Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Использование метода проектов в развитии познавательных умений дошкольников (эколого-познавательный проект)
Занятия по Экологии
Автор: Бондарева Светлана Сергеевна Еремеева Ирина Юрьевна   
01.08.2025 17:44

Использование метода проектов в развитии познавательных умений дошкольников (эколого-познавательный проект)Использование метода проектов в развитии познавательных умений дошкольников (эколого-познавательный проект)

Введение:

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

Современное дошкольное образование направлено на реформирование и модернизацию традиционных методов обучения ребенка, что напрямую связано с профессиональным уровнем педагогов. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Среди задач дошкольного воспитания- формирование у воспитанников инициативности и самостоятельности, являющихся составными компонентами личности ребенка.

 Скачать конспект

Влияние окружающего мира на развитие детей огромно. Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним так много поступает информации отовсюду! Обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких условиях долг, взрослого – помочь ребенку научится находить и извлекать необходимую информацию, усваивать её в виде новых знаний. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, помогает развивать творческую активность дошкольников, превращает обучение в привлекательный, интересный и творческий процесс.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, дети обогащают свой чувственный опыт, на котором и основывается их дальнейшее творчество. Чем глубже дети познают таинства окружающего мира, тем больше у них возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для исследовательно — творческой деятельности детей. По мнению академика Н. Н. Подъякова, в экспериментировании «…ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения». В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые дети разрешают посредством проведения опыта и, анализируя, делают выводы, умозаключения и самостоятельно овладевают представлением о том или ином законе или явлении природы. Дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, которые растут рядом с ними. Умение вырастить овощи, плоды и ягоды вселяет в них чувство гордости и победы, а самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты. Дети ежегодно видят, как родители на даче сажают лук, огурцы, осенью убирают и используют их в различных целях, но они, ни разу не задумывались: как растут лук и огурцы, какие условия необходимы для их роста? И чем же они полезны?

Кем бы ни стали дети в будущем, они должны осознавать последствия своих действий, иметь свои представления о законах природы. Поэтому важно с раннего возраста научить детей трудиться в природе, беречь ее, а взрослые должны поддержать и развивать интерес к открытиям и создать необходимые условия.

1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения

Проект — комплексное обучение детей в ситуациях приближенных к жизни.

1. Признаки проектной деятельности в ситуативно-ориентированном подходе.

Проектная деятельность:

  • ориентируется на потребности, интересы, желания и проблемы детей
  • проводится в рамках темы разработанной вместе с детьми
  • направлена на достижении цели, известной всем участникам
  • предполагает долгосрочную деятельность, продолжающуюся несколько дней, недель и даже месяцев
  • предполагает участие детей не только в выборе темы, но в планировании, проведении и оценке проекта
  • имеет открытое планирование, ход проекта открыт для новых идей детей, предложений воспитателей или родителей
  • дает возможность ориентированию на жизненные ситуации детей, на их самостоятельность, всестороннее обучение, приобретение опыта, ориентируется на деятельность детей и их совместное пребывание в группе
  • среди прочего должна включать в себя творческую коммуникативную деятельность для разрешения проблем и опираться на соответствующие уровни развития детей, методы и материалы
  • оказывает влияние на ситуацию всей группы и ситуацию, связанную с отдельным ребенком
  • отличается от занятия следующим:

А — возникает из потребностей деятельности участников;

б — проекты всегда демократичны, они всегда предполагают совместные и солидарные формы деятельности;

в — Проекты ограниченны по времени. Они имеют множество возможных целей и могут быть поделены на множество этапов.

Проектная деятельность — является формой получения знаний, которая базируется на чувстве ответственности, способности принимать решение, способности ориентироваться на интересы других участников, обучение посредством приобретения опыта, самостоятельных действий и толерантности.

Исходные пункты проекта.

Существует много возможностей, чтобы пробудить интерес к теме или ситуации. Поводом для проекта могут стать различные ситуации. Проекты могут:

  1. возникать спонтанно из конкретной ситуации;
  2. возникать на основе переживаний идей, вопросов, предложений детей, воспитателей или родителей — совместно планируемые проекты;
  3. исходить от воспитателя.

Если дети проявляют незначительный интерес к предложенной теме, от проекта нужно отказаться.

2. Организация опытно-экспериментального исследования по методу проекта в дошкольном учреждении.

2. 1.Пояснительная записка.

Территория детского сада неотъемлемая часть экологического пространства, ее наследие. По традиции воспитанники средней группы «Капельки» детского сада каждый год осенью и весной сажают культурные растения на подоконнике в контейнерах. Для расширения знаний воспитанников о культурных и дикорастущих растениях, знакомства их с особенностями выращивания культурных растений, был разработан проект: Огород на подоконнике «В гостях у Чиполино», реализуя который ребята ищут пути решения проблемы выращивания овощей и ухода за ними. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении. Участие в проекте исключительно на добровольной основе. Данный проект позволяет детям прикоснуться к природе, внести частичку своего труда окружающую красоту. Работа в этом проекте дает возможность развивать у воспитанников способности художников, садоводов, исследователей.

Дети:

  • размышляют о положении вещей и исследуют его вместо того, чтобы подражать
  • их деятельность очень мотивирована, они действуют от себя. Внутренняя мотивация обеспечивает, как правило, длительно сохраняющийся успех.
  • они испытывают себя в истинных действиях, что усиливает информацию
  • они осознанно выполняют действия, таким образом, воспитывается самосознание и самокритика
  • они совершают действия, способные привести к решению проблемы
  • они могут идентифицировать себя со своими действиями
  • они действуют преимущественно совместно с другими детьми в рамках маленьких групп и при этом развивают способность работать в коллективе
  • они учатся думать и действовать с четким пониманием цели и систематически
  • они пробуют поступать в соответствии с ситуацией [готовность к компромиссам]. Это означает, дети стараются соответствовать там, где они считают это необходимым и имеющим смысл, например для того, чтобы, достичь совместную цель, понять что-то
  • они действуют ситуативно, так как проект претерпевает изменения
  • они учатся тому, что признание зависит не от конечного результата или достижения, так как путь к признанию не учитывает результат.

Обучение в условиях проектной деятельности направлено на:

  • Ориентация на выполнение действий:

В рамках проекта дети не являются больше зрителями, слушателями, субъектами выполняющими действия или теми кто подражает, а становятся актерами и в большей степени самостоятельно осуществляют свой процесс обучения. Они действуют, думают, играют, пробуют, делают выводы для последующих ситуаций.

  • Приобретение опыта.

Конечно, ребенок может научиться выполнять определенные шаги подражая, наблюдая или следуя указаниями

Осознание успеха таким образом не может быть достигнуто.

Ограничивается получение и накопление собственного опыта.

  • Обучение на примерах

Дети могут узнать, что многие другие дети имеют проблемы, похожие на их собственные и что они должны рассматриваться в связи со всем обществом.

  • Комплексное получение знаний.

В рамках всестороннего развития должны создаваться возможности в которых ребенок развивался бы творчески, эмоционально, социально, эстетически, морально, физически.

  • Получение знаний об обществе.

Проектная деятельность может способствовать тому, чтобы подготовить ребенка к жизни в демократическом государстве. Дети учатся обосновывать свои притязания и воплощать их адекватными средствами, учитывая интересы и желания других.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество и участие всех детей в реализации проекта.

  • Развитие познавательных способностей.

Дети учатся тому, что для решения проблемы существует несколько проблемных путей, которые ведут к достижению цели.

Вступая в противоречие с другими детьми, ребенок учится искать эти возможности, пробовать их, и оценивать результат.

  • Приближенность к жизни.

Этим смягчается противоречие реальных жизненных ситуаций, в которые попадает ребенок. Рассматриваются жизненные ситуации отдельного ребенка, которые касаются его непосредственно и побуждают к действиям.

  • Открытость

Открытость учреждения поддерживает развитие познавательной деятельности.

Получение знаний происходит не только в рамках детского сада, но и там, где на самом деле происходит общественная и культурная жизнь.

2. 2 Этапы проекта:

  1. Постановка задачи.
  2. Разработка самого проекта принятого задания.
  3. Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии.
  4. Непосредственно трудовая работа.
  5. Учет проделанной работы.

В настоящее время проекты классифицируются:

  1. по составу участников – коллективные и индивидуальные;
  2. по целевой установке – игровые, общественно – полезные и производственные;
  3. по срокам реализации – большие и малые.

В практике современных дошкольных учреждений используется следующие типы проектов:

  1. исследовательно – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево–игровые [с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по–своему поставленные проблемы];
  3. информационно – практико–ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие [оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например “ физкультурная неделя”].

Смешанные типы проектов по предметно – содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, — между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты [в изобразительном и словесном творчестве].

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого мышления;
  4. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  3. формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  3. формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  4. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проект – актуален для детей, в нем обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети выступают как заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи, до получения результата.

Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует:

  • повышению профессионального уровня педагога или творческой группы, которые участвуют в разработке проекта
  • формированию у воспитанников ряда значимых компетенций, наращиванию универсальных умений детей [формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира] — способности дошкольников к элементарной научной деятельности
  • развитию креативности
  • развитию психических процессов [воображение, мышление, речь], познавательные способности дошкольников; социализации; развитию коммуникативных качеств
  • повышению качества образовательного процесса
  • формированию сообществ «дети — родители» через преемственность работы ДОУ и семьи.

Актуальность.

Начинается зима. Солнышко с каждым днём всё меньше, а день всё короче и холоднее. В нашем организме стало не хватать витамин, поэтому мы стали чаще болеть. И вот мы решили витамины вырастить сами. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая зимняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, огурцы, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике — отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей, влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. Таким образом, решаются задачи

  • познавательно – исследовательского,
  • социально – исследовательского,
  • социально – личностного,
  • эстетического развития ребёнка.

Проект охватывает предметные области:

  • «Речевое развитие,
  • художественно — эстетическое развитие,
  • познавательное развитие,
  • социально – коммуникативное развитие,
  • физическое развитие»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 30 (392) выйдет
17 августа 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год