| Опыт работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Лекарственные растения Тайшетского района» |
| Занятия по Экологии | |||
| Автор: Михайлюта Наталья Петровна | |||
| 27.11.2025 10:27 | |||
|
На экранах телевизоров, плакатах в общественном транспорте и на улице мы видим большое количество рекламы различных медикаментов. Дети не представляют, что еще не так давно наши предки лечились исключительно в «лесной аптеке». Эти растения растут у нас под ногами, а ребята даже не представляют, что их можно использовать в медицине. Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Стремясь избавиться от болезней люди узнали, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить. Изучение лекарственных растений, их сбор и изготовление гербария — интересное и увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное для большинства юных исследователей, максимально безопасное с точки зрения техники безопасности. В современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Около 70% препаратов изготавливаются из растительного сырья. Большое количество лекарственных растений, входящих в рецепты врачей, используют в домашнем обиходе: например, шалфей для полоскания горла, липовый чай при простуде, валериану при бессоннице. Дети с дошкольного возраста должны знать о том, что природа – лучший друг, а здоровый образ жизни — единственно верное решение для каждого современного человека. Недостаточная осведомлённость детей о свойствах лекарственных растений нашего края, экологическая безграмотность родителей – всё это приводит к тому, что дети часто болеют, не укрепляют свой организм, не применяют природные витамины, содержащиеся в окружающих нас растениях.
В целях профилактики болезней и здорового питания необходимо формировать у детей уже с младшего дошкольного возраста знания о целебной силе лекарственных трав, растений и плодов. Начало нашего проекта было положено внезапно. В меню детского сада входит напиток из плодов шиповника. Когда дети поинтересовались, почему им дают такой напиток, я рассказала о полезных свойствах шиповника для организма. Многие дети сказали о том, что видели в наших лесах этот кустарник и знают, как он выглядит. Так мы решили поближе познакомиться с растительным миром нашего края, а именно с лекарственными растениями Тайшетского района, их разнообразием и целебными свойствами. Мы решили узнать подробней, о растениях, растущих в нашем районе, ведь и на территории детского сада встречаются наши друзья — лекарственные растения. Так вместе с воспитанниками старшей группы и был разработан краткосрочный проект «Лекарственные растения Тайшетского района». Проблема: Дети недостаточно владеют знаниями о лекарственных растениях и их лечебных свойствах. Цель проекта: Ознакомление с лекарственными растениями, растущими в нашей местности и их ценностью для здоровья человека. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Вид проекта: познавательно — исследовательский. Продолжительность проекта: 1 месяц (краткосрочный) Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Продукты проекта: Книжки – малышки «Растения – целители», гербарий из лекарственных растений, настольная игры «Прогулка в лес», альбом «Лекарственные травы — загадки для детского сада», выставка творческих работ «Лекарственные растения». Ожидаемые результаты: Для детей: Расширены представления о пользе лекарственных растениях и их применении, пополнены знания о взаимосвязи человека и природы. Для родителей: Созданы условия для укрепления детско-родительских отношений. Для педагога: Созданы условия для повышения познавательной активности детей и развития их творческих способностей. Реализация проекта состояла из 3-х этапов: Подготовительный — подбор наглядного и игрового материала, изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий, обработка полученной информации. Основной – реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности, беседы о лекарственных растениях, их применении, правилах сбора и хранения, знакомство с растениями из «Красной книги», чтение художественных произведений и заучивание стихотворений, образовательное мероприятие «Зеленая аптека», развлечение «Эколята — дружные ребята», конкурс загадок о лекарственных растениях, викторина «Знатоки природы», составление гербария, целевые прогулки по территории детского сада. Заключительный – оформление гербария из лекарственных растений, создание настольной игры «Прогулка в лес», оформление альбома «Лекарственные травы — загадки для детского сада», оформление выставки творческих работ «Лекарственные растения», оценка эффективности реализации проекта. При реализации проекта прослеживалась интеграция следующих образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое, физическое, речевое, социально – коммуникативное развитие. В ходе реализации проекта применялись следующие формы организации деятельности детей: 1. Наблюдения. Наблюдая, дети получали знания о лекарственных растениях нашего края, знакомились с их лечебными свойствами и особенностями. Знакомились с народными приметами, обсуждали проблемные ситуации и вопросы. Например, наблюдение за мать-и-мачехой начали с загадки, вспомнили русские народные сказки, в которых есть мачеха, после чего детям предлагалось исследовать листочки растения и порассуждать, почему его так называют. 2. Ситуации общения – дети получали знания о правилах сбора лекарственных растений, их хранения и применения; уточняли и систематизировали знания о растениях. Например, шиповник — это неприхотливый колючий кустарник, дикая роза, кладовая витаминов. Цветет в мае-июне, плоды созревают в сентябре. Плоды шиповника – это целая лаборатория, настоящий аккумулятор здоровья. Витамина С в них больше, чем в смородине и лимоне. В семенах содержится витамин Е. Собирают плоды шиповника до заморозков, поскольку даже слабое подмораживание уничтожает их лекарственные свойства. Настой лепестков хорошо тонизирует и освежает кожу. Корни шиповника выкапывают осенью, их используют в качестве вяжущего средства. Из семян шиповника получают масло, содержащее жирные кислоты и витамины. Оно обладает противовоспалительными и ранозаживляющими свойствами. Ребята рисовали кустарник, цветы шиповника. Рассматривали плоды и семена. 3. В ходе образовательных мероприятий дети учились правильно называть лекарственные растения, получали знания о целительных свойствах лекарственных растений, учились ухаживать за ними, получали первичные представления о взаимосвязях в природе. 4. Для закрепления и систематизации полученных знаний играли с детьми в дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры: «Узнай по описанию», «Что лечит это растение?», «Вершки — корешки», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Что из чего сделано», «Лекарь», « «Аптекарь», «Зеленая аптека». 5. С целью закрепления знаний детей о разнообразии лекарственных растений, бережного отношения к миру растений использовались игры – загадки ( «Отгадай и загадай»), игры – перевоплощения: «Я – ромашка», «Я – подорожник» и т.д. 6. В своей работе развивали интерес к знаниям через экспериментальную деятельность. Например, наблюдая за подорожником, дети обратили внимание на его необычные семена, и задались вопросом, как появляются новые растения, кто их садит? Этот вопрос был решен в ходе поисково — исследовательской деятельности «Летающие семена». 7. Восприятие художественной литературы: для расширения, обобщения и закрепления знаний детей заучивали стихотворения, отгадывали загадки, читали художественные произведения о лекарственных растениях (рассказ Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», В. Бианки «О травах», отрывки из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева); знакомились с произведениями М. Лопатиной «Земляника», «Одуванчик». 8. Театрализованное представление «Мы цветочки не простые» позволило закрепить знания о лекарственных растениях нашего края. 9. Образовательные мероприятия: «Эколята-дружные ребята», «Почемучка в гостях у ребят», «Вместе с Сибирячком» были направлены на формирование экологической культуры у воспитанников, развитие познавательной активности и воспитание навыков грамотного поведения на природе. Немаловажным условием является участие родителей в формировании экологической культуры детей. Так, например, когда дети знакомились с мятой и ее полезными свойствами, один ребенок был очень удивлен и сказал, что мама в огороде это растение вырывает и выкидывает, говорит, что это сорняк. Вот так взрослым моментально было сформировано у ребенка негативное представление об этой душистой травке. Конечно, мы уделили этому вопросу внимание. Ребята узнали, что мята действительно не прихотлива, как и сорняк, но обладает целебными свойствами, с ней можно заваривать чай, делать освежающие напитки, использовать в кулинарии, медицине, косметологии и пр. В целях просвещения родителей и совершенствования их экологической культуры, были размещены консультации, папки-передвижки, в повестку родительского собрания была включена экологическая игра «Что, зачем и почему?». Необходимо помнить, что ребенок в дошкольном детстве – это маленький «почемучка» и очень важно поддержать детский интерес, создать условия для удовлетворения детской любознательности, поэтому при организации работы с родителями, давались рекомендации о совместном наблюдении за природой, явлениями природы, растениями, обсуждением и объяснением причинно-следственных связей. Итоговыми мероприятиями проекта «Лекарственные растения Тайшетского района» стали:
Проект «Лекарственные растения Тайшетского района» показал свою эффективность. Целенаправленная работа в ходе проектной деятельности помогла сформировать у детей знания о лекарственных растениях нашего района, понять их ценность для здоровья человека. Дети познакомились с лечебными свойствами растений, научились их различать и называть. В ходе работы над проектом дети пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 2-3 названия лекарственных растений, то к концу работы над проектом– более 7. Благодаря проекту стало возможным создать единое познавательно-творческое пространство в детском саду и семье воспитанников. В ходе реализации проекта у детей возрос уровень познавательных интересов. Дети активно участвовали в проектной деятельности, с желанием учили стихи, отгадывали загадки, занимались творчеством, собирали и высушивали лекарственные растения. При встрече с родителями они с увлечением рассказывали о своих открытиях и о пользе лекарственных растений. Методы и приёмы, применяемые мной в ходе реализации проекта, способствовали формированию знаний, развитию у дошкольников инициативы, познавательного интереса, стремлению к самостоятельной практической деятельности. Данный проект мотивировал детей на заботу о собственном здоровье. Воспитанники с удовольствием еженедельно пьют витаминный напиток из шиповника, решили продолжать выращивать на подоконнике мяту и мелиссу, запланировали дальнейшую работа по пополнению гербария и альбома новыми растениями и травами. В результате совместной проектной деятельности ожидаемые результаты были достигнуты: расширены представления о пользе лекарственных растениях и их применении, пополнены знания о взаимосвязи человека и природы. Таким образом, анализ результатов работы над проектом позволил выявить, что проделанная работа значительно повысила также уровень экологической культуры у дошкольников и их родителей. Детьми был накоплен собственный, своеобразный опыт отношения к природе. Михайлюта Н.П., воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ детского сада «Сказка» г. Тайшета
|



Опыт работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Лекарственные растения Тайшетского района»









