Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Непосредственно-образовательная деятельность по экологии «Знакомство с подземным царством» старшая группа.
Занятия по Экологии
Автор: Кухарева Наталья Александровна   
26.03.2017 13:20

Непосредственно-образовательная деятельность по экологии «Знакомство с подземным царством» старшая группа.Непосредственно-образовательная деятельность по экологии «Знакомство с подземным царством» старшая группа.

Воспитатель: Кухарева. Н. А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 "Земский"

Программное содержание:

  • Дать представление о черноземной почве как о компоненте природы и круговороте веществ.
  • Показать структуру и органический состав черноземной почвы.
  • Показать взаимосвязь почвы и растений.
  • Познакомить с представителями почвенной фауны на примере дождевого червя.
  • Приобщать детей к действенному отношению к природе (выращиванию комнатных растений из черенков).
  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Методические приемы:

  • Игровая обучающая ситуация (ИОС)
  • Наблюдение эксперимент
  • Использование живых объектов

Оборудование:

Срез земли, дождевой червяк в банке, комочек земли для рассматривания, лист бумаги, салфетка, ящик с землей, аквариум, черенки, стаканы для воды, стакан с дырочкой для земли, совок, палочка с меткой, клеенка.

 

Ход занятия.

В «уголке природы» лежит мешочек с землей и письмо от Подземного Царя. Воспитатель с детьми находят и читают: «Дорогие дети! Посылаю вам очень ценный подарок — мешочек земли из своего Подземного Царства И вы подарите ее комнатным растениям. Почему земля волшебная? Потому, что это не просто земля — это почва. Она кормит и поит растения. Это целое Подземное Царство, которое вы не видите.

Хотите с ним познакомиться? Позовите меня громко три раза: «Подземный Царь» -и я приду к вам».

(Дети зовут). Подземный Царь, (закрывает глаза рукой от яркого света)

Ох, как тут у вас светло. Никак не могу привыкнуть к солнцу, потому что у меня под землёй так хорошо — темно,

прохладно.

Ну, рассказывайте, для чего меня вызвали? (Хотите узнать о моём Подземном Царстве?) (Кто живёт в моём Царстве?) (Почему я люблю своё Царство?)

Подземный Царь. Не зря я к вам пришёл. Теперь вы будете о моём Царстве больше знать. А то многие ходят по крыше моего подземного дома — почве, и даже не задумываются о том, что её надо беречь.

Почва — это верхний слой земли. Почвы бывают разные: глинистые, песчаные, чернозёмные.

В Белгородской области преобладает чернозёмная почва или чёрная земля.

  1. Потрогайте почву. Она мягкая или твёрдая? Сухая или влажная? Плотная или рыхлая?
  2. Раскрошите почву. Посмотрите, что в ней есть? (корешки, камешки, червячки) комочки.
  3. Возьмите волшебные стёкла — лупы. Рассмотрите через них чёрную землю. Что увидели? В этой почве есть остатки перегнивших корней, листьев, стеблей — это перегной, он придаёт почве тёмный цвет, чёрный — чернозём. Это самая плодородная почва, потому что в неё много питательных веществ, она даёт богатые урожаи.
  4. Возьмите комочек и нарисуйте им что-нибудь на листе бумаг (червячка, палочку, веточку).

Какого цвета рисунки у вас получились? Какого цвета стали у вас руки? (чёрные) Вытирайте руки влажной салфеткой и подходите ко мне.

В моём Царстве красок не много — чёрные, коричневые оттенки. Посмотрите. Какие цвета вы тут видите?

Моя почва похожа на слоёный пирог. Самая верхняя полоса — самая тёмная, в ней больше всего «еды» для растений: много всяких корешков, жучков, личинок.

Чем глубже будем опускаться в моё Царство, тем меньше «еды» для растений, меньше корешков и почвенных жителей.

Подземный Царь. А теперь давайте подойдём к окну и посмотрим. Как называются деревья у вашего окна? Как они стали такими большими, как ваги детский сад? Что нужно деревьям, чтобы расти? (Питание) Откуда дерево берёт себе питание? (Из земли) Чем больше в земле питания для растений, тем быстрее и лучше оно растет. Как вы думаете, откуда берётся «еда» в почве. Садитесь на коврик, я расскажу. Природа — волшебница. В ней так всё устроено, что ничего не пропадает. Кто из вас видел, как осенью с деревьев опадают листья? А куда они потом исчезают? С дорожек нужно убрать листья.

Люди делают неправильно, сжигая листья. Сжигая листья в скверах, садах и парках, они лишают растение питания. Костры губительно действуют на почву. Дым отравляет воздух, людям тяжело дышать. Запомните, нельзя сжигать листья!

В лесу листья никто не сжигает и не убирает, но их и следа нет. Там где были листья — растёт трава. Куда же они исчезают? (предположения детей). Дело в том, что листья, ветки, даже пни превращаются в почву. Сначала почва поит и кормит растения, а потом они ее. И почва становится богатой. А растения потом опять у почвы питание берут. Подземный Царь. Вы слышите, меня кто-то зовёт? (Находит банку с дождевым червём). Вот кто меня звал.

Это дождевой червяк. Он живёт в моём Подземном Царстве. Дождевой червяк говорит, что рад с вами познакомиться. Он надеется, что среди вас нет таких, которые давят его родственников, когда те выбираются на поверхность земли во время дождя. Л еще он просит узнать, знаете ли вы, что он делает в земле? (Рыхлит, превращает листья в почву). Он пришёл к вам, чтобы показать, как он это делает. Видите, в банке, внизу земля, песок, листики. Дождевой червь останется у вас, и будет трудиться, а вы наблюдайте, что произойдёт с землёй и песком. И напишите мне письмо. А потом, отпустите червяка в моё Подземное Царство, он сам ко мне дорогу найдёт. Обещаете?

Я посылал вам в подарок волшебную землю, чтобы вы подарили её комнатным растениям. Как вы это сделаете? Я предлагаю вам в землю посадить черенок и вырастить новое растение. Я вас научу.

-Вот черенки, из которых мы будем выращивать растение. Я возьму себе один и опущу его в стакан с водой, чтобы корешки не пересохли, пока будем готовить почву.

-Это стакан, в который вы посадите черенок. Посмотрите, у ваших стаканов есть дырочка? Как вы думаете, зачем?

-Какое питание насыплем в стакан?

-Чем будем насыпать? Смотрите внимательно. Вот я насыпаю совком землю до краёв, прижму пальчиками, для того, чтобы было удобно поливать, и вода не выливалась через края. -Палочка с меткой поможет сделать лунку, чтобы опустить в неё черенок. Опускаю палочку в землю до метки. Лунка готова. -Беру черенок и осторожно, чтобы не сломать корешки, опускаю в лунку. Пальчиком прижимаю землю к стеблю.

-Мой черенок посажен. Теперь вы берите стаканчики с водой и идите выбирать черенки. Приступайте к работе. Подземный Царь. Растение посажено, но оно ещё не может брать влагу из земли. Надо, чтобы корешки укрепились в земле. А листья испаряют влагу. Чтобы влаги испарялось меньше, мы поставим стаканчики в старый аквариум. Там будет влажный воздух и будем поливать.

Устал я, глаза от света болят. Нельзя мне долго в вашем Надземном Царстве находиться. Пойду-ка я к себе, за порядком следить, червей дождевых считать и охранять. Если буду нужен — зовите. Вы знаете, как меня позвать.

А теперь вам мой царский подарок!

Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый,
Вся на солнышке она.
А в рубашке зелена.

Выросла редиска в Подземном Царстве, питалась в земле, а теперь вы будете питаться редиской и расти здоровыми, крепкими, сильными.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 9 (325) выйдет
18 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год
Скачать Номер 45 (314) за 2023 год
Скачать Номер 44 (313) за 2023 год
Скачать Номер 43 (312) за 2023 год
Скачать Номер 42 (311) за 2023 год