«Формирование эколого-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Гирина Юлия Сергеевна | |||
30.08.2025 10:12 | |||
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по направлению физическое развитие детей № 11 «Катерок» Выполнила: Гирина Юлия Сергеевна Воспитатель МБДОУ № 11 «Катерок» Формирование у детей дошкольного возраста эколого-патриотических чувств – задача многогранная и важная, требующая комплексного подхода. Патриотизм – это не просто абстрактное понятие, а глубокое чувство, включающее в себя любовь к близким, к своему дому, детскому саду, городу, стране и, что особенно важно в контексте данной темы, к родной природе. Любовь к природе – это неотъемлемая часть патриотизма, она способствует развитию таких важных человеческих качеств, как доброта, справедливость и великодушие. В детском саду мы закладываем фундамент этого чувства, помогая малышам понять, почувствовать и полюбить окружающий мир, научиться беречь его богатства. Моя работа с детьми направлена на расширение нескольких ключевых задач. Во первых, это бережное введение ребенка в мир природы родного края, формирование основ экологической культуры. Мы начинаем с малой родины, постепенно расширяя кругозор ребенка до понимания планеты Земля, как единого целого, нашего общего дома, и осознания места человека в этой сложной и взаимосвязанной экосистеме. Актуальность эколого-патриотического воспитания очевидна, поэтому я акцентирую внимание на связи малой родины с историей и культурой всей страны, показывая, как история и судьба нашего народа неразрывно связаны с природой. Для достижения поставленных целей я использую разнообразные и эффективные методы и формы работы. Это и интерактивные игры, и увлекательные беседы, и тематические занятия, и регулярные наблюдения за природой во время целевых прогулок. Дети участвуют в уходе за растениями в детском саду, в развлекательных мероприятиях, связанных с природой. Все это делается ненавязчиво, естественно, в игровой форме, чтобы пробудить истинную любовь к окружающему миру, к Родине, к семье. Особое внимание уделяется пониманию взаимосвязей в природе. Дети должны осознать, что все в природе взаимосвязано, что исчезновение одного элемента может привести к негативным последствиям для всей экосистемы. Я учу их правилам поведения на природе, объясняю, что можно и чего нельзя делать: не оставлять мусор, не ломать ветки, не беспокоить животных и птиц; уважать и беречь все живое, показывая, что жизнь без растений, насекомых, птиц и животных невозможна. Важную роль в формировании экологических знаний играет исследовательская деятельность, в частности, проведение простых опытов. На прогулках дети изучают свойства песка, земли. снега, льда, глины, воды. Эти опыты не только знакомят их с природными материалами, но и развивают познавательный интерес, наблюдательность, способности к анализу и сравнению. Мы наблюдаем за сезонными изменениями в природе: листопадом, зимним нарядом деревьев, появлением молодой зелени весной. Эти наблюдения помогают детям понять цикличность природы, ее красоту и хрупкость. Значительное место в моей работе занимает чтение художественной литературы о природе. Произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Фета, Ф. Тютчева, М. Пришвина, К. Ушинского, Л. Толстого, В. Бианки и многих других авторов оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, формируя чувство прекрасного и уважение к природе. После чтения мы обязательно обсуждаем прочитанное, анализируем поступки героев, обсуждаем проблемы, поднимаемые в произведениях. Это позволяет донести до детей глубинный смысл литературных произведений и закрепить полученные знания. Однако эффективное формирование эколого-патриотических чувств невозможно без активного участия семьи. Родители играют ключевую роль в закреплении знаний, полученных в детском саду. Они помогают детям понимать влияние природы на человека и учат бережному отношению к окружающему миру. Ежегодно мы проводим различные акции и проекты совместно с родителями, что позволяет объединить усилия и достичь более значительных результатов. Таким образом, воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю представляет собой сложный, многоаспектный процесс, основанный на совокупности общечеловеческих ценностей: любви, дружбы, добра, тесно переплетающихся с познавательной активностью; формированием представлений о современном мире и осознанием своего места в нем. Это долгий и постоянный процесс, требующий терпения, творческого подхода и тесного взаимодействия воспитателя, детей и их родителей. Только в содружестве мы сможем воспитать поколение, способное ценить и беречь нашу планету, свою Родину и все живое на ней.
|