Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Азбука экологических прогулок»
Занятия по Экологии
Автор: Бархатова Елена Анатольевна   
31.12.2022 12:01

«Азбука экологических прогулок»«Азбука экологических прогулок»

Бархатова Елена Анатольевна воспитатель I квалификационной категории МАДОУ детского сада № 76 г. Ангарск

К. Д Ушинский говорил: «Логика природы — есть самая доступная для детей логика».

Чтобы любить и оберегать природу по — настоящему, надо её знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. ПАРАДОКС! Мы должны спасать природу от самих себя.

Работая в детском саду больше 40 лет, я обратила внимание на то, что первое знакомство детей с природой происходит через организацию прогулок.

УРА, ПРОГУЛКА!

Подобные детские возгласы мы слышим ежедневно, что не удивительно, ведь детям в радость вдоволь побегать, попрыгать и поиграть. Прогулка, это каждый раз открытие, это свободное детское время, общение с миром, друг с другом. На улице ребенок становится больше похож на самого себя. Прогулка, это праздность, вольная болтовня. Не бывает так, что на улице не было ничего интересного, особенного. Живая природа все время меняется, становится другой, даже если это ни лес, ни море, ни горы. А для ребенка любое дерево, цветок, птичка — ПРИРОДА. Нужно только суметь обратить его внимание на то, что мы взрослые обычно не замечаем. Чтобы человек научился мыслить, у него должен возникнуть вопрос, он должен чему-то удивиться.

Однако все мы знаем, что у каждой прогулки есть свои цели и задачи, решение которых не может ограничиться только выходом на улицу из помещения. Кроме того — организация прогулок разных видов предполагает соответствующую подготовку и соблюдение нормативных требований.

 

Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию, тематики и организации.

И всё — таки. Как показывает практика, прогулки проводятся однообразно, для этого есть причины и объяснения:

  • ограниченное пространство участка
  • стационарное оборудование, которое редко обновляется
  • однообразный игровой материал
  • использование в основном традиционных форм организации
  • невозможность выйти за территорию участка (парк, лес, водоёмы, поляны)

В своей работе практикую разные формы организации прогулок. Перед тем как организовать интересную прогулку, провожу обязательно предшествующую работу в форме:

Экологических выставок — ознакомление с природными явлениями недоступными для наблюдения, например: «Родные просторы» — у нас подобрана фотовыставка о Байкале, Иркутске, Ангарске; «Лес – наш друг» — материал об обитателях и растениях Прибайкалья.

Коллекционирование – еще один способ привлечь детей к окружающему миру. Но оно не должно наносить вреда природе. Можно собирать различные минералы, красивые камни, цветы, листья, породы, открытки о природе и т.д.

Экологические музеи – это настоящая школа природы. Здесь уместны гербарии. Редкие и исчезающие виды растений и животных, создание «Красной книги Сибири»; минералы, горные породы; вода, её использование и охрана; зеленая аптека; таинственный мир насекомых и т.д.

Но не один музей мира не заменит общение с природой, а здесь большое значение имеют экологические наблюдения. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: название – допустим это подорожник — интересные сведения, связанные с названием, легенды, мифы, сказки, классификация, внешний вид, назначение, условия роста и развития, среда обитания, способы размножения, растение как пища, значение в жизни человека, как человек помогает растению.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности. Закрепление норм поведения в природе, формирование разумного отношения к ней, сохранения, использование природоохранных знаков. Опыты и эксперименты с водой и воздухом, песком глиной, растениями и т.д.

Большая работа в воспитании экологического сознания детей дошкольного возраста показали следующие формы тематических прогулок:

«Страна насекомых» — и действительно это самая настоящая страна, самый многочисленный вид обитателей нашей планеты. Каких только насекомых нет на свете – ползающее, прыгающее, летающее, плавающее население — живущее везде. Нужно только повнимательнее присмотреться и увидеть.

«Цветочный город». Цветы — это красота! Наблюдать за ними одно удовольствие. Особенно если их посадили и вырастили сами дети. Сколько их неприметных и ярких, луговых и садовых. Что, можно сделать на территории детского сада, участка? Создать цветник, сделать небольшую альпийскую горку, украсить территорию, посадив растения, которые цветут с ранней весны до поздней осени, использовать их в дидактических целях.

«Аптекарский огород» — издавна люди заметили, как больные животные ищут траву, съев которую выздоравливают, и тогда человек тоже стал искать помощи у разных растений. Лекарство оказывается можно покупать не только в аптеке, его можно найти везде: на лугу, в лесу, на поляне. Это и цветы, и трава, и почки, и листья, и ягоды.

«Метеоплощадка» — получить информацию о погоде на ближайшее время без труда может каждый. Достаточно включить телевизор или посмотреть в своем мобильном телефоне. Возникает вопрос: зачем нужна метеостанция на территории детского сада? Чтобы изучать состояние погоды и наблюдать за её природными явлениями, а ещё уметь предсказывать её изменения в ближайшее время. Для этого не обязательно обращаться к профессиональным синоптикам. Это все можно сделать самостоятельно!

А заодно позволяет детям не только весело проводить своё время на прогулке, но и расширить кругозор, учиться быть внимательным, анализировать происходящие процессы и делать соответствующие выводы.

Основным направлением является научная деятельность, а именно обоснование наблюдаемых природных явлений с точки зрения элементарных физических понятий. Результаты измерений происходят с помощью приборов входящих в состав метеостанции (осадкомер, термометр, флюгер, барометр), а также рамок по определению типа облаков, силы ветра др.

«Зеленый патруль» — старшие дошкольники могут обходить территорию, отмечать объекты, нуждающиеся в охране; знакомить малышей с правилами поведения в природе — не вытаптывать газоны, значит защищать почву от уплотнений; знакомить с причинами возникновения пожаров; определять есть ли редкие и охраняемые растения; защищать птиц «друзей леса» и т. д.

«Хозяюшкин огород», «Огород, огород – все на нём всегда растет» — для чего нужен огород в детском саду? Это посильный труд детей на грядках — посадка, поливка, прополка, сбор урожая; возможность видеть результаты своей работы. Пусть это будет даже одна небольшая грядка. Что сажать на огороде? Интересные, неприхотливые растения, это ваш выбор – главное результат. Как итог — «Праздник урожая»!

«Развлекательные прогулки» (с персонажем) могут быть многообразными, способствуют проявлению положительных эмоций, поднимают настроение, так как в их основе лежит определённая идея, успех зависит от тематической направленности и смысловой насыщенности. Главная цель — эмоциональная и психологическая разгрузка, создание позитивного фона, двигательная активность.

«Прогулка -событие» — посвящённые определенной теме, с которой связаны все виды деятельности. Такие прогулки обогащают знания, поддерживают и развивают интерес. Можно выбрать темы: «С Днем рождения земля» — 22 апреля, «Ой, бежит ручьём вода» — 22 марта, «Ёлочка – живая иголочка» — перед новым годом.

Прогулки — трудовые акции. Помогают воспитывать положительные отношения к трудовым обязанностям, приобщают к труду. Они ограничены по месту и времени проведения, специально организованны в соответствии с сезонными и погодными условиями. Темы: «Добрая зима» «Помощь младшим — под силу старшим».

Спортивные прогулки. Направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизация двигательной активности детей. В подобных прогулках используются разные виды детской деятельности, объединяются спортивной тематикой. Воспитывают интерес к спорту, здоровому образу жизни. Примерные темы: «День сокровищ», «Зимние лабиринты».

«Прогулки выходного дня». Не секрет, что все — и дети, и взрослые любят гулять на свежем воздухе. Дать советы и рекомендации, как провести с ребенком выходные дни. Пусть поделятся своим опытом. Сделать фотовыставку «Моя Сибирь», конкурс рисунков «Выходной, выходной – папа с мамой со мной»

Дети воспринимают природу, как нечто живое, а экологические прогулки обеспечивают общение с природой в разные сезоны. Если дети обсуждают увиденное, рассказывают о нём, сохраняют принесённые дары природы, значит прогулка была удачной!

Немаловажное условие – это соблюдение правил безопасности при организации всех видов прогулок.

Приятных, полезных, увлекательных, оздоровительных, безопасных вам прогулок!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год