Экологический проект «Эколята- юные защитники природы»
Актуальность проекта:
В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего лишь часть природы. Взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач воспитания дошкольников.
Тип проекта: информационно — практико — ориентированный, групповой, экологической направленности.
Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники группы «Ручеек».
Продолжительность: среднесрочный:
Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со сказочными героями «Эколятами» -друзьями и защитниками природы
- формировать экологическую воспитанность у дошкольников
- уточнить и систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
Развивающие:
- развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы
- развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать
- способствовать развитию творческих способностей детей.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
Ожидаемые результаты:
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе;
- Формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Этапы реализации проекта
Этапы
|
Задачи
|
Содержание
|
Участники
|
Подготовительный этап
|
1. Определение целей, задач и методических приёмов, паспорта проекта.
2.Подбор методической и художественной литературы по теме;
3.Разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта.
|
Создать предметно- развивающую среду в группе: подбор материала для бесед, пальчиковой гимнастики и физкультминутки по теме, загадки, подвижных, дидактических игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта.
Изучение методической и справочной литературы по теме проекта;подобрать иллюстрации по теме.
Разработать конспект НОД и циклограмму совместной деятельности с детьми по теме.
|
Воспитатели, дети, родители
|
Основнойэтап
|
1. Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей .
2.Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки.
|
Познавательное развитие:
Беседы:НОД «Экологическая тропа по территории детского сада» «В гости Облачко пришло , о погоде спрашивало…..»
Наблюдение за птицами.
НОД «Сортируем мусор – бережем природу»
«Огород на окне»
Наблюдение за ростом и развитием растений.
Различные виды наблюдений за явлениями и событиями, происходящими в окружающей природной среде.Просмотр презентаций: «Эколята-защитники природы».Просмотр мультфильмов: Фиксики серия «Чему учит экология», «Мальчик и Земля».
Речевое развитие:
Рассматривание серии сюжетных картин. Словесно-дидактические игры: «Закончи предложение», «Придумай окончание сказки», «Что бывает зимой (летом, весной, осенью)?»,
«Я беру с собой в поход»,
«Приметы на картинках»,
«Прогноз погоды»,
«Летает – не летает»,
«Жители рек, жители морей» и т.д.
Беседы: «Кому полезны грибы»,
«Правила поведения в лесу»,
Чтение пословиц и поговорок по теме, отгадывание загадок.
Словесные игры: «Опиши словами гриб»,
«Осень в лесу»,
«Вспомни – назови»,
«Один – много»,
«Будь внимательным»
Стихотворение по теме. «БЕРЕГИ ПРИРОДУ!»
Чтение художественной литературы:
М.Пришвин «Золотой луг», В.Бианки о животных, птицах, рыбах, насекомых, Е. Ульева «Спасай планету», «Экологические сказки. Тима и Гриня спасают планету». В.Бианки рассказы. В.Степанов «Животные наших лесов». М. Скребцова «Могучая травинка»,Н. Сладков «Мухомор»,
М. Пришвин «Ребята и утята»,К. Чуковский «Айболит» и др.
Социально-коммуникативное развитие:
Загадки о рыбах, птицах, животных родного края;
Упражнение «Доброе животное»
Дидактические игры:
«Кто где живет?»,
«Угадай, чей след?»,
«Путешествие капельки»,
«Что где растет?»,
«Вершки и корешки»,
«Найди и назови пару»,
«Поймай птицу»,
«Рыбка, не рыбка»,
«Деревья и листья»,
«Жизненный цикл бабочки (рыбки, лягушки)»
Сюжетно – ролевые игры:
«Ветеринар»,)»
«Я - Эколёнок»
Художественно-эстетическое развитие:
Аппликация «Цветочная полянка»
Рисование «Природа нашего города»,
Лепка НОД «Слепи любимого Эколёнка»
Праздничное мероприятие «Посвящение в Эколят-дошколят, молодых защитников природы»;
Физическое развитие:
Физкультурные минутки «В огород пойдём, урожай соберём».
Подвижные игры: «Сторож и зайцы», «Зайцы и капуста», игры малой подвижности «Да и нет», «Фрукты и овощи».
«День чистого участка», Воробушки и автомобиль»,
Пальчиковые игры: «Еж», «Пчела», «Цветок»
«Взаимодействие с родителями»:
Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников», «Досуг на природе»; «Правила поведения на природе»; и др.
|
Воспитатели, дети
|
Заключительный этап
|
1. Обобщить знания детей по данной теме;
|
Оформление выставки :«Эколята – наши друзья»
|
Воспитатели, дети, родители
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
2. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. -
№ 4. - С. 38-43.
3. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6.
- С. 101-103.
4. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика. - 2006. - №3. - С. 23 - 27.
|