Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»
Занятия по Экологии
Автор: Черкасова Галина Николаевна   
01.12.2022 19:41

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛОДАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Подготовила воспитатель Черкасова Г.Н. п. Володарского 2022 год

Цель: распространение собственного педагогического опыта по опытно-экспериментальной деятельности; создание условий для осмысления педагогами роли детского экспериментирования в Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста.

Практическая значимость: данное выступление может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а неработающие, поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.

 

Ожидаемый результат: повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.

Наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста является экспериментирование.

Почему я решила уделить особое внимание опытно-экспериментальной деятельности дошкольников?

Русский естествоиспытатель Климент Аркадьевич Тимирязев сказал: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

В ходе опытной деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. Поэтому, я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников».

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Работу по данному направлению я начала в 2019-2020 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста. Мною была реализована дополнительная образовательная программа «Хочу всё знать!» по опытно-экспериментальной деятельности.

Данная программа разработана на основе методического пособия Галины Павловны Тугушевой и Анджелы Ефимовны Чистяковой «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Цель данной программы — способствовать развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Основные задачи:

  1. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами).
  2. Развивать познавательные и речевые умения:
  • по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), использовать способы обследования предметов на разные органы чувств (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур)
  • замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.

3. Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам.

4. Развивать самостоятельность, познавательную инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребёнка, избирательность детских интересов.

5. Формировать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

6. Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нём.

7. Взаимодействовать с родителями воспитанников, направляя их на формирование партнёрства и сотрудничества в процессе воспитания активного, любознательного ребёнка.

Первый этап (организационный) моей работы – открытие в ДОУ «Детской лаборатории», оснащение необходимым оборудованием и материалами.

Открытие лаборатория даёт возможность:

  • работать с детьми малыми группами (по 10-12 человек) по интересам;
  • использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
  • не ограничивать ребёнка в деятельности из гигиенических соображений ( «испачкаешься», «прольёшь»).

Оборудование и материалы для исследовательской деятельности:

  1. Природный материал: камешки разных цветов и формы, минералы, уголь, глина, земля разная по составу, песок крупный и мелкий (разный по цвету), ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листьев, веточки, семена фруктов и овощей, птичьи перья, мох.
  2. Приборы-помощники: увеличительные стекла, микроскоп, компас, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут), разнообразные магниты, чашечные весы, набор гирь, мерные ложки, мерные кружки, разные счёты, условные мерки.
  3. Технические материалы: металлические предметы, гайки, винты, болты, гвозди, скрепки.
  4. Бросовый материал: кусочки поролона, меха, кожи; пробки, лоскутки ткани, проволока; предметы деревянные, пластмассовые, металлические.
  5. Разные виды бумаги: картон, обычная альбомная и тетрадная, калька, копировальная, наждачная, вощеная, и др.
  6. Красители: пищевые, ягодный сироп, гуашь, акварельные краски и другие безопасные красители.
  7. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, палочки деревянные, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, вата, мерные ложечки, резиновые груши разного объема.
  8. Прочие материалы: прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и объёма (стеклянные банки, пластиковые бутылки, стаканы, кружки и ложки из разных материалов, ковшики, ведёрки); воронки, зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, какао, стиральный порошок, жидкое мыло, цветные и прозрачные стёкла, формочки, поддоны, плоское блюдо, стеки, ученические линейки, сито, тазики, зажигалка, нитки, пуговицы разные, булавки, соломинки для коктейля.
  9. Игровое оборудование: игры на магнитной основе ( «Рыбалка» и пр.), водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.
  10. Дополнительные материалы: контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов; коллекции, гербарий; клеенчатые нарукавники; полотенца; аудиозаписи; фотоматериалы; тематические альбомы.

Для организации исследовательской деятельности я создала необходимые условия:

  • изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике
  • составила тематический план работы с детьми по экспериментальной деятельности
  • организовала предметно-пространственную среду для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности
  • составила картотеку опытов и экспериментов
  • разработала методические пособия по детскому экспериментированию
  • подобрала дидактический материал.

Планирование воспитательно-образовательного процесса определяет его последовательность. Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми.

Мой тематический план составлен для детей старшего дошкольного возраста с учётом интеграции образовательных областей. При разработке и составлении тематического плана мной учитывались возрастные особенности детей, программные требования и самое главное – интересы детей.

Второй этап (практический) – проведение с детьми занятий специального научного характера по развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. Целью этих занятий является введение ребёнка в исследовательскую деятельность.

Работа в «Детской лаборатории» начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с её хозяином – дедушкой Знаем, с оборудованием, материалами, их назначением и правилами поведения.

Дед Знай отвечает на детские вопросы, показывает им опыты, даёт задания, следит за оборудованием и материалами лаборатории, а также требует соблюдения детьми правил безопасного поведения.

Кроме дедушки Зная к детям в лабораторию «заходят» его внук Почемучка, Незнайка, Капелька, Учёный кот, «залетают» галчонок Любознайка, Мудрая сова, «приплывает» Золотая рыбка.

На протяжении всего учебного года я — не просто воспитатель, а заведующий лабораторией, а дети — мои коллеги, исследователи и экспериментаторы.

Ребёнок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.

Дети дошкольного возраста любят, когда их слушают, когда к ним обращаются с просьбой, за советом, поэтому стараются как можно чаще отвечать на вопросы того или иного игрового персонажа, а чтобы ответить на вопрос, нужно много знать. Тем самым дети стремятся к познанию через экспериментирование с предметами, пытаются сами найти ответы на возникшие вопросы посредством познавательной литературы, задают вопросы взрослым, проводят опыты-эксперименты.

В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях.

В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов:

  • постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • проверка гипотез (нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей);
  • подведение итогов, вывод;
  • фиксация результатов;
  • вопросы детей.

Во время работы не требую от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Я постоянно стимулирую детское любопытство, нахожусь в готовности ответить на вопросы детей, не сообщаю знания в готовом виде, а помогаю в ответе на вопрос ребёнка получить его самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесён вред – ни объекту наблюдений, ни ребёнку). В процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

После эксперимента дети должны помогают мне привести в порядок рабочие места – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Организуя экспериментальную деятельность детей, я придерживаюсь определённых правил:

  • Критика — враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей.
  • Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  • Воспитывать веру ребёнка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  • Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  • Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  • Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, я не забываю о том, что главным является не приобретение ребёнком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Я не стремлюсь к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребёнка терминов. Гораздо важнее воспитать у детей познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью я проводила консультации на темы:

  • «Экспериментирование дома».
  • «Экспериментирование и наблюдение во время прогулки».
  • Памятки для родителей: «Как проводить исследования с детьми?»; «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

В нашем дошкольном учреждении функционирует официальный сайт (https: //lenschvolodarka. edumsko. ru/portal) в сети Интернет, а также мой персональный сайт (https://vospitatelyagodka-lendou14-yagodka. edumsko. ru/folders/category/2193235? page=2), который предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни учреждения, проводимых мероприятиях, новостях, получать различные консультации.

Третий этап (итоговый) – подведение итогов.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу о том, что в процессе работы с детьми по экспериментальной деятельности отмечается положительная динамика развития:

  • У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться навыки экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.
  • Дети самостоятельно стали подбирать оборудование для экспериментов, усвоили элементарные правила проведения опытов.
  • При проведении экспериментов дети стали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.
  • Появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них ещё не всегда получается. Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.
  • У детей повысился уровень экологической культуры: дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям её по охране; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
  • Усвоение материала стало более прочным, ведь ребёнок слышит, видит и делает сам.
  • Повысилась образовательная компетентность родителей в познавательно-исследовательской работе с дошкольниками.

Я убеждена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах — являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

В завершении выступления хотелось бы процитировать известного педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратится к тому, что он узнал». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год