Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»
Занятия по Экологии
Автор: Теселкина Екатерина Сергеевна   
07.12.2014 17:57

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»
Воспитателя Теселкиной Екатерины Сергеевны г.Семенов 2014 -  2015 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ

1.    Концептуальные основы программы.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».                                                                В. А. Сухомлинский.

 

Скачать конспект
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного развития, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.
В настоящее время тема экологии становится как никогда актуальной. Вице-премьер РФ Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета РФ подчеркнул важность решения экологических проблем и поручил Правительству принять развернутый комплекс мер по улучшению экологической обстановке в стране и совершенствованию экологической политики. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» с учетом Декларации Конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.     Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест.
Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.
Экологическое воспитание является новым направлением в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П.Г. Саморуковой , С.А. Веретенниковой, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Фокиной, Е.И. Казаковой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой , Н.А. Рыжовой и другими. В результате исследований было признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.
Экологическое воспитание – это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного  освоения природных богатств.
Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию экологических представлений следует начинать с первых  лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же  понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98 года прописано: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания». С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды»  от 10 января 2002  созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.
Настоящая рабочая учебная программа базируется на таких ключевых концептуальных понятиях, как «деятельность» и «развитие». В данном случае под «развитием» понимается изменение, представляющее собой процесс продвижения от простого к сложному, от низшего к высшему. Это процесс накопления количественных и качественных изменений в сознании ребенка-дошкольника. Деятельность ребенка организуется так, что развивающая среда, окружающая ребенка, обеспечивает его развитие не только в деятельности, а посредством ее самой.
Рабочая учебная программа «Природа и малыши» ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.
2.    Пояснительная записка
Актуальность создания рабочей программы
        
 Образовательная программа «Природа и малыши» разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 года).
Программа «Природа и малыши» рассчитана на 1 год непосредственно организованных образовательных деятельностей  с детьми 1 младшей группы (2-3 года ).
Программа «Природа и малыши»  построена на позициях гуманно-личностного подхода к природе и направлена на формирование у  детей умения понимать и себя, и все, что происходит вокруг.
При разработке Программы «Природа и малыши»  автор опирался на  лучшие традиции отечественного дошкольного образования по формированию предпосылок экологического сознания: комплексное решение задач по познанию живого, эстетическому восприятию природы, формировании этики взаимодействия человека с миром.
Ведущие цели Программы «Природа и малыши»  - воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания, становление личности ребенка через экологическое воспитание,  воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения
Основными задачами программы «Природа и малыши»  являются:
•    Формирование представлений детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
•    Заложить первые представления и ориентиры в мире природы;
•    Развитие интеллекта, расширение кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков детей.
•    Установление связей, зависимостей, решение проблемных ситуаций
•    Развитие разных форм речи: диалога, описания, объяснения, рассказа.
•    Развитие логического мышления, творческих способности детей.
•    Расширять и углублять  представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, о живой и не живой природе (обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений,  свойствах воды, песка, глины и камня);
•    Формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в природе.
•    Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; овладения  нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.
•    Воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
•    Воспитывать  желание  сохранять окружающий мир природы;

Образовательная деятельность по программе дополнительного образования экологической  направленности «Природа и малыши»  проводится 1 раз в неделю продолжительностью 10 минут в соответствии с нормами СанПиН. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Система образовательной деятельности составлена с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей раннего  дошкольного возраста.
Программа реализуется с учетом ряда принципов:
•    Программа  соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие экологического сознания у детей раннего возраста
•    Ознакомление с  материалом начинается с чувственного восприятия или с привлечения воспринятого ранее и имеющегося в опыте. Наглядность мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к образовательной деятельности, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.
•    Программа соответствуют возрастным особенностям воспитанников раннего возраста, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка.
•    Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в формировании предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста
•    Образовательная деятельность в программе строится по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на имеющиеся  знания детей.  Ребенок закрепляет  ранее полученные знания и в то же время приобретает  элементы новых знаний.
•    Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей раннего возраста, благодаря чему возможно формирование  у ребенка целостного представления о мире.
•    Реализация данной программы  позволяет  расширить представления детей дошкольного возраста о многообразии мира живой природы, развить эмоциональное, бережное отношение к объектам окружающего мира, навыки грамотного поведения в природной среде.

Основой для разработки рабочей программы «Природа и малыши» стали:
•     Конвенция о правах ребѐнка.
•     Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20.07.2000 г. №103-ФЗ)Конституция РФ.
•     Федеральный закон «Об образовании».
•     Концепция модернизации российского образования.
•     Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 г. № 212, от 02.08.2003 г. № 470).
•     Национальная доктрина образования в РФ.
•     Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования Сан ПиН 2.4.4.1251-03.
•    Устав МДОУ детский сад № 2 «Теремок» города Семенов
•    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России  от 23 ноября 2009г. N 655. Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010г. Министерства юстиции Р.Ф.)
•     Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства Р.Ф. от 12 сентября 2008 г. N 666)
•    Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Сан ПиН 2.4.2.2821 -10).
•    Концепцией о дошкольном образовании.
Потребности ДОУ в разработке рабочей учебной программы:
1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной нижегородского края;
2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников раннего возраста;
Таким образом, актуальность программы заключается в том, что она:
•    выполняет государственные стандарты по формированию предпосылок экологического сознания детей раннего дошкольного возраста с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
•    обеспечивает реализацию учебного плана программы «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой в полном объёме;
•    способствует ранней социализации детей  раннего дошкольного возраста, обозначенной в Федеральных государственных  требованиях;
•    формирует у ребенка 1,5 – 3  лет первичные познавательно-исследовательские, регулятивные, коммуникативные  действия;
•    способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора (ФГТ: блоки «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Музыка», «Безопасность»).

Особенности программы «Природа и малыши».
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Понимание законов природы, взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы  закладывается с детства и продолжается всю жизнь. Формирование экологической культуры - важнейшая задача дошкольного учреждения, так как в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, формируются  основы нравственно-экологических позиций. Благодаря этому возможно  формирование у детей экологических знаний, норм и правил  взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического  образования. Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте - это сложный и длительный процесс. Начинать экологическое воспитание необходимо с момента прихода детей в ясельную группу. Чтобы  обеспечить успех этой работы, педагогам необходимо знать и понимать  психофизиологические особенности детей этого возраста, а так же создать  соответствующую развивающую среду. Для детей раннего возраста слова - это абстракция, за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ним. В возрасте двух - трех лет дети познают главные сенсорные свойства предметов и объектов, с которыми они постоянно взаимодействуют - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познают видимые составные части предметов и  объектов, получают первоначальные представления о возможной экологической деятельности.
Задача педагога – используя материал программы, на занятиях создавать условия для формирования у детей основ экологического сознания, помочь детям в формировании основ целостного восприятия мира, осмыслении своего места в нѐм, сознания своей ответственности за него, воспитания терпимости и уважения к другим, умения сотрудничать.
Успех во многом зависит от правильного выбора и применения методов обучения, под которыми понимаются способы совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного воспитательно–образовательного результата: усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения.
Задачи развития экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста
1.Образовательные: Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных условиях (в лесу, на подворье). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
 2.Развивающие: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать предпосылки к самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности,  в уходе за животными и растениями.
            3.Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год