Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения старших дошкольников.
Занятия по Экологии
Автор: Клочко Оксана Викторовна   
25.11.2020 15:17

Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения старших дошкольников.Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения старших дошкольников.

Из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности № 12 О.В. Клочко

Файл 1

Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания ХХI века.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

 

Скачать презентацию

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций позволяет развить у детей важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, животных, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому – стало целью моей педагогической работы.

Файл 2

В нашей группе организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
  2. Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и т.д.).
  3. Человек (функционирование организма, понятие «экология питания», рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования предметов, и т.д.).

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Исследовательская работа проводится в форме специально организованной деятельности:

  • в свободном общении воспитателя с детьми

- в совместной свободной деятельности самих детей.

Источником полноценного развития служит правильно организованное окружающее воспитательное пространство, в процессе которого у ребёнка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.

Файл3

Этому способствует созданная предметно-развивающая среда в группе: наличие центра науки и естествознания, большое количество дидактического материала, на участке, а также территории нашего ДОУ — огород, луг, цветники, заложен фруктовый сад, высажены лиственные и хвойные породы деревьев, большое количество разнообразных кустарников.

Файл4

Перечень форм и методов, которые я использую при реализации работы по формированию у детей экологического мировоззрения:

Наблюдения, экскурсии. Дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления о животных, растениях и сезонных явлениях природы, научиться ориентироваться на, наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

Во время прогулок дети могут встретить и наблюдать за живыми объектами: животными, птицами и насекомыми. Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает опыт познания и самопознания детей, формирует сострадание ко всему живому, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе.

Во время наблюдений дети учатся видеть красоту родной природы, закрепляют знания о временах года:

Файл 5,6

Закрепляют навыки, полученные на занятиях: каких зимующих птиц ты знаешь? Как можно помочь птицам зимой?

Формируют знания о взаимосвязях в природе:

Почему паучка нельзя обижать?

Файл 7

Какую пользу приносят лягушки?

Файл 8

Учат детей замечать и анализировать сезонные изменения в природе:

Почему ёжик впадает в спячку?

Файл 9

Куда деваются насекомые осенью?

Файл 10

Почему зимой дерево спит?

Файл 11

Видеть экологические проблемы:

Почему тля съела все листья?

Файл 12

Ставить проблемные вопросы, объяснять и анализировать:

Зачем шиповнику колючки?

Почему мох растёт на северной стороне?

Файл 13

Почему следы разной глубины?

Файл 14

Как возникает тень?

Файл 15

Тысячи «Почему?» и «Зачем?» на которые иногда я не знаю ответ и тогда честно отвечаю: «Придём в группу и посмотрим в энциклопедии или интернете». При необходимости показать объект природы в движении – используется просмотр видео отрывков. Стоит отметить, что информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей. Жизнь не стоит на месте, и мы всё чаще используем инновационные компьютерные программы, которые качественно изменяют процесс передачи и усвоения опыта, они, словно зашифрованные мнемотаблицы, шаг за шагом, через применение предыдущего опыта, открывают детям мир природы.

Познавательное чтение и рассматривание иллюстраций помогает ребёнку расширить и углубить знания, полученные во время наблюдений. В нашей группе сделана подборка произведений классиков, таких как М. М. Пришвин, Е. И. Чарушин, К.С. Паустовский, В. В. Бианки, С. А. Есенин, А. А. Фет. С детьми обговариваются книжные иллюстрации, уточняя, что некоторые писатели сами рисовали иллюстрации к своим текстам, чтобы выразить свои мысли и чувства наиболее гармонично и полно.

Большое количество познавательной литературы по разнообразным темам:

Файл 16

«Мир природы»

«Мир животных»

«Мир обитателей морей и океанов»

«Мир леса»

«Моя малая Родина – Кубань»

«Моя Родина – Россия»

«Наша армия»

«Мир вокруг нас»

«Мир техники. ПДД.»

«Космос»

«Жизнь в прошлом»

«Человек»

А также в группе существует коллекция альбомов русских художников пейзажистов.

Файл 17

Для практического освоения знаний о потребностях объектов природы, формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения ребенка в природе проводились экологические, поисково-познавательные занятия, опыты, эксперименты:

Файлы 18 -23

«Твёрдое и жидкое»

«Шиповник»

«Как появились камни?»

«Чистый ли снег?»

«Как появились ракушки?»

«Зачем дереву нужна кора?»

«Свойства снега»

«Свойства воды» и множество других.

В процессе деятельности не спешу сразу отвечать на детские вопросы, стараюсь дать детям высказать свои гипотезы и суждения, какими бы невероятными они не казались. Часто использую приём, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга, что он думает по этому поводу?» К мнению детей я всегда отношусь уважительно.

Важным элементом организованной деятельности с детьми стала игровая импровизация: был введён сказочный персонаж домовёнок Кузя, который помогал в решении проблемных ситуаций, становясь вместе с детьми Почемучкой и Неумейкой, отправлялся на прогулку, в путешествие по экологической тропе, проводил опыты и эксперименты, коллекционировал предметы, присутствовал на постановке экологических сказок, наблюдал за действиями детей в центре науки и естествознания.

Файл 24

Разработала конспекты тематических прогулок «Лёгкие нашей планеты», «К нам весна пришла, всем нам радость принесла!» с участием этого игрового персонажа. За конспект «К нам весна пришла, всем нам радость принесла!» получила грамоту за участие в муниципальном экологическом конкурсе «Природа просит доброты». Основная цель этих прогулок – формирование ответственного отношения детей к природе.

Файл 25

Активно включаю в занятия экологические сказки, «Уроки доброты», которые являются не только познавательными. Они повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Сказки расширяют экологический кругозор, воспитывают человечность, доброту, ответственное отношение к людям, к природе. Также на каждом занятии использую такую форму работы, как минутки осторожности, в которых закрепляются навыки безопасного поведения в природе, физминутки.

Широко использую подвижные, театрализованные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры. Знания, полученные в непосредственно образовательной деятельности, стараемся закреплять в различных образовательных областях и с участием всех анализаторов в процессе игр.

Файлы 26-28

Принимаем активное участие с детьми в природоохранных акциях: обрезке кустарников, уборке территории, посадке деревьев и кустарников, рассады цветов, уходе за комнатными растениями.

Файлы 29-33

Детям также доступна самостоятельная деятельность в центрах развития (логики, экспериментирования, музыкальном, искусства, книжном).

Файлы 34-36

Восточная мудрость гласит: «Сколь бы не был длинен путь, он всегда начинается с первого шага», а первые шаги в мир исследований ребёнок делает в семье. Поэтому, взаимодействие педагогов и родителей необходимо для успешного творческого процесса познания.

Родители нашей группы принимают активное участие в проектах, фотовыставках, фоторепортажах «Вот оно какое лето», «Мой четвероногий друг», «Как мы проводим снежные выходные», в выставках поделок из бросового материала «Осенние фантазии», «Рождественская сказка» и т.д.

Файлы 37-39

Участвуя в проектной деятельности, активно сотрудничают с нами, готовят проекты, методические материалы к нему. Недавно, готовя итоговое мероприятие проекта «Полезные свойства кустарников», я выбрала такую форму работы, как эколого-познавательное развлечение.

Файл 40-42

Дети представили совместные с родителями проекты «Инжир», «Ягоды и фрукты – витаминные продукты» и т.д.

Большое внимание уделяю такой теме, как «Экология питания» провела родительские собрания «Вредные и полезные продукты», «Витамины для здоровья»

Поисково-познавательная деятельность находит отражение и в разнообразном творчестве детей, где происходит отражение полученных впечатлений: в рисовании, в аппликации, в лепке и конструировании активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус.

Таким образом, в результате нашей с коллегами и родителями системной работы по формированию экологического мировоззрения, дети с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности, эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок, поделка и т.д.) Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Улучшилась речь детей (она понятна окружающим). Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.

Файл 43

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год