Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в весенний лес»
Занятия по Экологии
Автор: Широкова Светлана Вениаминовна Изюмова Галина Вениаминовна   
23.06.2025 15:28

Конспект занятия по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в весенний лес»Конспект занятия по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в весенний лес»

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ М Э Р И Я УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД № 24»

Авторы: Широкова Светлана Вениаминовна, Изюмова Галина Вениаминовна г. Череповец 2025 г.

Цель: Создание условий для активного вовлечения детей в познавательную деятельность по экологии через игру – путешествие.

Задачи:

Обучающие:

  • Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе; закреплять характерные особенности времени года «весна»; закреплять знания детей о птицах, зимующих животных, насекомых и первых весенних цветах
  • Формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы детей через формирование целостной картины мира.
  • Развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики детей.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к живой природе, отзывчивости, желания прийти на помощь.
  • Воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной

Формы организации совместной деятельности: Решение проблемных ситуаций, отгадывание загадки, пальчиковая гимнастика «Колокольчик», имитация «Паровозик», игра с мячом «доскажи словечко», дыхательное упражнение «Аромат цветов», этюд на имитацию «Дождя и грозы» и т. д.

 

Материалы и оборудование: Мобильный телефон, музыкальная колонка (аудиозвуки птиц, аудиозвук «паровозик»), доска магнитная (3 шт), плакат (с весенним деревом), конверты с заданиями (3 шт), пазл «цветы» (4 шт), картинки «насекомые», «животные», «птицы».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, картинок о весне; наблюдение за весенними признаками, беседы о птицах, о цветах, о животных которые впадают в спячку, разучивание стихотворений, чтение рассказа А. Н. Толстого «Весна», пальчиковые гимнастики.

Работа с родителями: рекомендации «Игры с детьми весной», беседы о весне, чтение художественной литературы.

Методы и приемы:

игровой – путешествие в весенний лес;

словесный — художественное слово, вопросы, уточнения, выводы;

наглядный –изображения животных, птиц, насекомых, изображение с приметами весны.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационная часть.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнёмся.

Сегодня утром мне пришло смс-сообщение от Лесовичка: «Дорогие ребята! Наступила весна. А лес не просыпается. Помогите, пожалуйста, разбудить цветы, зверей, птиц и насекомых. Старичок – Лесовичок».

Ребята поможем Старичку – Лесовичку?

(Ответыдетей)

- Посмотрите ребята на картину. Что вы видите на ней? Что на ней изображено? (ответы детей) Птиц видно? Насекомых? А животные видны? (ответы детей) Почему никого не видно? (ответы детей) Значит, действительно лес спит и нужно помочь Лесовичку разбудить лес! Что можно сделать, чтобы разбудить лес?

(Ответы детей)

- Предлагаю отправиться в путешествие в лес. Согласны?

(Ответы детей)

- Давайте с вами вспомним правила поведения в лесу!

Дети: нельзя кричать, шуметь, мусорить, разжигать костёр, разорять гнёзда птиц, брать птичьи яйца из гнёзд, топтать и рвать цветы, ломать, рубить деревья.

2. Основная часть.

-Ребята, посмотрите, здесь 2 тропинки! По какой тропинке нам нужно пойти по левой (изображено зимнее дерево) или по правой (изображено весеннее дерево).

(Ответы детей).

- Почему вы так решили?

-Правильно! Мы с вами пойдём в весенний лес! Значит деревья должны быть по-весеннему одеты. А на чём можно отправиться в путешествие, чтоб быстрее добраться до леса?

(Ответы детей)

-Сегодня мы отправимся на паровозе. Становитесь паровозиком друг за другом.

(Имитация «Паровоз» под музыку из мультфильма «Паровозик из Ромашково»).

Воспитатель: Станция «Птичьи голоса». Вот мы и приехали в лес.

Ребята, вы слышите пение птиц? (ответы детей) И я не слышу! Наверное нужно что-то сделать, чтоб их услышать. Зато я вижу какой-то конверт. (Воспитатель открывает конверт и читает задание)

«Первая подсказка Лесовичка».

«Чтобы разбудить птиц, вам нужно назвать признаки по которым мы узнаем, что наступила весна»

Воспитатель: Скажите, ребята как мы узнали, что наступила весна?

(Дети отвечают: солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди одели легкую одежду, дует теплый ветер)

Воспитатель: Ребята вы отлично справились с заданием Лесовичка, а сейчас я предлагаю вам игру «Узнай птицу по описанию».

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна и красная шапочка. Клюв прочный и острый. Прилетаю весной, добываю насекомых из коры деревьев.

Воробей: Я подвижная маленькая птичка с округлой головкой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Окрас оперения серо-коричневый. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись, а весной с появлением солнышка, громко чирикаем.

Кукушка – небольшая серая птичка. У нее нет ярких перьев или красивого хвоста, зато каждый узнает её по голосу. Ведь именно она произносит в лесу своё знаменитое «Ку-ку».

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Из-за этого меня ещё называют — «белобока». Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ласточка: Эти птицы прилетают весной. Строят свои гнёзда на берегу реки, в скалах или под крышами домов. У них хвостик как вилочка – раздвоена на конце. А перед дождем они низко-низко летают над землей.

На мольберте постепенно появляются изображения отгаданных птиц.

(Музыка с пением птиц всё громче и громче).

Воспитатель: Какие птицы появились в лесу?

(Дети перечисляют птиц, которых отгадали)

Воспитатель: Отлично! Птиц мы с вами разбудили.

Отправляемся путешествовать по лесу дальше.

Имитация «Паровоз» (звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»).

Воспитатель: Станция «Цветочная поляна»

А вот и конверт с заданием.

(Воспитательоткрываю конверт и читает задание)

«Вторая подсказка Лесовичка»

«Нужно собрать цветы из нескольких частей и определить название каждого цветка».

(На столе лежат 4 набора крупных пазлов –по подгруппам нужно собрать ромашку, одуванчик, подснежник и ландыш)

Воспитатель: Ребята, скажите а как называется этот цветок? А этот?

(дети называют: ромашка, одуванчик, подснежник, ландыш)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с этим заданием! А хотите почувствовать аромат этих цветов? Давайте понюхаем их. Дыхательное упражнение «Аромат цветов»

(Через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание, и наклоняясь медленно выдыхаем «А-ах! Повторяем 3 раза)

Воспитатель: Посмотрите какая красивая цветочная полянка получилась! Мы с вами разбудили весенние цветы и нам пора двигаться дальше на следующую полянку.

Имитация «Паровоз» (звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»).

Воспитатель: Станция «Барсучья нора»

А вот и конверт с заданием.

(Воспитатель открывает конверт и читает задание)

«Третья подсказка Лесовичка»

«Чтобы помочь разбудить зверей, надо разгадать загадки! Если отгадаете правильно, то получите картинку с изображением животного, которого отгадали»

1. Хозяин лесной, просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

2. Как колючий колобок

В этом домике зверёк

Его в руки не возьмёшь

Потому что это — (Ёж)

3. Роет норы он умело

Знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

А зовут его … (Барсук)

(При правильном отгадывании загадки на изображение весеннего леса прикрепляются картинки с изображением животного)

Воспитатель: Ребята, кого мы разбудили после зимней спячки?

Дети: медведя, ежа, барсука

А теперь нам пора двигаться дальше на следующую полянку.

Имитация «Паровоз» (звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»).

Воспитатель: Станция «Жу-жу»

- Ребята, мы с вами добрались до последней станции в этом лесу!

(стоит весенняя картина с изображением зелёных листьев на деревьях, с цветами, животными и птицами)

Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка на картину. Что изменилось на картине?

(Ответы детей)

- А ведь на улице с каждым днём становится всё теплее! А если стало тепло, значит кто ещё просыпается? Кого ещё нам осталось разбудить на этой станции под название «Жу-жу»?

(ответы детей)

- Конечно, насекомых. Какие насекомые весной пробуждаются?

Дети: муравьи, бабочки, жуки, кузнечики, и т. д.

Воспитатель: На этой полянке выберите себе изображение насекомых, назовите их и прикрепите их к нашей картине! Пусть они тоже радуются наступившей весне!

(Дети называют и прикрепляют на картину насекомых, которых они узнали.)

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Как вы думаете, у нас получилось разбудить весенний лес? Помогли мы Лесовичку?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, мне пришло смс-сообщение от Лесовичка: «Спасибо вам, ребята! Вы помогли разбудить весь мой весенний лес! Теперь солнце ярко светит, птички поют, насекомые жужжат и цветы благоухают! Приезжайте в гости! Я буду рад снова видеть таких воспитанных и внимательных детей в своём лесу!

Рефлексия.

Воспитатель: А теперь давайте присядем на этой полянке, закроем глаза, и прислушаемся к звукам леса, почувствуем запахи, которые нас в лесу окружают! Открывайте глаза. Расскажите свои чувства, ощущения!

(Ответы детей)

Воспитатель: Что ж настало времянам возвращаться в детский сад!

Давайте тихо уйдём из леса так, чтобы не потревожить животных.

Раз, два, три, четыре, пять, очутись в саду опять!

(Звучит волшебная музыка)

Воспитатель: Ребята, мы с вами разбудили природу весеннего леса. А зачем ещё можно побывать в лесу?

(Ответы детей)

В следующий раз, когда станет совсем тепло, мы сходим с вами в лес погулять и полюбоваться природой!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 23 (385) выйдет
28 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год