Исследовательско-творческий проект «СДАЙ БАТАРЕЙКУ – СОХРАНИ ПРИРОДУ» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Создание условий для формирования экологической культуры и ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать представления о необходимости сбора элементов питания и дальнейшей транспортировки в специальные пункты сбора.
- Формировать представления о целесообразности вторичного использования отработанных элементов питания.
Развивающие:
- Развивать умения сравнивать, сопоставлять, систематизировать и анализируя, обобщать.
- Развивать у детей познавательные способности, навык самоконтроля, умение работать в коллективе, сотрудничать, договариваться
- Развивать любознательность, наблюдательность, активность, память, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде.
- Содействовать в организации активного сбора использованных батареек в пункты приема.
Для педагогов:
- Повысить профессионализм.
- Способствовать личностному и профессиональному росту, самореализации.
- Внедрить новые методы и технологии в работе с детьми и родителями (законными представителями).
- Способствовать формированию проектной культуры
Для родителей (законных представителей):
- Включить родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс, совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
Участники проекта: воспитатель, тьютор, воспитанники и родители (законные представители) разновозрастной группы компенсирующей направленности (5-8 лет), социальные партнеры.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Тип проекта: совместный, познавательный, творческий.
Сроки реализации: 10. 09. 2024 – 10. 12. 2024 (4 месяца).
Ожидаемый результат: реализация проекта способствует повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) и педагогов в области экологического воспитания детей, формированию представлений детей о необходимости сбора элементов питания и дальнейшей транспортировки в специальные пункты сбора, о целесообразности вторичного использования отработанных элементов питания.
Введение
Волонтерское движение в МБДОУ «Детский сад №12 «Ромашка» г. Вологды в разновозрастной группе №15 началось с того, что педагоги и дети были приглашены в городскую библиотеку №10 на экскурсию с театральным представлением. В ходе экскурсии дети узнали, что эта библиотека – единственная в городе, которой присвоен статус Центра экологического просвещения.
Библиотека работает по долгосрочной эколого-краеведческой программе «Экологический калейдоскоп». Целью программы является пропаганда экологических знаний среди населения города Вологды, формирование бережного отношения к природе, воспитание экологической культуры населения. В фойе библиотеки были расставлены контейнеры под сбор пластмассовых крышек, чеков и батареек.
После экскурсии дети стали интересоваться тем, какой вред приносят неправильно утилизированные элементы питания и их пагубным влиянием на окружающую среду.
Таким образом, у педагогов возникла идея организации проекта: «Сдай батарейку — сохрани природу!», чтобы привлечь внимание воспитанников, родителей (законных представителей) нашего детского сада к экологической проблеме использованных батареек и необходимости их правильной утилизации.
Актуальность
Утилизация батареек – острая проблема нашего общества на которую тратиться недостаточно внимания. Во многих инновационных странах эта проблема решена. Однако очень малое количество людей нашей страны уделяет должное внимание утилизации и переработке вредных предметов массового использования. Каждому гражданину необходимо знать о важности утилизации батареек после эксплуатации, об их влиянии на окружающую среду и здоровье человека.
В связи с проблемами экологии в наши дни был реализован данный проект, чтобы улучшить экологическую обстановку и повысить экологическую грамотность детей и их родителей нашего детского сада.
Этапы реализации проекта.
Мероприятие
|
Сроки проведения
|
Ответственные
|
I этап. Подготовительный.
|
Определение целей и задач, актуальности темы.
Подбор и изучение научной литературы по данному вопросу.
Подбор современных инновационных технологий и интернет – ресурсов по теме.
|
Сентябрь
|
Воспитатель, тьютор
|
Анкетирование родителей (законных представителей) по теме проекта.
|
Сентябрь
|
Воспитатель, тьютор, родители (законные представители)
|
Анкетирование детей по теме проекта.
|
Сентябрь
|
Воспитатель, тьютор,воспитанники
|
Беседа с детьми «Польза и вред батареек»
Планирование совместной деятельности. Составление плана мероприятий по реализации проекта.
|
Сентябрь
|
Воспитатель, тьютор,воспитанники
|
Технология «Ментальные карты». Составление ментальной карты: «Где используют батарейки?», «Сделайте вместе с детьми».
|
Сентябрь
|
Воспитатель, тьютор
|
Подбор дидактического материала, художественной литературы, музыки для релаксации и отдыха; иллюстративного материала по теме проекта.
|
Сентябрь - октябрь
|
Подбор картотек дидактических и настольных игр по экологическому воспитанию, физкультминуток, загадок, стихов, пословиц, гексов, комплексов утренней бодрящей, зрительной и пальчиковой гимнастик по теме проекта.
|
Экскурсия в библиотеку №10
|
Сентябрь
|
Воспитатель, тьютор, дети, родители (законные представители), социальные партнеры.
|
Экскурсия в волонтерский центр «Доброцентр»
|
Сентябрь
|
Разработка эмблемы, девиза и названия будущего волонтёрского отряда.
|
Сентябрь
|
Воспитатель, тьютор,воспитанники
|
II этап. Основной.
|
Консультация для родителей (законных представителей) «Экологическое воспитание в семье»
|
Сентябрь
|
Воспитатель, тьютор, родители (законные представители)
|
Составление ментальной карты «Где используют батарейку»
|
Сентябрь
|
Воспитатель, тьютор,воспитанники
|
Памятки для родителей по теме проекта.
|
Сентябрь
|
Воспитатель, тьютор, дети, родители (законные представители).
|
Гексы «Защита экологии»
|
Сентябрь
|
Воспитатель, тьютор,воспитанники
|
Городской проект «Цветущий летний город»
|
Сентябрь
|
Воспитатель, тьютор, дети, родители (законные представители).
|
Рекомендации для родителей (законных представителей)«Как следует обращаться с отработанными батарейками», «Пункты сдачи батареек в городе Вологда».
|
Сентябрь-октябрь
|
Воспитатель, тьютор, родители (законные представители)
|
Беседы с детьми: «Батарейки - это опасный мусор», «Из чего состоят батарейки», «Как работает батарейка» «Что я могу сделать хорошее на благо города»
|
Сентябрь, октябрь
|
Воспитатель, тьютор,воспитанники
|
Экспериментальная деятельность.Проведение опытов
|
Сентябрь, октябрь
|
Дидактические игры: «Сортировка мусора», «Сохрани природу», «Природа Вологодского края», «Планета радуется или планета грустит», «Поиграй в экологическую сказку», «Правила поведения в лесу», «Мемо», «Рисуй. Стирай. Раскраски», пазлы , игра-лабиринт «Спаси Землю».
|
Октябрь-
|
Лепбук: «Природа - наш дом»
|
Октябрь
|
Воспитатель, тьютор, дети, родители (законные представители).
|
Развивающая игра «Кубик Блума» технология «Кубик Блума»
|
Октябрь
|
Воспитатель, тьютор,воспитанники
|
Просмотр мультфильмов «Батарейки» из Фиксиков, «История про мусор» и фильм «Утилизация батареек, или как их превращают в соли, железо и графит».
|
Октябрь
|
Просмотр презентаций о вреде батареек виртуальных экскурсий на завод по переработке батареек.
|
Ноябрь
|
Фотокейсы по экологическому воспитанию «Люби и охраняй природу»
|
Ноябрь
|
В гости к детям старшей группы. Просмотр мультфильма «Батарейка» и демонстрация результатов проведенного эксперимента с батарейками, распространение опыта текущего эко-проекта
|
Ноябрь
|
Выставка рисунков на тему «Берегите природу!»
|
Ноябрь, декабрь
|
Воспитатель, тьютор, дети, родители (законные представители).
|
Челлендж – игра «Собери тревожный чемоданчик»»
|
Декабрь
|
«День детского совета» ( с применением технологии «Детский совет»)
|
Декабрь
|
Чтение художественной литературы «Экологические сказки»
Прослушивание музыки, песен на экологическую тематику
Разучивание пословиц и поговорок о планете «Земля»
|
В течение проекта
|
Пальчиковые игры с природным материалом: «Наша планета-Земля», «В лес идем мы погулять», «Мир природы. Растения. Насекомые. Животные. Цветы»
|
В течение проекта
|
Воспитатель, тьютор,воспитанники
|
Постер «Мои добрые дела на благо города» (с применением технологии «Постер»)
|
В течение проекта
|
Воспитатель, тьютор, дети, родители (законные представители).
|
Акция «Сдай батарейку-сохрани природу!»
|
В течение учебного года
|
III этап. Заключительный.
|
Квест-игра по экологии
|
Декабрь
|
Воспитатель, тьютор, дети, родители (законные представители).
|
Создание стенгазеты
|
Декабрь
|
Воспитатель, тьютор,воспитанники
|
Результат работы – продукт
- Кейс информационных материалов (памятки, буклеты, брошюры и т.д.).
- Кейс методических материалов (конспекты ООД: «Берегите Землю!», беседы, наблюдения и др.).
- Постер «Мои добрые дела на благо города!».
- Стенгазета «Сдай батарейку! Сохрани природу!».
- Выставка творческих работ совместной деятельности детей и родителей «Берегите Природу!».
- Презентация проекта.
Практическая значимость проекта:
- Возможность внедрения проекта «Сдай батарейку- сохрани природу!» вобщую систему реализации Программы воспитания и образования дошкольной образовательной организации.
- Представленные материалы могут использоваться педагогическимиработниками и родителями при организации воспитательных и образовательныхмероприятий, тематических бесед.
Результаты реализации проекта включают:
- увеличение активности родителей в мероприятиях;
- расширение ресурсов семьи в сопровождении детей;
- оптимизация детско-родительских отношений.
По результатам оценки эффективности взаимодействия участниковобразовательных отношений, можно сделать вывод о том, что 85% родителейявляются активными участниками мероприятий и дают высокую и выше среднегооценку.
Оценка эффективности реализации проекта
В результате реализации проекта дети и родители узнали о вреде выброшенных в мусор отработанных батареек, о способах их утилизации. Силами детей и родителей группы были собраны батарейки и утилизированы по всем правилам, не загрязняя окружающую среду. У детей и родителей изменилось отношение к утилизации отработанных батареек.
Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
В результате работы над проектом были проведены все запланированные мероприятия, реализованы поставленные задачи, достигнуты предполагаемые результаты, поэтому работа по проекту для нас является эффективной и значимой.
|