Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формы, методы, средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Занятия по Экологии
Автор: Рогачева Вера Александровна   
03.12.2022 08:50

Формы, методы, средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.Формы, методы, средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень.

  • Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи, требующие новых подходов в использовании средств, методов и форм воспитания, сочетание традиционных и инновационных технологий.

Реализация задач по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста возможна через использование всего спектра форм, методов, средств работы с детьми.

 

Скачать конспект

На основе ведущих дидактических принципов, анализа интересов и склонностей дошкольников разработаны различные формы экологического воспитания. Форма воспитания – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса.

Их можно классифицировать на: а) коллективные б) групповые, в) индивидуальные.

К коллективным формам экологического воспитания можно отнести экологические праздники, фестивали конференции и другие формы.

К групповым — кинолектории; экскурсии, походы.

Индивидуальные формы с детьми предполагают наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, рисование, лепку.

К формам экологического воспитания относятся:

  1. Занятия: обобщающие, комплексные, первично-ознакомительные;
  2. Походы и экскурсии.
  3. Экологические праздники и досуги.
  4. Экологические кружки.
  5. Экологические конкурсы.
  6. Экологические акции.
  7. Экологические тренинги.
  8. Неделя экологического творчества.
  9. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.
  10. Труд в цветнике, в уголке природы.
  11. Элементарная поисковая, опытно-экспериментальная деятельность. Рассмотрим некоторые формы экологического воспитания.

Занятие, как основная форма организации детей, проводятся в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На них воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но и уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.

Занятия строятся так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Главное в занятии — это усвоение всеми детьми программного материала.

Выделяют несколько видов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.

Занятия первично-ознакомительного вида, на которых ребёнок знакомится с животными, растениями, условиями их жизни. На таких занятиях со старшими дошкольниками можно рассматривать картины, которые помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме.

На занятиях углубленно-познавательного вида, воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе.

Занятия обобщающего вида. систематизируют знания детей о животных, растениях. развивается интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивается речь и абстрактное мышление

На занятиях комплексного вида решаются разные задачи развития детей,

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение-это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические.

Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Экскурсии имеют определенное программное содержание, они повышают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств.

Экологические праздники и досуги, акции. способны вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому их следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок. Элементарная поисковая деятельность детей предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе, на что указывают целевые ориентиры ФГОС ДО.

Наряду с формами используются разнообразные методы экологического воспитания.

Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения и воспитания.

  1. Наглядные: наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ.
  2. Словесные: беседа, рассказ, чтение художественной литературы. объяснение, указание, педагогическая оценка.
  3. Практические: элементарные опыты, моделирование, упражнения.

Собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование).

4. Игровые: дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки.

Одним из важнейших методов в экологическом воспитании является наблюдение. Наблюдение, как метод познания природы находит своё признание с давних времён. Ещё в 17 веке по достоинству оценил наблюдение великий чешский педагог Я.А. Каменский: «…источником знаний о природе являются наблюдения…».

В современной психолого-педагогической науке наблюдение предлагается рассматривать с разных позиций. Выделено ряд требований к организации и проведению наблюдений. Содержание наблюдений должно быть систематизировано, доступно, усложняться и углубляться, не теряя при этом целостности.

Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений.: Наглядный иллюстративный материал должен отображать реалистичность изображаемых предметов и явлений.

Игра, являясь ведущей деятельностью для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни.

По особенностям содержания и правил среди игр экологического содержания можно выделить следующие: сюжетно-ролевые, ИОС, дидактические игры, интеллектуально-творческие, деловые, предметные, дидактические игры.

Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем.

Моделирование. Модель – это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами. Доступность деятельности моделирования для ребенка дошкольного возраста доказана в исследованиях Л.А. Венгера, А.В. Запорожца.

Рассказ, беседа как методы экологического воспитания. Применяются на занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми как методы ознакомления детей с природой используются воспитателем с разными дидактическими целями.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт.

Метод проектов является одним из перспективных методов. Ряд авторов рассматривают проектную деятельность, как один из вариантов по развитию качеств личности дошкольника. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Труд в природе, являясь средством экологического воспитания старших дошкольников, даёт возможность применить на практике свои знания, наглядно убедиться о существовании в природе различных взаимосвязей. Педагог должен подходить к организации трудовой деятельности ребенка с позиции вариативности

Экологические сказки, художественно-речевая, продуктивная деятельность как средство экологического воспитания. Учат ребёнка видеть контрасты природы, сопереживать и размышлять, играют так же положительную роль в экологическом воспитании, способствует формированию у детей осознанно правильного отношения к природе, привлекает их к природоохранной деятельности.

Применяя разнообразные формы, методы, используя различные средства необходимо учитывать тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности. Педагог должен хорошо знать и чувствовать каждого ребенка. Соблюдать принципы отбора методов, форм, средств по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, педагог, владея, знаниями о формах, методах, средствах экологического воспитания способствует формированию экологического мышления, экологического сознания, экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы.

  1. Комратова Н.Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. 2007. № 2. С.32-40.
  2. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. М.: Асар, 1996. 128 с.
  4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания. М.: Академия, 2002. 336 с.

htt//doshkolniki. org›ekologiya/331…obrazovaniya-detej

!

Экологическая сказка «Не бойся, мы с тобой!»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год