. Опыляя растения, они помогают образованию плодов. Если растение не опыляется, то плоды не образуется. Теперь мы знаем, как появляются плоды. А скажите, сразу ли появляется большая тыква?  Дети: она сначала маленькая, потом растет.  Воспитатель: подсолнечник растет также. Осенью мы видим, как в шляпке сидят серо-черные детки – семечки. Значит растения приносят плоды, которые можно посадить.  Теперь , рассмотрим нашу таблицу. Семена подсолнуха и тыквы живые, с ними нужно бережно обращаться. Их надо посадить в землю, подкармливать и поливать. Цветы разные, имеют запах. На этот запах слетаются насекомые, лакомятся нектаром. Перелетая с листка на листок, они опыляют растение. Осенью появляются плоды.  Есть у растений еще одно свойство. Ночью они дышат кислородом и выделяют углекислый газ. А днем под воздействием солнца они выделяют кислород, а углекислый газ поглащают.  Давайте сделаем вывод: живые или неживые тыква и подсолнечник.  ( с использованием таблицы дети доказывают).                   Игра  « Живое – неживое»  Воспитатель: у каждого у вас есть карточки с изображением живых и неживых объектов, надо правильно положить эти объекты. (задача правильно разложить объекты, аргументируя свой ответ) (дети доказывают и ложат картинки)    Воспитатель: ребята, нас окружает воздух. Мы видим его? Какой он?   Дети : воздух прозрачный, мы его не видим.  Воспитатель: мы вздыхаем кислород, а выделяем углекислый газ. И так постоянно. Нам помогают дышать растения.как мы должны относится к растениям, чтобы себе и им не навредить?  Дети: если не будет растений мы погибнем. Мы должны бережно к ним относится, ухаживать за ними.   Воспитатель: дети мы сегодня помогли Буратино и Мальвине разрешить проблему. Давайте соберем схем и отправим им в сказку, чтобы они знали и смогли определить живые и неживие объекты. 
  
Автор: Зиннатулина Татьяна 
			 |