Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Занятия по Экологии
Автор: Формина Татьяна Викторовна   
11.04.2020 16:09

«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста — это целе-направленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.

Показателем эффективности экологической воспитанности можно назвать не только поведение детей и знания, но также и их участие в улучшении природного окружения своего края.

 

Значительную роль играет взрослый, который своим собственным примером и поведением к природе и окружающей среде, который своим отношением к природе, а также своим поведением способен оказывать сильное воздействие на личность ребенка.

В процессе экологического воспитания дети осознают причинно – следственные связи в природе и окружающей среде, бережливого и осознанного отношения ко всем живым существам.

В дошкольных образовательных организациях необходимо создать целостную систему экологического воспитания через все виды детской деятельности.

Из главных форм экологического воспитания старших дошкольников можно выделить такие как: экскурсии, занятия, праздники и досуги на экологическую тему. А также можно отнести к формам ознакомление детей с природой и окружающей средой, трудовую деятельность в повседневной жизни, или же организацию выставок на экологическую тему.

Занятия считаются главной формой по ознакомлению детей с природой и окружающей средой, с помощью них педагогу, возможно, классифицировать и формировать знания детей старшего дошкольного возраста о природе и ее системе с учетом возраста ребенка и окружающей среде.

В занятиях первично – ознакомительного типа детей старшего дошкольного возраста знакомят с различными видами животных, растений, как за ними нужно заботиться, условия их существования и обитания, которые не могут быть исследованы посредством мониторинга или представлены в ближайшей окружающей среде.

С детьми старшего дошкольного возраста рассматриваются картины природы, для того, чтобы выходить за границы изображенного сюжета. Углубленно – познавательные занятия обозначают детям старшего дошкольного возраста взаимосвязи с природой, растениями и животными. Из данных занятий дети старшего дошкольного возраста выясняют связи существования и роста растений от факторов окружающей среды, например, садовые растения, овощные культуры, их сезонными изменениями. Также это занятия о животном мире, о приспособленности животных к окружающей среде, например, о маскировочной окраске, способы выживания и передвижения.

На занятиях обобщающего типа педагог определяет цель отметить ряд значительных свойств, то есть свойственных и значительных. Так же воспитатель для категории объектов и на их базе создает единое понимание. Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе.

Дети старшего дошкольного возраста следят за процессом роста цветов, растений, овощей на огороде. Со временем у детей накапливается много ярких и разных представлений, непосредственно на этой основе знаний можно создать общее понимание о растениях, которые развиваются из маленького семечка, цветет, затем появляются новые семена. Чтобы растение росло, за ним нужен тщательный уход, свет, тепло и внимание. Ребенок начинает осознавать, что цветок, растение или дерево не способен жить без воды, света, он нуждается во внимании, таким образом, у ребенка старшего дошкольного возраста формируются милосердие, любовь, отзывчивость. Занятия обобщающего типа усиленно сформировывают умственные способности детей старшего дошкольного возраста, то есть уметь сопоставлять, сопоставлять, делать заключения. Занятия комплексного типа могут решить различные задачи формирования детей старшего дошкольного возраста, возводятся напрямую на разнообразных видах деятельности, данные занятия, возможно, осуществлять на абсолютно всех возрастных группах, но в особенности могут быть полезны данные занятия для старших дошкольников.

Экскурсии представляют большую роль в экологическом воспитании старших дошкольников, на которых возможно изучить различные виды органического мира. Так же ведутся исследования по окружающей среде, объектами, явлениями природы в разные периоды года. На занятиях дети могут обучиться разбираться и ориентироваться на местности

Дети старшего дошкольного возраста выражают большую заинтересованность к работе с экспериментами. С помощью экспериментов у детей старшего дошкольного возраста, возможно, воспитать и сформировать у детей познавательного интереса к природе и окружающей среде, у детей формируется внимательность и мыслительная деятельность. Эксперименты, возможно, осуществлять с помощью объектов неживой природы, а также с растениями, могут быть связаны с трудом в центре живой природы, на огороде, клумбе и так далее. С помощью несложных опытов, у детей формируется познавательная заинтересованность, они стремятся к новым познаниям. При каждом опыте ребенку необходимо объяснить цель, ход процесса, чтобы ребенок осознавал причинно – следственную взаимосвязь.

Природоохранные акции — это общественно — значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Они направлены, прежде всего, для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Это могут быть такие акции, как: «Голубой патруль», «Птичья столовая», «Поможем зимующим птицам» и т.д. С помощью данных акций, у детей развиваются такие качества как милосердие, забота, любовь. Природоохранные акции представляют собой комплексные мероприятия, которые вовлекают детей и взрослых в процесс сохранения окружающей среды и природы. Акции состоят из четырех этапов, таких как: подготовительный, познавательно – следовательский, практической деятельности, подведение итогов. Птицы, деревья, растения – все это может стать объектом экологической акции. Акции в основном проводят в какие – либо даты или события. Целью экологической акции является создание условий для формирования экологической культуры и знаний.

Большой вклад в развитие экологического воспитания могу внести экологические праздники. Очень важным фактором является возрождение народных традиций (обычаев, обрядов), а также решается целый ряд задач: нравственных, эмоциональных, эстетических. Это такие праздники, как «Осенины», праздник «Русской березки», «День Земли». Экологические праздники вызывают у детей старшего дошкольного возраста положительные эмоции, с помощью эмоций у ребенка проявляется бережное отношение к природе и окружающей среде. В старшей группе детского сада содержание и сюжет экологического праздника можно построить по произведениям С. Я. Маршака, А. Л. Барто, К. И. Чуковского. Экологический праздник может состоять из игр, шуток, игр, а также музыкальных игр. Содержание праздника должно быть разнообразным и интересным, чтобы создавалась возможность активного участия всех детей.

Существует три метода экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста: наглядные, словесные, практические, данные виды используются на протяжении долгого времени. У каждого из методов имеются свои приемы разного направления.

К наглядным методам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста относится наблюдение. С помощью данного метода экологического воспитания можно приобрести различные познания, например, установить внешний вид, формы и качества объекта или сезонные явления. Наблюдение может объяснить и природу во всей ее красоте и разнообразии детям старшего дошкольного возраста.

При знакомстве детей старшего дошкольного возраста с природой и окружающей средой педагог применяет различный иллюстративно – наглядный материал, такой как картины, репродукции с картин, слайды, модели, экологические фильмы. С помощью иллюстративно – наглядного материала у детей старшего дошкольного возраста фиксируются и закрепляются познания и понятия о восприятия природных явлений и объектов. С помощью наглядного метода у детей старшего дошкольного возраста можно формировать знания и понятия о природе и окружающей среде за которой невозможно следить в данное время в данной местности.

К практическим методам экологического воспитания детей старшего дошко-льного возраста относятся опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. С помощью опытов у детей старшего дошкольного возраста создается познавательная заинтересованность к природе и окружающей среде, а также формируется внимательность и интеллектуальная деятельность. Из каждого опыта возможно отметить причину, то есть почему мы наблюдаем за этим явлением, дети приходят к заключениям с выводами. При проведении опыта педагог не должен причинять вред природе, окружающей среде, растениям и животным. — ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой и окружающей средой в играх.

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с природой с помощью разных игр, игр с правилами и дидактических игр. Дидактические игры помогают детям закреплять и увеличивать понятия об объектах и предметах природы и окружающей среды, животных и растениях. Педагоги подводят детей к тому, что они учатся систематизировать и подводить итоги по приобретенным данным. Настольные игры такие как домино и парные картинки, в этих играх дети старшего дошкольного возраста систематизируют и классифицируют познания о животных, растениях, природе и окружающей среде. С помощью словесных игр у детей закрепляются знания о свойствах и признаках тех или иных предметов. Подвижные игры на экологические темы, связанные с подражанием повадкам животных. С помощью подражания животных, у детей старшего дошкольного возраста наиболее лучше закрепляются познания о природе и окружающей среде. С помощью экспериментальных игр дети старшего дошкольного возраста убеждаются в достоверности физических и природных явлений. ( «Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем рас-творы», «В какой воде легче плавать»). В старших группах с успехом можно ис-пользовать соревновательные игры, игры — путешествия.

К словесным методам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста относится рассказ педагога о предметах и явлениях природы. Педагог способен применять рассказы о природе на занятиях и прогулках в ежедневной жизни. Главная цель рассказа как метода – формирование у детей старшего дошкольного возраста определенного понимания о наблюдаемом предмете или явлении в данный момент. Повествование возможно применять для того, чтобы посвятить детей старшего дошкольного возраста в неизвестные им факты об объекте или явлении. Чтобы сформировать рассказ, воспитатель должен не только говорить словами, которые знают дети старшего дошкольного возраста, но и включать новые, которые будут обогащать их речь. Применение художественной природоведческой литературы способно основательно оказывать воздействие на чувства детей. Наиболее главное это совмещать чтение книг с наблюдением за природой, после каждой прочтенной книги происходит обсуждение. Беседа как метод ознакомления детей с природой. С помощью установочной беседы с детьми старшего дошкольного возраста возможно пробудить внимание детей, непосредственно вызвать интерес к деятельности. Окончательная беседа помогает детям старшего дошкольного возраста классифицировать и подводить итог об окружающей среде и природных явлениях, которые были получены в результате игр, чтения и наблюдений.

С помощью метода проектов, дети старшего дошкольного возраста могут копить опыт и познания без помощи других, обучение происходит в форме исследовательской работы. Проектная деятельность делает детей старшего дошкольного возраста любознательными и активными. Участвуя в проектах, ребенок старшего дошкольного возраста развивается, учится находить выход из трудной ситуации, напрямую становится более уверенным в своих силах. Задачи по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста могут реализоваться с помощью таких форм и методов как: — экологические марафоны, викторины, КВН; — экологические акции, особенно совместно с родителями; — составление экологических карт и планов экологических троп; — экологические выставки и экспозиции; — создание экологических музеев; — экологические тренинги; — создание экологических агитбригад и «зеленого патруля»; — коллекционирование объектов природы; — инсценировки и театрализации на экологические темы; — встречи с представителями профессий, связанных с защитой окружающей среды; — посещение выставок (домашних животных, выставки цветов); — участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление кормушек и скворечников с последующим их размещением на территории детского сада или во дворах домов.

Средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста разделяются на учебные пособия и вспомогательные учебные пособия. Учебные пособия выступают объектами исследования, а вспомогательные учебные пособия помогают исследовать окружающую природу. Учебными пособиями могут быть как объекты неживой природы, например, камни, вода, так и объектами живой природы, например, растения и животные. Так же учебные пособия могут являться изображениями объектов и явлений природы, картинами, макетами и модулями. К вспомогательным средствам экологического воспитания относят оборудования, которое помогает изучать объекты и явления окружающей природы. А это: — оборудование для экспериментирования и опытов (зеркала, колбы, сосуды, измерительные приборы и т. д.); — оборудования для центра природы и уголка познавательно практической деятельности (лейки, тяпки, колбы, измерительные приборы идр.) -экскурсионные принадлежности (рюкзаки, сачки, удочки и др.); -оборудования для работы на участке (грабли, лопатки, совки, веники и др.); — оборудование для демонстрации наглядного материала (доска, диапроектор и т.д.). Применение всех упомянутых средств по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой и окружающим миром помогает результативно и основательно изучить необходимые познания детям, а также делает процесс образования увлекательным. Таким образом, мы пришли к выводу, что форма «есть внутренняя организация содержания». Это есть способ организации воспитательного процесса.

Воспитывая гуманное отношение ко всем живым существам с раннего возраста, можно изменить к лучшему в нынешней ситуации отношения между природой и человеком.

Список использованной литературы

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста М., Просвещение, Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000. N 7.
  2. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. № 5.
  3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под. Редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа / авт. -сост. Н.В. Лободина. Волгоград: Учитель, 2012.
  5. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. М.: Учитель, 2012
  6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001,
  7. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. М.: Новая школа, 2009,
  8. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. Карапуз, 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год