Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект по экологическому воспитанию в старшей логопедической группе «Русский лес»
Занятия по Экологии
Автор: Гаврилова Любовь Александровна   
14.11.2021 21:05

Проект по экологическому воспитанию в старшей логопедической группе «Русский лес»Проект по экологическому воспитанию в старшей логопедической группе «Русский лес»

Подготовил: воспитатель Гаврилова Л.А. Муниципальное казенное дошкольное образовательное казенное учреждение “Детский сад №26” 2021г.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТА

Проблема ухудшения состояния окружающей среды в настоящее время является достаточно серьезной угрозой экологической безопасности планеты, поэтому достаточно активно в стране создается система непрерывного экологического воспитания населения. Каждый человек должен понимать, каким образом он связан с природой, как он от нее зависит, как он на нее влияет, какие закономерности существуют в природе и почему мы не имеем право их игнорировать.

 

Скачтаь конспект

Формирование экологической культуры, экологического мышления и сознания — экологическое образование, должно явиться выходом человечества из сложившейся ситуации, а его основы закладываются именно в период дошкольного возраста. Именно поэтому необходимо помогать осваивать детям новую систему ценностей во взаимоотношении с природой — формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту, осознавать себя частью природы, желание ее оберегать.

Данный проект приурочен к масштабному экологическому празднику, который отмечается в нашей стране с 15 по 17 сентября — Российские дни леса, к которому традиционно приурочены природоохранные акции и высадки саженцев деревьев. Наш поселок окружен лесами и практически все его жители являются их активными посетителями, в связи с чем, нам захотелось привлечь к данному празднику внимание не только детей, но и их родителей. Ведь только совместными усилиями мы сможем заложить в наших детях основы экологической культуры.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Русский лес»

Тема проекта

Экологическое воспитание

Тип проекта

Краткосрочный, познавательный

Участники проекта

Воспитанники старшей логопедической группы, родители, педагоги

Цель проекта

Формирование у детей экологической культуры

Задачи проекта

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту мира природы;
  • Воспитывать уважительное и бережное отношение к животному и растительному миру;

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса;

Образовательные:

  • Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях;
  • Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения.

Ожидаемые результаты

У детей:

  • сформированы основы экологической культуры - основы охраны леса, поведения в нем;
  • сформированы представления о лесных обитателях;

У родителей:

  • повышение интереса к совместному с детьми познанию природы родного края;

Формы и методы работы

  • Практические: рисование, аппликация;
  • Наглядные: рассматривание картинок, просмотр мультфильмов, наблюдение за природой, презентация;
  • Словесные: беседа, загадки, чтение литературы.

Оборудование

     Пейзажные картинки и репродукции, цветная бумага, картон, листы для рисования, интерактивная доска, проектор, ноутбук.

I.Подготовительный этап

  1. Подбор иллюстративного материала для рассматривания и обсуждения: пейзажи И.С. Остроухова, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина (Приложение 1);
  2. Подбор загадок по теме (Приложение 2);
  3. Составление плана беседы на тему: «Правила поведения в лесу» (Приложение 3);
  4. Подбор литературы для чтения и обсуждения (Бианки, В.В. М.М. Пришвин «Сказки и рассказы», Крюкова, Т. «Сказки дремучего леса», К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский, В. Бианки «Рассказы о природе»);
  5. Подбор иллюстраций для интерактивной презентации «Мы в лесу», «Лесные обитатели: растения и животные».
  6. Подбор мультфильмов для просмотра ( «Правила вежливого поведения в лесу»);
  7. Подбор информационного материала для родителей «Российские дни леса».

II. Основной этап

Мероприятие

Дата

Цель и задачи

Формы и методы работы

Всероссийские дни леса (15-17 сентября) – что это за праздник-акция? (работа с родителями)

13 сентября 2021

Цель: привлечение внимания родителей к экологическому воспитанию детей.

Задачи:

1. Рассказать о празднике – акции «Всероссийские дни леса»;

2. Организовать совместную работу родителей и детей.

1. Наглядный: размещение информационного материала  для родителей «Российские дни леса»

2. Словесный: беседа с родителями.

3. Практический: совместное с родителями домашнее рисование на тему «Русский лес».

Что мы знаем о лесе?

14 сентября

Цель: формирование и развитие знаний и представлений у детей о лесе.

Задачи:

1.Познакомить детей с пейзажами, научить определять изображаемое время года.

2.Расширить словарный запас новыми терминами (опушка, поляна, проталина, густой лес, крона)

3. Научить детей соотносить пространственные размеры деревьев, кустарников при помощи аппликации.

1. Наглядный:

- рассматривание и обсуждение пейзажей русских художников;

- просмотр интерактивной презентации «Мы в лесу»;

2.Словесный: чтение литературы (Крюкова, Т. «Сказки дремучего леса»)

3. Практический:

аппликация на тему «Лес».

Правила поведения в лесу

15 сентября

Цель: формирование представлений о правилах "вежливого" отношения к миру природы.

Задачи:

1. Развивать основы экологической культуры у детей.

1.Словесный:

 - чтение литературы (Бианки, В.В. М.М. Пришвин «Сказки и рассказы»);

- беседа на тему «Правила поведения в лесу»;

2. Наглядный: просмотр мультфильма «Правила вежливого поведения в лесу».

Лесные обитатели: растения и животные

16 сентября

Цель: развитие и обобщение знаний и представлений у детей о лесе, как об экокультуре.

Задачи:

1.Познакомить с животными, обитающими в лесах Ленинградской области.

2. Познакомить с растительностью, характерной для лесов Ленинградской области.

1. Словесный: чтение литературы (К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский, В. Бианки «Рассказы о природе)

2. Наглядный: просмотр перезентации «Лесные обитатели: растения и животные»

III. Заключительный этап

Итоговые мероприятия (17 сентября):

  1. Оформление выставки рисунков и аппликаций «Русский лес»;
  2. Викторина для детей «Загадки о лесе»
  3. Заключительная обобщающая беседа о правилах вежливого поведения в лесу.

Вывод по результатам реализации проекта:

По результатам проведенных мероприятий в рамках реализации проекта было отмечено, что у детей пока еще отсутствуют устойчивые представления о правилах поведения в лесу, о бережном отношении к его обитателям, растительности. Следует отметить интерес, с которым дети слушают рассказы русских писателей, а рассматривание пейзажей леса увлекает не всех – многие не участвуют в обсуждении, не отвечают на наводящие вопросы, однако при демонстрации интерактивной презентации внимание на картинах и пейзажах удержать проще.

По результатам заключительной обобщающей беседы можно сделать вывод о том, что у детей сложились представления о понятии – «лес», о лесных обитателях, растительности, а также основные правила поведения в нем. Родители так же проявили интерес к проводимым мероприятиям – 12 семей поучаствовали в конкурсе рисунков, с 9 родителями удалось провести беседу о празднике-акции «Всероссийские дни леса». Считаем необходимым и дальше проводить систематическую работу по экологическому воспитанию с целью формирования устойчивых основ экологической культуры.

Приложение 1

Набор иллюстраций для рассматривания и обсуждения

Пейзажи И.С. Остроухова

Пейзаж В.Д. Поленова

Пейзажи И.И. Шишкина

Приложение 2

Загадки по теме «Лес: растения и животные»

Косолапый великан,

Чтобы не попасть в капкан,

Спит всю зиму напролет,

Лапу сладостно сосет. (Медведь)

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Зуб, особенно кусачий,

Он и волчий, и собачий.

Хищной пасти он примета.

Назови примету эту. (Клык)

Какой зверь опасный

В шубе прекрасной

На двор проникает,

Кур там хватает? (Лиса)

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Заяц)

У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка,

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла... (бурундук).

Под соснами, под елками

Ползет клубок с иголками. (Еж)

Ах, чистюля! Ах, кокетка!

Аккуратней птицы нет.

На груди всегда салфетка —

И на завтрак, и в обед. (Сорока)

Всем года она считает,

Но птенцов своих бросает.

А послушать — просто врушка

Эта пестрая... (кукушка).

Всю ночь летает —

Мышей добывает,

А станет светло —

Летит спать в дупло. (Сова)

Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа —

Целый день долбить стволы. (Дятел)

Птичка с юга прилетела,

У окна на ветку села,

Чтобы с нами рядом жить,

Что ей надо срочно свить? (Гнездо)

В старом дереве меня

Дятел выдолбил шутя,

Прилетай, любая птица,

Чтоб с семьей расположиться. (Дупло)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела)

Хоть летает, но не птица,

Тонкой талией гордится.

Собирает сладкий мед,

Но вот в улье не живет. (Оса)

На большой цветной ковер

Села эскадрилья —

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки)

На травинке возле ног

Заметался огонек,

Но не долго он горел —

Вместе с ветром улетел. (Мотылек)

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

Бежит по ладошке быстро и ловко

В точечках черных... (божья коровка).

Нет ноги ни одной,

Только хвост с головой. (Змея)

Он живет на кружевах,

Он на мух наводит страх,

И хотя не осьминог,

Но имеет восемь ног. (Паук)

Стоит столб до небес,

А на нем шатер-навес.

Красной меди столб точеный,

А навес сквозной, зеленый. (Сосна)

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Ягоды — не сладость,

Зато глазу — радость,

И садам украшение,

И дроздам угощение. (Рябина)

Зелены кусточки,

Алые цветочки.

Когти-коготочки

Стерегут цветочки. (Шиповник)

Листочки с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки

Не выше кочки. (Брусника)

Приложение 3

План беседы «Правила поведения в лесу»

  • не ходите в лес одни, только со взрослыми;
  • вернуться из леса надо до наступления темноты;
  • не уходите вглубь леса;
  • не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;
  • запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;
  • не сжигайте высохшую траву или листья;
  • не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;
  • не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;
  • нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;
  • не трогайте гнезда птиц, птенцов, яйца, ведь птицы могут оказаться в опасности, вы можете привлечь внимание хищников, также никогда не уносите с собой птенцов, они не смогут выжить в неволе;
  • не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу;
  • не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей, погубив их, вы поставите под угрозу природу;
  • не вылавливайте лягушек и головастиков;
  • не убивайте пауков, не рвите паутину;
  • ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые;
  • никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения и грибы, велика вероятность, что они ядовиты;
  • собирать съедобные грибы можно только под присмотром взрослых, ни в коем случае не вырывая их, пользуйтесь ножичком, чтобы не повредить грибницу;
  • не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год