|
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы (5-6 лет) «Сайлюгемский парк — дом для редких животных. Путешествие в Джазатор»
Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет)
Форма проведения: Виртуальное экологическое путешествие с элементами игры и творчества.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Цель: Формирование начальных представлений о национальном парке «Сайлюгемский» как об особо охраняемой природной территории, его значении для сохранения редких животных Горного Алтая.
Зашифрованная цель (для детей): Отправиться в увлекательное путешествие в горы Алтая, чтобы узнать, кто там живет и почему их нужно защищать.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с понятием «национальный парк/заповедник» (место, где природа и животные находятся под защитой).
- Дать элементарные представления о природных условиях Горного Алтая (горы, степи, холодные зимы).
- Познакомить с редкими животными Сайлюгемского парка: снежный барс (ирбис), алтайский горный баран (аргали), манул, сокол-балобан.
- Закрепить правила бережного отношения к природе.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, наблюдательность, воображение.
- Развивать связную речь, обогащать активный словарь (слова: ирбис, аргали, манул, балобан, заповедник, редкие животные, охранять).
- Развивать мелкую моторику в процессе творческой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство ответственности за живую природу, доброе и бережное отношение к животным.
- Формировать умение работать в команде, слушать друг друга.
Предварительная работа: Беседа о домашних и диких животных, рассматривание карты России, показ иллюстраций с разными природными зонами.
Материалы и оборудование:
- Мультимедийное: Ноутбук/проектор, презентация с фотографиями: пейзажи Сайлюгемского парка (долина Джазатора, горы), животные (ирбис, аргали, манул, балобан), эмблема парка. Видео с короткими (1-2 мин.) фрагментами жизни животных (например, как аргали скачет по скалам).
- Раздаточный материал: Картинки-пазлы (4-6 частей) с изображением животных парка, цветные карандаши, восковые мелки, листы бумаги с контурным изображением одного из животных (на выбор).
- Предметные: Конверт с письмом, «билеты» на экспедицию, бинокль (игрушечный), рюкзак с «снаряжением» (термос, компас, фотоаппарат).
Ход занятия:
I. Организационный момент (3-4 минуты)
- Создание мотивации.
- Воспитатель обращается к детям: «Ребята, сегодня утром нам пришло необычное письмо! Оно из далекого и красивого места — из Республики Алтай. Посмотрите на конверт. Кто мог его прислать?» (Дети высказывают предположения).
- Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, юные друзья! Я — хранитель Сайлюгемского парка. У нас, в горах у реки Джазатор, живут удивительные и очень редкие животные. Им нужна защита и друзья. Приглашаю вас в виртуальную экспедицию, чтобы познакомиться с ними и узнать наши тайны! Для этого вам понадобятся внимательные глаза, чуткие уши и доброе сердце. Ваш Хранитель парка».
II. Основная часть (18-20 минут)
1. Беседа-путешествие. «Что такое национальный парк?» (4-5 минут)
- Воспитатель: «Чтобы отправиться в путь, нам нужно знать, куда мы едем. Это не просто лес или горы. Это национальный парк — особый дом для животных и растений, где человек является не хозяином, а защитником. Здесь нельзя охотиться, разорять гнезда, мусорить. Главное правило — не навреди!».
- Показ слайдов с красивыми пейзажами парка. Воспитатель: «Место, куда мы отправляемся, называется долина Джазатора. Здесь высокие горы, каменистые степи, быстрые реки. Очень красиво, но жить здесь непросто — зимой холодно и много снега».
2. Знакомство с редкими обитателями парка. Презентация «Кто живет в Сайлюгемском парке?» (7-8 минут)
- Воспитатель раздает детям «билеты» (карточки) и предлагает «взять» бинокль, чтобы рассмотреть животных.
- Снежный барс (ирбис): «Первым мы встречаем хозяина гор — снежного барса, или ирбиса. Он похож на большую пушистую кошку. Почему его так называют? (Показ слайда). У него длинный хвост, как у обезьяны, для баланса на скалах. Он очень редкий, занесен в Красную книгу. Его называют «невидимкой» — он так хорошо прячется!».
- Алтайский горный баран (аргали): «А это кто с такими большими закрученными рогами? Это аргали — самый крупный горный баран в мире! (Показ видеофрагмента). Он ловко прыгает по скалам, а его рога могут весить как целый малыш!».
- Манул: «Присмотритесь к этим камням. Видите круглую мордочку и сердитую ухмылку? Это манул — дикий кот с самой густой шерстью! Он любит прятаться и очень осторожен».
- Сокол-балобан: «Высоко в небе парит зоркий охотник — сокол-балобан. У него острый клюв и быстрые крылья. Раньше соколами даже охотились, но теперь их осталось мало, и парк охраняет их».
3. Дидактическая игра «Собери и узнай» (4-5 минут)
- Дети делятся на 3-4 команды. Каждая команда получает конверт с пазлом (разрезанной картинкой одного из животных парка).
- Задание: Собрать картинку, назвать животное и рассказать про него одно запомнившееся слово или факт (Например: «ирбис — невидимка», «аргали — рогатый», «манул — пушистый», «балобан — быстрый»).
4. Физкультминутка «Мы в горах Алтая» (2-3 минуты)
- Мы отправляемся в поход, (шаг на месте)
- Вдалеке вершины гор ждут. (руки вверх, потянуться)
- Вот аргали скачет ловко, (прыжки на месте)
- А ирбис крадется мягко. (ходьба на носочках, плавные движения рук)
- Сокол в небесах парит, (махи руками)
- Манул затаился, смотрит. (присесть, приложить палец к губам)
- Мы дышим чистым воздухом горным (глубокий вдох-выдох)
- И любуемся природой просторной! (повороты вокруг себя)
III. Творческое закрепление (7-8 минут)
- Воспитатель: «Настоящие исследователи всегда ведут полевой дневник и зарисовывают то, что увидели. Давайте и мы станем художниками-натуралистами и поможем Хранителю парка создать портреты его обитателей для новых стендов».
- Детям предлагаются листы бумаги с контурным изображением (на выбор: ирбис, аргали, манул). Их задача — раскрасить животное, стараясь передать его окраску (полосы ирбиса, светлая шерсть аргали, пятнистый манул). Можно дорисовать фон (горы, небо).
- Индивидуальная работа: Воспитатель помогает, задает наводящие вопросы: «Какого цвета шерстка у манула?», «Где живет аргали?».
IV. Рефлексия. Подведение итогов (3-4 минуты)
- Воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Вопросы для обсуждения:
- Куда же мы сегодня с вами путешествовали? (В Сайлюгемский национальный парк, в долину Джазатора).
- Каких редких животных вы запомнили?
- Почему был создан этот парк? (Чтобы охранять и защищать этих животных).
- Что мы можем сделать, чтобы помогать таким паркам, даже находясь далеко? (Рассказывать о них родителям и друзьям, беречь природу вокруг себя, не обижать животных, рисовать плакаты в их защиту).
- Воспитатель хвалит детей за внимание, хорошие рисунки и добрые сердца: «Вы стали настоящими друзьями Сайлюгемского парка! Хранитель будет рад. А ваши рисунки мы оформим в выставку «Живые сокровища Алтая»».
Дополнительные рекомендации для воспитателя:
- Адаптируйте сложность информации под конкретную группу.
- Если дети устали, можно сократить блок с животными, оставив 2-3 самых контрастных (например, ирбис и аргали).
- Для более продвинутой группы можно ввести понятие «Красная книга России».
|