Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников
Занятия по Экологии
Автор: Балеева Елена Александровна   
21.12.2022 20:09

Роль проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольниковРоль проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников

Балеева Елена Александровна, воспитатель МБОУ «Нахабинская гимназия №4» городского округа Красногорск МО

Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы.

Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное отношение к природе и окружающему миру, а также формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.

 

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая и исследовательская деятельность в природных условиях. В этом возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира. Экологическое воспитание начинается именно со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Интерес к природе пробуждает у детей желание наблюдать, трудиться, играть, проявлять художественное творчество. При этом формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве, оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Экологические знания становятся основой экологического воспитания.

Воспитатели и родители – главные помощники в ознакомлении и общении малышей с этим миром!

В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда.

В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать окружающий его мир, умел устанавливать взаимосвязи и что самое главное, мог применить полученные знания в своей практической деятельности. Проектный метод объединил в себе все методы ознакомления с природой: и наглядный, и словесный, и практический.

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. В процессе детского исследования происходит получение ребенком конкретных познавательных навыков: обучение наблюдению, рассуждению, планированию работы, прогнозированию результатов, сравнению, анализу, обобщению, развитию познавательных способностей. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Проект – это тоже игра, но её результаты значимы и для детей, и для взрослых. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Задачи проектной деятельности, которые ставятся перед детьми при изучении природы родного края:

  • формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы;
  • освоение ближайшего окружения;
  • расширение и систематизация элементарных географических и экологических представлений;
  • формирование навыков постановки элементарных опытов;
  • формирование умения делать выводы на основе полученных результатов;
  • развитие эстетических ценностей природы;
  • умение выражать в творчестве полученные впечатления;
  • развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.

Проект включает три основных этапа:

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор оборудования и материалов;

2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й – заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Предполагаемые результаты проектной деятельности дошкольников в ознакомлении с природой родного края:

  • проявление ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы;
  • бережное отношение к природе;
  • стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;
  • овладение навыками экологически безопасного поведения в природе;
  • ознакомление с запрещающими и разрешающими экологическими знаками;
  • формирование стремления к исследованию объектов природы;
  • овладение навыками по обобщению полученных данных, установлению причинно-следственных связей;
  • овладение навыками по правильному уходу за растениями в уголке природы;
  • опыт в проведении наблюдения за объектами живой и неживой природы;
  • навыки в осуществлении простейших и сложных опытов, исследований объектов природы.

К экологическому проекту всегда привлекаются родители, так как экологическое просвещение родителей дает большой положительный эффект в экологическом воспитании детей.

Объектом изучения посредством проектно-исследовательской деятельности можно выбрать, например, березу. Это дерево является еще и символом России, поэтому реализация данного проекта имеет нравственно – патриотическое значение, так как обеспечивает возможность познакомиться с ролью берёзы в культуре России, в традициях и обычаях русского народа. Проект можно назвать «Белая береза – милая подруга». В процессе реализации проекта дошкольники знакомятся с жизнедеятельностью березы в природе, ее целебными свойствами; у детей формируется понимание, насколько ценно дерево берёза и почему необходимо бережно к нему относиться. По итогам работы отмечается повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей, развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям, развитие исследовательской, практической деятельности. Реализация проекта формирует у дошкольников умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобретают опыт поисково-исследовательской деятельности, в процессе которой у них повышаются личностные качества – такие, как коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание; проект способствует развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. В процессе работы над проектом дети рассматривают кору березы, отмечают ее роль как лекарственного сырья; изучают полезное действие почек и листьев на здоровье человека. На основании исследования приходят к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к березе, потому что она красива и целебна.

Таким образом, экологическое воспитание детей должно рассматриваться, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год