Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
Занятия по Экологии
Автор: Карпова Галина Николаевна   
02.05.2013 17:00

Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольниковКак прекрасен этот мир! Эти слова написаны, когда человечество пребывало в счастливом неведенье в отношении необратимых процессов, происходящих в природе. Так хочется сохранить этот прекрасный мир для будущего поколения. Но сегодня все чаще слышны тревожные напоминания о том, что поколению третьего тысячелетия, возможно, не придется любоваться этой природой, так как предками сделано многое для того, чтобы истощить запасы минерального сырья, загрязнить воду и воздух, сократить лесные ресурсы, накопить радиоактивные отходы . Человек стал заложником порожденного им научно-технического прогресса . Сохранение достижений цивилизации перед лицом экологических проблем – задача, которую придется решать не только россиянам.


Именно поэтому так важно у наших дошкольников заложить основы бережного и ответственного отношения к природе, ее ресурсам, достижениям цивилизации, созданными умом и руками человека. Экологическое образование дошкольника поможет решить проблему экологически грамотного отношения к окружающему миру. Нужно учить детей вести себя в соответствии с законами природы. Они должны знать, что все в этом мире взаимосвязано. Вредишь природе – наносишь ущерб себе. Экологическое невежество дорого обходится людям. Рождение больных детей, выпадение кислотных дождей, загрязнение Волги и Байкала, Чернобыль – список можно продолжать. Задача взрослых подготовить детей к разумной жизни. Воспитание экологической культуры невозможно без системы знаний, понимания закономерностей, существующих в живой природе, взаимосвязи и взаимозависимости, существующей между живой и неживой природой, практических умений, потребности в экологически оправданном поведении.
1.    Значение взаимодействия человека и природы.

 

Экология как самостоятельная научная дисциплина с самого начала ставила перед собой задачи комплексного характера. Так, заслуга немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля (1834 – 1919), с именем которого связан первоначальный смысл термина «Экология», состоит в преодолении изолированности организма и среды, в постановке перед экологией задач изучения взаимоотношений организмов со средой обитания и друг с другом.
Очевидно также, интегрированные процессы современной научной картины мира особенно четко выражены в современной экологии, которая расширив пределы своего исследования от отношения «Организм – среда» к отношению «Человек – природа» вплотную приблизилась к постановке проблем, относящихся ранее к компетенции философии, истории, природоохранительной юриспруденции, этике, эстетике, педагогике и других наук.
Синтез наук о природе с науками об обществе позволяет по-новому подойти к пониманию отношения «Человек – природа», которое занимает центральное место в современном экологическом анализе. Решение глобальных экологических проблем современности, угрожающих человечеству катастрофой, невозможно без восстановления нарушений гармонии во взаимоотношений человека и природы, основанной на знаниях о законах функционирования природы и человеческого общества. В связи с этим вопросы экологического образования приобретают особую значимость и актуальность.
Принципиальное значение для педагогической практики имеет формирование у дошкольников экологических представлений о взаимодействии человека и природы, выявление и обоснование педагогических условий эффективности данного процесса. Не отрицая позитивного опыта в предшествующем изучении отдельных сторон данной проблемы (А.Н,Захлебный, И.Д.Зверев, И.Р.Колтунова, Л.В.Моисеева, П.Г.Саморукова, И.Т.Суравегина и другие), многие теоретические и практические аспекты проблемы формирования экологических представлений о человеке как о биосоциальном существе, среде его обитания, их многообразном взаимодействии остаются недостаточно разработанными, что адекватно отражается в практике экологического образования.
В связи с этим формирование представлений, а не понятий, отвечает возрастным особенностям детей, активным развитием у них наглядно-образного мышления, а также необходимости воспитания эколого-эстетического мировоззрения, включающего в себя систему эмоционально-окрашенного знания о природе, человеке и их взаимодействии.
Опираясь на данные психологических исследований (Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготский, Л.С.Венгер, В.С.Мухина и др.), необходимо рассматривать особенности формирования экологических представлений у детей 6-7 лет, так как в этом возрасте дошкольники уже имеют достаточно разнообразный опыт общения с природой и людьми, у них развиваются начальные формы логического мышления.
В методологическом и теоретическом отношениях изучения проблемы должно опираться на фундаментальные положения философии, естествознания, биологии, социологии, истории, психологии и педагогики о единстве природы, человека и общества, об интеграции знаний, чувств и деятельности в формировании отношений человека к окружающей действительности и др. теория и практика формирования у дошкольников экологических представлений о взаимодействии человека и природы могут быть раскрыты только во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Карпова Галина Николаевна
учитель-логопед МБДОУ №3 "Аленушка" п. Джалиль Сармановский район РТ

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год