Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Голышева Светлана Владимировна Романова Маргарита Александровна | |||
17.01.2025 19:48 | |||
Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности
Введение. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.
Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. И кроме этого, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления; анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщения (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков. Методическая разработка «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности» преследует цель: становление ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, развитие его экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней. В ходе ее реализации решаются следующие задачи:
Анализ некоторых программ, изучение «Концепции содержания непрерывного образования» и учет методических рекомендаций разных авторов позволил разработать систему опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и составить тематическое планирование проведения наблюдений (приложение 1) в соответствии с изучаемой темой раздела программы «Ребенок познает мир природы». В планировании содержания нашли отражение ведущие теоретические идеи, которые были предложены Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, М.Д. Маханевой, О.А. Воронкевич и др., в содержании педагогической технологии «Добро пожаловать в экологию» и в методическом пособии «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»). Отбор в методическую разработку представлений о природе осуществлялся на основе ведущих идей естествознания и экологии: единства организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, ее целостности, единства человека и природы. Новизна методической разработки заключается в том, что изучение программного материала по разделу «Ребенок познает мир природы» сопровождается обязательным включением эксперимента который связан с изучаемой темой. Этот тип исследования предполагает самостоятельную деятельность детей, где дети имеют возможность наблюдать, сравнивать, обобщать, зарисовывать, делать выводы. Основная часть Познавательно-исследовательская деятельность – это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. В ряде образовательных программ делается акцент на развитие отдельных познавательных способностей детей, что уменьшает представления детей об окружающем мире, либо на изложении воспитателем систематизированных знаний и вопросах, направленных на закрепление этих знаний. Чем старше становится ребенок, тем больше исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам и явлениям, не входящим в его непосредственный опыт. Становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, которая развертывается как исследование вещей и явлений окружающего мира, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Таким образом, расширяется кругозор детей в освоении представлений о природном мире и элементарных географических представлениях; развивается любознательность, словесный анализ-рассуждение в процессе активных действий по установлению связей вещей и явлений; ребенок осваивает причинно-следственные, классификационные, пространственные и временные отношения и переходит от практических действий на уровень символических действий (символизирует связи и отношения между предметами и явлениями, схематизирует). Система опытов в работе с детьми по темам о живой и неживой природе и некоторых основах географических представлений, используемых на занятиях и в свободной деятельности детей, дает больше шансов развить способы упорядочения опытов, способствует пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению причинно-следственных связей. Методическая разработка основана на принципах:
- принцип региональности. Структура детского экспериментирования Целеполагание Выдвижение гипотез Подтвердилось Не подтвердилось Формулирование выводов Возникновение новой гипотезы Проблемная ситуация Реализация в действии Подтвердилось Формулирование выводов Методы и приемы, обеспечивающие активную позицию ребенка при проведении эксперимента: Для того, чтобы использовать активную позицию ребенка в опытно-экспериментальной деятельности рекомендуется использовать: решение проблемных ситуаций (в цветочном городе – загрязнение водоемов, …); постановку проблемных вопросов (как накормить целый город овощами?, …); поисковую деятельность (сбор и составление гербария…),; наблюдения (экскурсии, длительные опыты…); работу с моделями (придумывание собственных знаков-символов); систему игровых технологий (см. Приложение №3),; чтение детской природоведческой литературы, выполнение заданий из рабочих тетрадей «Добро пожаловать в экологию!». Совместная деятельность воспитателя и детей:
- экологические досуги и праздники. Самостоятельная деятельность детей:
- рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий. Практический и наглядный инструментарий для опытно-экспериментальной деятельности. Работу по экологическому воспитанию детей необходимо начинать с создания определенной материальной базы. Овладеть знаниями о системе общих и частных связей дошкольники могут только в том случае, если перед ними поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать. Такие условия могут быть созданы в уголке природы или в специализированном помещении. Содержание уголка для экспериментирования включает: более 15 видов комнатных растений (алоэ, бальзамин, кливия, пеларгония, хлорофитум, традесканция, фикус, фуксия и др) огород, где высаживаем семена укропа, петрушки, кресс-салата; выращиваем зеленый лук, траву для попугаев, помидоры и кочанный салат; аквариум с отдельными представителями растений (валлиснерия, роголистник,), улиток и рыб. Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные пособия, которые можно разделить на три группы: натуральные объекты живой и неживой природы; иллюстративные пособия; вспомогательные приборы и оборудование. В работе используется коллекции почв, полезных ископаемых (неживая природа), растения и животные, окружающих ребенка, и разнообразные гербарии, в том числе сделанные детьми с родителями и педагогами. Необходима большая база иллюстративных пособий (картины, фотографии, таблицы, иллюстрации по всем темам, а также картографические пособия) и демонстрационных пособий: муляжи грибов, овощей, фруктов, модели земного шара. Должно иметься и лабораторное оборудование для проведения опытов (штативы, спиртовки, колбы, пробирки и т.д.). В детской лаборатории необходим природный материал, бросовый материал, технический и медицинский, коллекция бумаги и тканей, а также игровое оборудование. Заключение В результате систематической работы по детскому экспериментированию можно ожидать значительное повышение уровня экологической воспитанности детей, проявление их собственной исследовательской активности и расширение их кругозора. Для отслеживания эффективности применения на практике методической разработки используется диагностический материал Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» и методики Л.Н. Прохоровой и В.С. Юркевич по определению показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью ( «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», методические рекомендации под общей ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004). Результаты педагогической диагностики позволяют определить уровень знаний детей по экологическому развитию и уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью. Эффективность отслеживается по пятиуровневой системе. Уровни сформированности экологических представлений и овладения детьми экспериментальной деятельности: Низкий уровень. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает более пяти ошибок или не справляется с заданием. Он удовлетворяется односложной информацией не проявляет интерес к экспериментальной деятельности. Уровень ниже среднего. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает 3-4 ошибки или не справляется с заданием. Частично проявляет интерес к экспериментальной деятельности, не анализирует, не делает выводы. Средний уровень. Ребенок частично проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 2-3 ошибки. Потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. Не проявляет интерес к самостоятельной деятельности. Уровень выше среднего. Ребенок проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 1-2 ошибки. Стремится проникнуть в причинно-следственные связи явлений, частично проявляет интерес к окружающему миру, рассуждает и аргументирует с помощью взрослого. Высокий уровень. Ребенок с интересом, правильно выполняет задания, проявляет инициативу и самостоятельность, мотивирует свои действия. Стремится проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру. Использование в работе с детьми опытно-экспериментальной деятельности позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные задачи: развитие толерантности, нравственные качества, чувство сопереживания и ответственности. Таким образом, по результатам диагностики наблюдаются изменения в уровне воспитанности детей, развитии познавательной активности и любознательности, расширении кругозора. Приложение 1 Календарный план проведения наблюдений Время года Месяц Наблюдения Осень Сентябрь «Коли ясно, то и осень прекрасна»
«Птицы — облака»
Октябрь
Ноябрь «Осенний репортаж: «Хозяйка Осень»» «Что увижу я вокруг?»
зима Декабрь «В декабре, в декабре»
Январь «Мороз Воевода дозором обходит владенья свои»
Февраль «Февраль — бокогрей»
весна Март «Весна шагает»
Апрель «К нам пожаловал апрель»
Список литературы
|