Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование основ экологического мировоззрения и культуры по средствам лекарственных трав»
Занятия по Экологии
Автор: Ольга Викторовна Калиниченко   
15.12.2014 23:34

«Формирование основ экологического мировоззрения и культуры  по средствам лекарственных трав»Наша планета, ее нескончаемые недра, являются доступными для нас источником сил, крепкого здоровья и долгих лет жизни. Древняя наука познания тайн воды, земли, воздуха и растений была рождена нашими прародителями, для которых знания полезных свойств окружающего их мира были не только благом, но и единственной возможностью выжить. С тех пор минули тысячелетия. И те, древние знания, накапливая опыт поколений, перешагнули к нам, в современность, в виде сборника природных знаний «Народная медицина».

Лесными называются растения, которые применяются для лечения людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарств.

«Зеленая фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами, не взывающими, в отличие от синтетических, побочных явлений. Препараты из лекарственных растений нередко бывают единственными при многих заболеваниях.

Лечение травами-фитотерапия-мощное средство борьбы за здоровье людей. Этим объясняется сейчас большой спрос на такие растения, как подорожник, ромашка, валерьяна, мята, календула, мать-и-мачеха, одуванчик и многие другие.

Народами древнего мира использовалось до 21 тыс. видов растений.

Уже на самых ранних стадиях человечества растения были не только источником питания людей, а они помогали человеку избавиться от многих болезней.

Матушка-Природа предлагает человеку разнообразные дары и среди них лекарственные растения от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться.

Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.

Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби и знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: Беречь её!

Известно, что в лекарственных травах содержится минимум одно вещество, обладающее лечебными свойствами. Это вещество или вещества неравномерно распределены по тканям и частям растения. Поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и в какой период развития растения их концентрация максимальна.

В основном лекарственные растения для внутреннего применения - настои, отвары, настойки, экстракты; и для наружного применения – травяная ванна. обертывание, примочка, компресс. Для этого можно использовать траву, цветки, листья, корневища, корни, плоды, семена, кора, почки и др.

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетенции. Поэтому необходимо уже в детском саду расширять и обогащать представление детей о лекарственных растениях родного края.

Основными задачами будут являются следующие:

- формирование основ экологического мировоззрения и культуры;

- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном мире, в особенности с лекарственными травами и животном мире, правилами поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

- развивать познавательный интерес, наблюдательность, любви к природе, бережному отношения к природе;

- воспитывать бережное отношение к природе, умение радоваться красоте окружающего мира;

- бережного отношения к своему здоровью.

Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому в работе мы используем различные игры, в том числе экологического содержания. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях природы и закономерностях.

В работе с детьми мы используем:

- дидактические игры: «Грибы, ягоды, цветы», «Растения нашего края», «Подбери лист», «Цепочка», «Растения леса, сада, огорода», «Выбери нужное», «Береги природу», «Корень – стебель – листок - цветок», «Путешествие по лесу»; «Что будет, если…», «Похожи-непохожи», «Я знаю…..»;

- экскурсии, разговоры в ходе экскурсий, целевые прогулки;

- беседы по художественным произведениям, загадывание и отгадывание метафорических и описательных загадок;

- провоцирующие вопросы, обобщающие беседы, вопросы-символы после элементарных опытов;

- описательные рассказы, вопросы в процессе рассматривания и сравнения растений;

- придумывание синонимических рядов;

- творческое рассказывание, рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций природных объектов сибирского края;

- изучение Красной книги Иркутской области;  

- циклические наблюдения «Одуванчик»

- выездные экскурсии с родителями в музей природы;

- решение проблемных ситуаций: «Сорвали цветок», «Наступил на клумбу».

- экспериментирование с растениями «Испарение влаги с листьев растений», «Как растение

дышит?», «Что выделяет растение?»;

- разыгрывание сюжетов по произведениям, изготовление атрибутов для теневого театра, в уголке театрализованной деятельности;

- составление фотоальбомов «растительный мир»;

- декоративная лепка, декоративная аппликация, рисование, художественный труд по теме;

- зарисовка лекарственных растений, создание Красной книги из детских рисунков;

- выставка коллажей «Лекарственный мир растений;

- сбор гербария растений;

- музыкальные произведения: Антонов Ю. «Не рвите цветы», Вивальди А. Музыкальный цикл «Времена года», Левкодимова Г. «Подснежник», Моцарт В. «Цветы», Чичков Ю. «Волшебный цветок», «Это называется природа», Тухманов Д. «Красная книга»;

- конкурс плаката «Сохраним исчезающие растения».

А самое главное – для того, чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила:

  1. 1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.
  2. 2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
  3. 3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.
  4. 4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделиться сок.
  5. 5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
  6. 6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.
  7. 7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

 Список литературы:

  1. 1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – Москва, 2010 г.
  2. 2. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ- педагогики. – Мозырь, 2003 г.
  3. 3. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства, Пермь. 1992 г
  4. 4. Сидорчук Т.А. Планета- наш дом. Мир вокруг нас: Учебник –хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. – Ульяновск, 2001 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год