Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы (5-6 лет) «Сайлюгемский парк — дом для редких животных. Путешествие в Джазатор»
Занятия по Экологии
Автор: Смагулова Феризат Канаровна   
13.12.2025 12:52

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы (5-6 лет) «Сайлюгемский парк — дом для редких животных. Путешествие в Джазатор»Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы (5-6 лет) «Сайлюгемский парк — дом для редких животных. Путешествие в Джазатор»

Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет)

Форма проведения: Виртуальное экологическое путешествие с элементами игры и творчества.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Цель: Формирование начальных представлений о национальном парке «Сайлюгемский» как об особо охраняемой природной территории, его значении для сохранения редких животных Горного Алтая.

Зашифрованная цель (для детей): Отправиться в увлекательное путешествие в горы Алтая, чтобы узнать, кто там живет и почему их нужно защищать.

 

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием «национальный парк/заповедник» (место, где природа и животные находятся под защитой).
  • Дать элементарные представления о природных условиях Горного Алтая (горы, степи, холодные зимы).
  • Познакомить с редкими животными Сайлюгемского парка: снежный барс (ирбис), алтайский горный баран (аргали), манул, сокол-балобан.
  • Закрепить правила бережного отношения к природе.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, наблюдательность, воображение.
  • Развивать связную речь, обогащать активный словарь (слова: ирбис, аргали, манул, балобан, заповедник, редкие животные, охранять).
  • Развивать мелкую моторику в процессе творческой деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство ответственности за живую природу, доброе и бережное отношение к животным.
  • Формировать умение работать в команде, слушать друг друга.

Предварительная работа: Беседа о домашних и диких животных, рассматривание карты России, показ иллюстраций с разными природными зонами.

Материалы и оборудование:

  1. Мультимедийное: Ноутбук/проектор, презентация с фотографиями: пейзажи Сайлюгемского парка (долина Джазатора, горы), животные (ирбис, аргали, манул, балобан), эмблема парка. Видео с короткими (1-2 мин.) фрагментами жизни животных (например, как аргали скачет по скалам).
  2. Раздаточный материал: Картинки-пазлы (4-6 частей) с изображением животных парка, цветные карандаши, восковые мелки, листы бумаги с контурным изображением одного из животных (на выбор).
  3. Предметные: Конверт с письмом, «билеты» на экспедицию, бинокль (игрушечный), рюкзак с «снаряжением» (термос, компас, фотоаппарат).

Ход занятия:

I. Организационный момент (3-4 минуты)

  • Создание мотивации.
  • Воспитатель обращается к детям: «Ребята, сегодня утром нам пришло необычное письмо! Оно из далекого и красивого места — из Республики Алтай. Посмотрите на конверт. Кто мог его прислать?» (Дети высказывают предположения).
  • Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, юные друзья! Я — хранитель Сайлюгемского парка. У нас, в горах у реки Джазатор, живут удивительные и очень редкие животные. Им нужна защита и друзья. Приглашаю вас в виртуальную экспедицию, чтобы познакомиться с ними и узнать наши тайны! Для этого вам понадобятся внимательные глаза, чуткие уши и доброе сердце. Ваш Хранитель парка».

II. Основная часть (18-20 минут)

1. Беседа-путешествие. «Что такое национальный парк?» (4-5 минут)

  • Воспитатель: «Чтобы отправиться в путь, нам нужно знать, куда мы едем. Это не просто лес или горы. Это национальный парк — особый дом для животных и растений, где человек является не хозяином, а защитником. Здесь нельзя охотиться, разорять гнезда, мусорить. Главное правило — не навреди!».
  • Показ слайдов с красивыми пейзажами парка. Воспитатель: «Место, куда мы отправляемся, называется долина Джазатора. Здесь высокие горы, каменистые степи, быстрые реки. Очень красиво, но жить здесь непросто — зимой холодно и много снега».

2. Знакомство с редкими обитателями парка. Презентация «Кто живет в Сайлюгемском парке?» (7-8 минут)

  • Воспитатель раздает детям «билеты» (карточки) и предлагает «взять» бинокль, чтобы рассмотреть животных.
  • Снежный барс (ирбис): «Первым мы встречаем хозяина гор — снежного барса, или ирбиса. Он похож на большую пушистую кошку. Почему его так называют? (Показ слайда). У него длинный хвост, как у обезьяны, для баланса на скалах. Он очень редкий, занесен в Красную книгу. Его называют «невидимкой» — он так хорошо прячется!».
  • Алтайский горный баран (аргали): «А это кто с такими большими закрученными рогами? Это аргали — самый крупный горный баран в мире! (Показ видеофрагмента). Он ловко прыгает по скалам, а его рога могут весить как целый малыш!».
  • Манул: «Присмотритесь к этим камням. Видите круглую мордочку и сердитую ухмылку? Это манул — дикий кот с самой густой шерстью! Он любит прятаться и очень осторожен».
  • Сокол-балобан: «Высоко в небе парит зоркий охотник — сокол-балобан. У него острый клюв и быстрые крылья. Раньше соколами даже охотились, но теперь их осталось мало, и парк охраняет их».

3. Дидактическая игра «Собери и узнай» (4-5 минут)

  • Дети делятся на 3-4 команды. Каждая команда получает конверт с пазлом (разрезанной картинкой одного из животных парка).
  • Задание: Собрать картинку, назвать животное и рассказать про него одно запомнившееся слово или факт (Например: «ирбис — невидимка», «аргали — рогатый», «манул — пушистый», «балобан — быстрый»).

4. Физкультминутка «Мы в горах Алтая» (2-3 минуты)

  • Мы отправляемся в поход, (шаг на месте)
  • Вдалеке вершины гор ждут. (руки вверх, потянуться)
  • Вот аргали скачет ловко, (прыжки на месте)
  • А ирбис крадется мягко. (ходьба на носочках, плавные движения рук)
  • Сокол в небесах парит, (махи руками)
  • Манул затаился, смотрит. (присесть, приложить палец к губам)
  • Мы дышим чистым воздухом горным (глубокий вдох-выдох)
  • И любуемся природой просторной! (повороты вокруг себя)

III. Творческое закрепление (7-8 минут)

  • Воспитатель: «Настоящие исследователи всегда ведут полевой дневник и зарисовывают то, что увидели. Давайте и мы станем художниками-натуралистами и поможем Хранителю парка создать портреты его обитателей для новых стендов».
  • Детям предлагаются листы бумаги с контурным изображением (на выбор: ирбис, аргали, манул). Их задача — раскрасить животное, стараясь передать его окраску (полосы ирбиса, светлая шерсть аргали, пятнистый манул). Можно дорисовать фон (горы, небо).
  • Индивидуальная работа: Воспитатель помогает, задает наводящие вопросы: «Какого цвета шерстка у манула?», «Где живет аргали?».

IV. Рефлексия. Подведение итогов (3-4 минуты)

  • Воспитатель собирает детей вокруг себя.
  • Вопросы для обсуждения:
  • Куда же мы сегодня с вами путешествовали? (В Сайлюгемский национальный парк, в долину Джазатора).
  • Каких редких животных вы запомнили?
  • Почему был создан этот парк? (Чтобы охранять и защищать этих животных).
  • Что мы можем сделать, чтобы помогать таким паркам, даже находясь далеко? (Рассказывать о них родителям и друзьям, беречь природу вокруг себя, не обижать животных, рисовать плакаты в их защиту).
  • Воспитатель хвалит детей за внимание, хорошие рисунки и добрые сердца: «Вы стали настоящими друзьями Сайлюгемского парка! Хранитель будет рад. А ваши рисунки мы оформим в выставку «Живые сокровища Алтая»».

Дополнительные рекомендации для воспитателя:

  • Адаптируйте сложность информации под конкретную группу.
  • Если дети устали, можно сократить блок с животными, оставив 2-3 самых контрастных (например, ирбис и аргали).
  • Для более продвинутой группы можно ввести понятие «Красная книга России».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год