Конспект занятия по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в весенний лес» |
Занятия по Экологии | |
Автор: Широкова Светлана Вениаминовна Изюмова Галина Вениаминовна | |
23.06.2025 15:28 | |
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ М Э Р И Я УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД № 24» Авторы: Широкова Светлана Вениаминовна, Изюмова Галина Вениаминовна г. Череповец 2025 г. Цель: Создание условий для активного вовлечения детей в познавательную деятельность по экологии через игру – путешествие. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Формы организации совместной деятельности: Решение проблемных ситуаций, отгадывание загадки, пальчиковая гимнастика «Колокольчик», имитация «Паровозик», игра с мячом «доскажи словечко», дыхательное упражнение «Аромат цветов», этюд на имитацию «Дождя и грозы» и т. д.
Материалы и оборудование: Мобильный телефон, музыкальная колонка (аудиозвуки птиц, аудиозвук «паровозик»), доска магнитная (3 шт), плакат (с весенним деревом), конверты с заданиями (3 шт), пазл «цветы» (4 шт), картинки «насекомые», «животные», «птицы». Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, картинок о весне; наблюдение за весенними признаками, беседы о птицах, о цветах, о животных которые впадают в спячку, разучивание стихотворений, чтение рассказа А. Н. Толстого «Весна», пальчиковые гимнастики. Работа с родителями: рекомендации «Игры с детьми весной», беседы о весне, чтение художественной литературы. Методы и приемы: игровой – путешествие в весенний лес; словесный — художественное слово, вопросы, уточнения, выводы; наглядный –изображения животных, птиц, насекомых, изображение с приметами весны. ХОД ЗАНЯТИЯ Организационная часть. Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся. Собрались все дети в круг Я – твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И гостям мы улыбнёмся. Сегодня утром мне пришло смс-сообщение от Лесовичка: «Дорогие ребята! Наступила весна. А лес не просыпается. Помогите, пожалуйста, разбудить цветы, зверей, птиц и насекомых. Старичок – Лесовичок». Ребята поможем Старичку – Лесовичку? (Ответыдетей) - Посмотрите ребята на картину. Что вы видите на ней? Что на ней изображено? (ответы детей) Птиц видно? Насекомых? А животные видны? (ответы детей) Почему никого не видно? (ответы детей) Значит, действительно лес спит и нужно помочь Лесовичку разбудить лес! Что можно сделать, чтобы разбудить лес? (Ответы детей) - Предлагаю отправиться в путешествие в лес. Согласны? (Ответы детей) - Давайте с вами вспомним правила поведения в лесу! Дети: нельзя кричать, шуметь, мусорить, разжигать костёр, разорять гнёзда птиц, брать птичьи яйца из гнёзд, топтать и рвать цветы, ломать, рубить деревья. 2. Основная часть. -Ребята, посмотрите, здесь 2 тропинки! По какой тропинке нам нужно пойти по левой (изображено зимнее дерево) или по правой (изображено весеннее дерево). (Ответы детей). - Почему вы так решили? -Правильно! Мы с вами пойдём в весенний лес! Значит деревья должны быть по-весеннему одеты. А на чём можно отправиться в путешествие, чтоб быстрее добраться до леса? (Ответы детей) -Сегодня мы отправимся на паровозе. Становитесь паровозиком друг за другом. (Имитация «Паровоз» под музыку из мультфильма «Паровозик из Ромашково»). Воспитатель: Станция «Птичьи голоса». Вот мы и приехали в лес. Ребята, вы слышите пение птиц? (ответы детей) И я не слышу! Наверное нужно что-то сделать, чтоб их услышать. Зато я вижу какой-то конверт. (Воспитатель открывает конверт и читает задание) «Первая подсказка Лесовичка». «Чтобы разбудить птиц, вам нужно назвать признаки по которым мы узнаем, что наступила весна» Воспитатель: Скажите, ребята как мы узнали, что наступила весна? (Дети отвечают: солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди одели легкую одежду, дует теплый ветер) Воспитатель: Ребята вы отлично справились с заданием Лесовичка, а сейчас я предлагаю вам игру «Узнай птицу по описанию». Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна и красная шапочка. Клюв прочный и острый. Прилетаю весной, добываю насекомых из коры деревьев. Воробей: Я подвижная маленькая птичка с округлой головкой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Окрас оперения серо-коричневый. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись, а весной с появлением солнышка, громко чирикаем. Кукушка – небольшая серая птичка. У нее нет ярких перьев или красивого хвоста, зато каждый узнает её по голосу. Ведь именно она произносит в лесу своё знаменитое «Ку-ку». Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Из-за этого меня ещё называют — «белобока». Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый. Ласточка: Эти птицы прилетают весной. Строят свои гнёзда на берегу реки, в скалах или под крышами домов. У них хвостик как вилочка – раздвоена на конце. А перед дождем они низко-низко летают над землей. На мольберте постепенно появляются изображения отгаданных птиц. (Музыка с пением птиц всё громче и громче). Воспитатель: Какие птицы появились в лесу? (Дети перечисляют птиц, которых отгадали) Воспитатель: Отлично! Птиц мы с вами разбудили. Отправляемся путешествовать по лесу дальше. Имитация «Паровоз» (звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»). Воспитатель: Станция «Цветочная поляна» А вот и конверт с заданием. (Воспитательоткрываю конверт и читает задание) «Вторая подсказка Лесовичка» «Нужно собрать цветы из нескольких частей и определить название каждого цветка». (На столе лежат 4 набора крупных пазлов –по подгруппам нужно собрать ромашку, одуванчик, подснежник и ландыш) Воспитатель: Ребята, скажите а как называется этот цветок? А этот? (дети называют: ромашка, одуванчик, подснежник, ландыш) Воспитатель: Молодцы! Вы справились с этим заданием! А хотите почувствовать аромат этих цветов? Давайте понюхаем их. Дыхательное упражнение «Аромат цветов» (Через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание, и наклоняясь медленно выдыхаем «А-ах! Повторяем 3 раза) Воспитатель: Посмотрите какая красивая цветочная полянка получилась! Мы с вами разбудили весенние цветы и нам пора двигаться дальше на следующую полянку. Имитация «Паровоз» (звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»). Воспитатель: Станция «Барсучья нора» А вот и конверт с заданием. (Воспитатель открывает конверт и читает задание) «Третья подсказка Лесовичка» «Чтобы помочь разбудить зверей, надо разгадать загадки! Если отгадаете правильно, то получите картинку с изображением животного, которого отгадали» 1. Хозяин лесной, просыпается весной. А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь) 2. Как колючий колобок В этом домике зверёк Его в руки не возьмёшь Потому что это — (Ёж) 3. Роет норы он умело Знает, любит это дело. Потому кроту и друг, А зовут его … (Барсук) (При правильном отгадывании загадки на изображение весеннего леса прикрепляются картинки с изображением животного) Воспитатель: Ребята, кого мы разбудили после зимней спячки? Дети: медведя, ежа, барсука А теперь нам пора двигаться дальше на следующую полянку. Имитация «Паровоз» (звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»). Воспитатель: Станция «Жу-жу» - Ребята, мы с вами добрались до последней станции в этом лесу! (стоит весенняя картина с изображением зелёных листьев на деревьях, с цветами, животными и птицами) Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка на картину. Что изменилось на картине? (Ответы детей) - А ведь на улице с каждым днём становится всё теплее! А если стало тепло, значит кто ещё просыпается? Кого ещё нам осталось разбудить на этой станции под название «Жу-жу»? (ответы детей) - Конечно, насекомых. Какие насекомые весной пробуждаются? Дети: муравьи, бабочки, жуки, кузнечики, и т. д. Воспитатель: На этой полянке выберите себе изображение насекомых, назовите их и прикрепите их к нашей картине! Пусть они тоже радуются наступившей весне! (Дети называют и прикрепляют на картину насекомых, которых они узнали.) 3. Заключительная часть. Воспитатель: Как вы думаете, у нас получилось разбудить весенний лес? Помогли мы Лесовичку? (Ответы детей) Воспитатель: Ребята, мне пришло смс-сообщение от Лесовичка: «Спасибо вам, ребята! Вы помогли разбудить весь мой весенний лес! Теперь солнце ярко светит, птички поют, насекомые жужжат и цветы благоухают! Приезжайте в гости! Я буду рад снова видеть таких воспитанных и внимательных детей в своём лесу! Рефлексия. Воспитатель: А теперь давайте присядем на этой полянке, закроем глаза, и прислушаемся к звукам леса, почувствуем запахи, которые нас в лесу окружают! Открывайте глаза. Расскажите свои чувства, ощущения! (Ответы детей) Воспитатель: Что ж настало времянам возвращаться в детский сад! Давайте тихо уйдём из леса так, чтобы не потревожить животных. Раз, два, три, четыре, пять, очутись в саду опять! (Звучит волшебная музыка) Воспитатель: Ребята, мы с вами разбудили природу весеннего леса. А зачем ещё можно побывать в лесу? (Ответы детей) В следующий раз, когда станет совсем тепло, мы сходим с вами в лес погулять и полюбоваться природой!
|