Проектная работа «Экологические игры» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Нигматуллина Наталья Геннадиевна | |||
30.12.2024 08:23 | |||
Проектная работа «Экологические игры» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка» Авторы: дети подготовительной группы "Фантазеры" МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» Руководитель: Нигматуллина Наталья Геннадиевна, инструктор по физической культуре, высшая категория, МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» Югорск, 2022 Введение: В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Поэтому полноценное, эффективное использование средств и методов развития экологической культуры у детей дошкольного возраста имеет большое значение. К таким методам можно отнести наблюдение, элементарные опыты, моделирование и игру. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания, проявляют эмоциональное отношение к миру. Все знания, умения приобретенные ребенком в игре он переносит в «личностный» план, ведь именно в игре проявляется поведение, истинное его существование.
Дети подготовительной группы «Фантазеры» являются экоактивистами в нашем детском саду. Ребята участвуют в различных акциях, как в саду, так и в городе, например, акции по раздельному сбору бытовых отходов «PRO100» и «Чистый город». Знают и могут рассказать все о правилах поведения на природе. Своими знаниями наши ребята решили поделиться с ребятами помладше, но чтобы это было интересно и познавательно, мы решили это сделать в форме подвижных игр. Цель данного проекта – создание подвижных игр по правилам поведения на природе для детей детского сада. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Методы и приемы необходимые для достижения цели. Метод — наглядный, словесный, практический, игровой. Прием — наглядно-зрительный, беседа, пояснение, наглядно-слуховой. Тип проекта: По количеству участников: подгрупповой По направленности: познавательно-оздоровительный, творческий. По контингенту: 6-7 лет. По продолжительности: краткосрочный. Основная часть. Выделение и постановка проблемы. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные подвижные игры. Мы с ребятами из группы «Фантазеры» очень много знаем о том, как беречь природу, и решили познакомить ребят помладше с правилами поведения в лесу, но возникла проблема — как можно это сделать в интересной и познавательной форме. Мы решили придумать подвижные игры по правилам поведения на природе и поиграть в них с ребятами помладше. Сбор материала. Копилка. Вначале мы с детьми стали собирать информацию о разнообразии подвижных игр. Инструктор по физической культуре рассказала нам о классификации подвижных игр, мы узнали, что игры бывают элементарные и сложные. К элементарным играм можно отнести игры сюжетные, бессюжетные, с предметами, игры-забавы, игры-аттракционы, хороводные. Сложные игры – это спортивные игры: хоккей, баскетбол, волейбол и т.д. Вспомнили правила поведения на природе. Дома у родителей спросили, в какие подвижные игры они играли в детстве, записали их и определили, к какому классу они относятся. Каждый принес свою игру и познакомил с ней других ребят. Вот в какие игры мы играли: «Совушка», «Перебежки», «Хвостики» с лентой, «Кто быстрее до флажка», «Гори, гори ясно» и др. Картотека. Весь собранный материал ребята занесли в морфотаблицу. По вертикали расположили отличительные признаки подвижной игры: действие, объект, количество, месторасположение, цель, ограничение, направление. По горизонтали – сами подвижные игры (объект). Всю полученную информацию проанализировали и сделали выводы: все подвижные игры имеют одинаковые признаки: местоположение игроков, количество игроков, действие, объект, цель игры. Модель. В результате проделанной работы получилась модель. Наша модель показывает алгоритм создания подвижной игры, где «О» — это объект, который используется в подвижной игре (мяч, флажок, кегля и т.д.), а «!» — это цель игры, которую надо достичь. Получение продукта проекта. Для того, чтобы создать подвижную игру по правилам поведения на природе нужно воспользоваться алгоритмом ее составления: объект + действие объекта + количество + месторасположение + цель. Представление проекта. Ребята группы «Фантазеры» пришли на занятие по физической культуре в старшую группу «Светофорик». Познакомили детей этой группы с правилами поведения на природе и рассказали, какие подвижные игры и как они их придумали, чтобы лучше запомнить эти правила. Затем дети все вместе играли в подвижные игры. Заключение В результате нашего проекта мы с ребятами узнали много нового о классификации подвижных игр. Применив различные методы: сбор информации из периодических изданий, интернет-порталов, беседа с родителями, проанализировали полученную информацию. В результате получили продукт в виде картотеки подвижных игр. Таким образом, дети закрепили знания о том, как создать подвижную игру. О результатах проведения проекта проинформировали родителей, эта информация очень заинтересовала родителей. И это очень важно, так как приобщение к экологической культуре посредством двигательной деятельности, приобщает к здоровому образу жизни в целом и невозможно без активной позиции семьи. Подвижные экологические игры являются формой экологического образования и воспитания экологической культуры. Проектная деятельность в данном направлении вызвала большой интерес у детей и их родителей. Зная алгоритм составления подвижной игры, ребята смогут составлять не только подвижные игры по правилам поведения на природе, но и на любую тему. Картотеку игр решили использовать и в дальнейшем, например, в перспективе создать на территории детского сада экологическую тропу со станциями, на которых можно поиграть в придуманные игры. Продукт проекта. П/И «МУРАВЕЙНИК». Муравейник – это дом! Муравей живет в нем. Муравьев не обижай: Домик их не разоряй! Оборудование: мягкие модули (треугольники) по количеству детей, обручи – 2шт. Ход игры. Дети строятся в две команды друг за другом, у каждого ребенка в руках модуль. Перед каждой командой на расстоянии 10-15м лежит обруч. По сигналу дети бегут к обручу и по очереди выкладывают из модулей «муравейник», чья команда быстрее, тот и победи П/И «НЕ ЛОМАЙТЕ ДЕТКИ ВЕТКИ!» Не ломайте, детки У деревьев ветки! Каждая веточка Для дерева деточка! Оборудование: гимнастические палки — по количеству детей, модуль для гимнастической палки – по количеству детей, лейка – 2шт. Ход игры. Дети строятся в две команды друг за другом, у каждого ребенка в руках гимнастическая палка. Перед каждой командой на расстоянии 10-15м лежит модуль. По сигналу дети бегут к модулю и по очереди вставляют в модуль палку ( «садят» дерево), последний игрок с лейкой в руках бежит до «леса» и поливает его. Чья команда быстрее, тот и победил. П/И «НЕ РАЗОРЯЙ ГНЕЗДА!» Птичьих гнезд не разоряй, И другим не позволяй! Ход игры. Выбирается ведущий. Дети, держась за руки, идут по кругу и произносят слова: «1,2, 3, 4. 5 будем мы в лесу гулять». После этих слов ребята разбегаются и бегают. После слов ведущего: «Птичьих гнезд не разоряй и другим не позволяй!» мальчики встают парами, изображая гнездо, а девочки встают в середину пары и изображают птенца, затем дети меняются ролями. П/И «СОБЕРИ МУСОР». Ты хотя еще ребенок, Но ведь ты не поросенок, На поляне не сори, За собой все убери! Оборудование: мусорные мешки – 2шт, кегли — на подгруппу, листы бумаги – на подгруппу. Ход игры. Дети строятся в две команды друг за другом, у одного ребенка в руках мусорный мешок, он стоит возле своей команды. Перед каждой командой на расстоянии 10-15м разбросаны кегли и смятые листки бумаги. По сигналу дети бегут к «мусору» по очереди, берут или кеглю (пластик) или лист бумаги и несут в мешок своей команде. Чья команда быстрее, тот и победил. П/И «МУХОМОР». Не топчи грибы ногами, Пусть их много перед вами. Гриб съедобный забирай, Несъедобный – оставляй! Оборудование: корзины – 2шт, кегли красные, зеленые, оранжевые (грибы съедобные) — на подгруппу, кегли синие (грибы несъедобные) – на подгруппу (можно грибы из ткани). Ход игры. Дети строятся в две команды друг за другом. Перед каждой командой на расстоянии 10-15м разбросаны кегли (или грибы из ткани). По сигналу дети бегут к «полянке» на которой растут «грибы» (кегли) по очереди, берут только «грибы съедобные» (кегли красные, оранжевые, зеленые) и несут в корзину своей команде. Чья команда быстрее и правильно соберет «грибы» та и победила. П/И «НЕ РАЗЖИГАЙ КОСТРЫ!» Огонь в лесу не разводи, Лес от пожара береги, А коль развел, учти: Перед уходом затуши! Оборудование: гимнастические палки — на подгруппу детей, пластиковая бутылка – 2шт, мешочки с песком – 4шт, обруч – 2шт. Ход игры. Дети строятся в две команды друг за другом, у каждого ребенка в руках гимнастическая палка, бутылка, мешочек с песком. Перед каждой командой на расстоянии 10-15м лежит обруч. По сигналу дети бегут к обручу и по очереди выкладывают «костер» из гимнастических палок, последние игроки с бутылкой и мешочком в руках бегут до «костра» и тушат его. Чья команда быстрее, тот и победил. П/И «ГРОМКО МУЗЫКУ НЕ ВКЛЮЧАЙ!» Не шумите в лесу, ребята, Лесным жителям это неприятно! Соблюдайте тишину, Шум не нужен никому Оборудование: магнитофон. Ход игры. Под музыку дети двигаются по залу или поляне. Музыка стоп – ребята изображают деревья, птиц, бабочек и любых жителей леса. Библиографический список.
Интернет ресурс. 1. Образовательная социальная сеть nsportal. ru
|