Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Занятия по Экологии
Автор: Васильева Ирина Игоревна   
30.04.2014 16:00

«Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»Васильева И.И., воспитатель
МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 43
г. Апатиты
Человек и природа - одно целое, неделимое. Несмотря на все до¬стижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способ¬ствует улучшению логического мышления и речи.
В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных пред¬ставлений о природе, формируются основы экологического сознания. По¬этому, очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представле¬ния, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
Экологическое образование включает в себя знакомство с бесконеч¬но разнообразным миром природы. Основные задачи такого образования заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется че¬рез организацию различных видов детской деятельности (игровой, двига¬тельной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения основной общеобразовательной программы и ре¬шения конкретных образовательных задач.
Интегрированная деятельность позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.
В области экологического образования интегрированная образовательная дельность играет не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.
Содержание дошкольного  экологического образования в части развития познаватель¬но-исследовательской деятельности может быть реализовано с помощью таких форм работы, как: наблюдение, экскурсия, экспериментирование, моделирование, реализация проекта, исследование, решение проблемных ситуаций, коллекционирование и т.п.
Как показал мониторинг экологического образования детей моей группы на начало 2011 учебного года, у детей было выявлено неустойчивое отношение к объектам живой природы (к растительному миру,  к миру насекомых).  И я начала работу в этом направлении. Для начала я изучила литературу. Меня заинтересовало методическое пособие Рыжовой Н.А. Экологические сказки. Методическое пособие. М.: Дошкольное образование. 2008.
Сказка - произведение народного творчества, содержащее рассказ о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
Художественные эколо¬гические сказки создают основу для получения новых знаний, вос-питывают любовь к природе. Они вводят ребенка в мир словесного искусства, показывая особенности сказки как жанра, вызывают общий интерес к книге. В каждой природоведческой сказке зало¬жена идея ответственности человека за сохранение природы, при¬зыв к маленькому читателю беречь, защищать и изучать ее.
Надо заметить, что при выборе сказки (рассказа) природовед¬ческого содержания педагог должен учитывать, какой познава¬тельный материал в них заложен, вызовет ли он у ребенка интерес к наблюдениям, любознательность, заставит ли присматриваться к окружающей природе, будет ли воздействоватьна его чувства, можно ли его использовать в воспитательных целях.
Дошкольники, стремящиеся к познанию окружающей нас природы, находятся в том возрасте, который благодатен для фор¬мирования экологических понятий. На экскурсиях на природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми рас¬крывается красота родного края. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на окружающую среду. Для того чтобы научить ребёнка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, нужно использовать экологические сказки (рассказы).
Особое место в эколого-педагогическом процессе уде¬ляется методам решения исследовательских задач, в основе которых лежит теория развития творческой личности
(Б. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, 3. И. Калмыковой и др.). Эти методы пред¬полагают чтение на занятиях сказок с созданием элементарных проблемных ситуаций, которые выстроены с учетом психофизиологических возможностей детей.
Содержание опытнической деятельности, внедренное в сказку, успешно принимается всеми детьми.
В своей работе я использую следующие технологии исследовательской работы в сказках:
•    После прочтения произведения на начальном этапе работы ставлю перед детьми задачу (позднее дети сами делают это), которую можно решить лишь способом экспериментирования. С детьми обсуждаются условия и организация опыта. Выделяется основнойпринцип проведения опыта: все условия должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должнобыть выделено. Оно объясняется детям, показывается, осознается ими.
•    Выбираем опыты как кратковременные, так и длительные. Длительно протекающий опыт фиксируем в рисунках, схемах, диаграммах, графиках. Если задача решается в кратковременныхопытах, обсуждение результатов проводится сразу. Анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. Фиксация помогает сформулировать выводы, запомнить содержание и последовательность протека¬ния опыта.
Например, во время чтения сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», я стараюсь выделить фрагмент текста, из которого последует про¬блемная ситуация, и решаться она будет с помощью опыта.
«...Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидала, что под периною пробивается зеленая травка. Рукодельнице стало жаль бедной травки.
- Вот ты говоришь, - сказала она, - что ты старик доб¬рый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь?
- Не выпускаю потому, что еще не время; еще трава в силу не вошла. Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, а кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежной периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не раз несло. А вот придет весна, снежная перина растает, травка зако¬лосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечешь».
Предлагаю детям подумать, почему зеленая травка не погибает под снежной периной. Почему Мороз Иванович так боится ветра, который может разнести снег? Что опаснее для травки: снежная перина или ее отсутствие?
При знакомстве со сказками «Мороз Иванович», «Снегурочка»  использовала опыты, проводимые в помещении, на улице и дома.. Опыты «Тепло ли в снежных сугробах?», «Греет ли шуба?» помогают найти ответы на поставленные вопросы. Главная цель - учить детей принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность. Необходимо помочь дошкольникам с помощью опытов убедиться в том, что шуба, снег и другие предметы не греют, а лишь сохраняют тепло. Первоначально с детьми определяют источники тепла, затем с помощью термометра измеряют температуру тела, батареи, шубы, шапки, снега и др. Знакомятся со свойствами воздуха, определяют его нахождение во всех предметах. Решают проблем¬ные задачи, в каком снеге больше воздуха: рыхлом или плот¬ном? Почему? Проводится опыт «Тепло ли в снежных сугробах?»
На прогулке  предлагала  детям собрать снег вокруг деревьев и спросить у них: «Почему надо так делать?» Дети, вспомнив опыты,  объясняли: «Снег сохраняет тепло, если не будет снега, земля замерзнет, корни у деревьев замерзнут. Снег - как шуба».
Таким образом, сказки можно использовать для решения познавательных задач. Можно пред¬ложить детям самим сочинять сказки, придумывать имена ска¬зочным героям — посадочному материалу, обыгрывать сюжеты в ходе наблюдений за их развитием. Предложенные нестандарт¬ные формы экспериментирования позволяют стимулировать воображение, творческую мысль, формировать наблюдательность, вызывать эмпатические чувства. Форма работы со сказкой, включающая опыты и экспери¬менты, обеспечивает успешность решения задач (познавательных, воспитательных, развивающих), поскольку осо-бое внимание уделяется созданию высокой мотивации, психоло¬гическому комфорту на занятии.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, образное мышление, фантазию, мобилизует умственные силы ребенка, помогает активному восприятию содержания, более полному пониманию смысла. Дети в сочиненных ими сказках, рассказах проявляют свое понимание справедливости, сами активно тво¬рят добро, защищая обиженных и слабых героев, наказывая злых. Используя личный опыт, ребенок активно отыскивает свой вари¬ант решения помощи героям, развития сюжета.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.Анализируя систему работы по исследовательской деятельности по ознакомлению с природой, можно сделать вывод, что у детей к концу подготовительной группы углубленные знания о природном мире, взаимосвязях в природе. Кроме того, в результате исследовательской деятельности у детей улучшается внимание, развивается зрительная, слуховая чувствительность, расширяется словарный запас, обогащается речевое общение на основе культурных норм.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год