Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Использование дидактических игр для обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Занятия по Экологии
Автор: Селюкова Наталья Александровна   
22.08.2025 15:41

Использование дидактических игр для обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.Использование дидактических игр для обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.

В современном мире вопрос экологического воспитания становится особенно актуальным. Глобальные экологические проблемы требуют осознанного подхода к формированию отношения к природе у подрастающего поколения. Дошкольный возраст — это критически важный период для становления экологической сознательности, поскольку именно в этом возрасте у детей формируются основные представления о мире, в том числе о природе и их роли в её сохранении. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте формирует основы ответственного отношения к природе. Дидактические игры – эффективный инструмент для достижения этой цели. Они позволяют в игровой форме знакомить детей с окружающим миром, развивать наблюдательность и любознательность.

В процессе дидактических игр дети усваивают знания о растениях и животных, об их взаимосвязи с окружающей средой. Они учатся различать природные объекты, понимать их значение в экосистеме. Игры способствуют формированию бережного отношения к природе, осознанию необходимости ее охраны.

Дидактические игры развивают у детей умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. В игре "Разложи по порядку" дети учатся классифицировать объекты природы по определенным признакам, например, по среде обитания или по пищевой цепочке. Игра "Найди пару" помогает закрепить знания о взаимосвязях в природе, например, между животным и его детенышем. Игры экологического характера можно разделить на подгруппы: дидактические, игры-занятия, предметные игры, настольно-печатные игры, словесные игры, подвижные игры, творческие игры природоведческого характера. Они все вызывают у детей большой интерес.

 

Примерами дидактических игр могут быть:

«Живая и неживая природа».

Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

Ход игры. «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч).

«Чьи семена?»

Цель: упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.

Дидактический материал: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами.

«Что из чего сделано?»

Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Дидактический материал: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик. ключ и т.д.

«Что за чем?»

Цель. Учить детей определять стадии развития насекомых.

Дидактический материал: карточки

Организация дидактических игр требует тщательной подготовки. Педагог должен продумать цель игры, ее содержание, правила и ход. Важно учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и уровень знаний. Игры должны быть разнообразными и не повторяться, чтобы поддерживать интерес детей к обучению.

Помимо готовых дидактических игр, педагоги могут разрабатывать свои собственные, учитывая специфику региона и интересы детей. Например, можно создать игру на основе местной флоры и фауны, использовать фотографии или рисунки, сделанные самими детьми. Это сделает обучение более персонализированным и значимым для детей.

Регулярное использование дидактических игр в процессе экологического воспитания позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к природе, развить экологическое мышление и научить их бережному отношению к окружающей среде. Это создает прочную основу для дальнейшего экологического образования и воспитания ответственных граждан.

В заключение, дидактические игры являются важным инструментом в формировании экологической грамотности у детей дошкольного возраста. Они позволяют в игровой форме знакомить детей с окружающим миром, развивать наблюдательность, любознательность и формировать бережное отношение к природе. Игра играет важную роль в воспитании, обучении и развитие детей. Игра привносит в образование бесконечно новые сюжеты и темы из жизни природы, человека и его деятельности. Заменив скучное, обыденное занятие на игру, у нас появляется шанс решить поставленную задачу, закрепить её, а затем использовать свои знания в жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 31 (393) выйдет
27 августа 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год