Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Занятия по Экологии
Автор: Шойненова Оюна Жалсановна   
21.08.2020 09:10

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Саморазвитие педагога — шаги к успешной профессиональной деятельности.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающие нас? В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце. Именно в детстве ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Взрослые, воспитывающие ребенка, в этот момент должны показать маленькому человеку прекрасный мир природы, помочь наладить взаимоотношения с ним, только тогда у малыша сформируется первоосновы экологического мышления, сознания, начальные элементы экологической культуры. Актуальность и важность рассматриваемой проблемы определили выбор темы: “Дидактические игры природоведческого содержания как средство экологического развития детей старшего дошкольного возраста”. Поскольку, игра основной вид деятельности вид деятельности в детском саду, мною была составлена картотека дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников осознанно правильного отношения к природе.

 

Дети с радостью откликаются на предложение поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Полученные в процессе игровой деятельности знания дети использовали в дидактических играх: “Найди пару”, “Найди растение с большими (маленькими) листьями”, “Узнай по описанию”, “Покажем мишке наш уголок природы”. Все чаще роль ведущего уже поручала детям, правила игры объясняла до ее начала. Развивать способность к анализу, сравнению, классификации, закреплять знания необходимые для последующего формирования таких понятий, как “окружающая среда”, “охрана природы”, помогали следующие дидактические игры: “Кто что ест? ”, “Кто где живет? ”, “Летает, не летает”, “Звери, птицы, рыбы”, “Чьи детки? ”, “Вершки, корешки”, “Детки на ветке” и прочие. В старшем возрасте появляется один из вариантов соединения дидактический и игровой задач в деятельности, которой является сюжетно-дидактический игрой: “Путешествие в Африку”, “Путешествие к морю (на Крайний Север) ”. В процессе сюжетно-дидактических игр, где есть сюжет и роли, дети в игре осваивали новые знания. Через эти игры у детей формируется осознанно правильное отношение к растениям и животным, к себе как части природы. Активно внедряются подвижные игры природведческого характера “Гуси-гуси”, “Кот и мыши”, “Волк и зайцы”, “Лисы в курятнике”, “Птички в гнездышках”, “Воробышки и кот”, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действием, имитируя звуки, дети закрепляли накопленные знания; получаемая в ходе игры радость способствовала углублению интереса к природе. Таким образом, в старшей группе при проведении игр экологического характера у детей закрепляются и систематизируются представления об окружающим мире. С учетом этого проводилась работа по развитию у старших дошкольников умений анализварить объект или явление, сравнить, обобщать по выделенным признакам, устанавливать связи между фактами, формировать умение давать соответствующию оценку возможных последствий своих поступков (правила поведения в природе). У детей более старшего возраста игры уже имеют более сложное содержание, поэтому продумывалась связь дидактических игр с другими видами детской деятельности, с творческими играми, художественной деятельностью, трудом. В творческих играх дети учились изображать объекты природы. В процессе игры ребенок вспоминал свойства, особенности этого объекта природы (растения, животного, предмета неживой природы), взаимосвязь его с другими объектами природы. Это такие игры: “Я-дерево”, “Я-гусеница”, “Я-лягушка”, “Я-капелька” (вода) ”. Планируя дидактические игры, связанные с художественной деятельностью, формировалась умение детей аналзировать окружающий мир и, следовательно, развивалось их мышление. Так, в художественной деятельности при рисовании детьми птиц на тему: “Нарисуй, какую хочешь птицу” использовала игру “Найди по оисанию”, в ходе которой дети закрепляли характерные особенности птиц. В художественный деятельности можно проводить и такие игры: “Кто наблюдательнее? ”, “Отгадайте, что за растение (животное)? ”

Таким образом, в результате проделанной работы по экологическому воспитанию, дети стали с интересом воспринимать объекты и явления природно-предметного мира, а также реагировать на “непорядки” в их использовании, давать оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / Л.В. Артемова. -М.: Просвещение, 1992. -96 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. -М.: Просвещение, 1985. -176 с.
  3. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: пособие для воспитателя детского сада. /В. А. Дрязгунова. -М.: Просвещение, 1981. -80 с.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Парциональная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. -СПб.: ”Детство-пресс”, 2016. -512 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год