Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Северная сказка»
Детские сказки
Автор: Сурук Лариса Николаевна Абдукамалова Милана Тюменбековна   
18.06.2024 08:36

Методическая разработка «Северная сказка»Методическая разработка «Северная сказка»

Разработали воспитатели:

  • Сурук Лариса Николаевна
  • Абдукамалова Милана Тюменбековна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Брусничка» г. Сургут, 2023г.

Данное мероприятие призвано прививать детям интерес к изучению родного края. «Сказки народов Севера» знакомят с бытом и культурой коренных народов Севера: звучат стихи о северном крае, демонстрируются некоторые национальные орнаменты, дети инсценируют сказку северных народов.

Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет).

 

Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера через инсценированную сказку.

Задачи:

  1. Развивать у детей положительное эмоционально — ценностное отношение к малой Родине.
  2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ханты).
  3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
  4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, манси, селькупы, коми).
  5. Воспитывать дружеские чувства, уважение и гордость за свой родной край.
  6. Создание предметно-развивающей среды.

Предварительная работа: беседа о тундре, рассматривание иллюстраций: тундра, стойбище, чтение сказок народов Севера: «Голубика», «Кукушка». Нанайской сказки «Айога», дидактическая игра: «Собери чум». Разучивание стихотворений о Югре, отгадывание национальных загадок, знакомство с хантыйским весенним праздником «Вороний день», проведение развлечения «Вороний день».

Словарная работа:

  • Стойбище, Анки, Шэвер, Вурни, Мэми.
  • Стойбище- место, где расположено несколько чумов.
  • Анки – мама (переводе с хантыйского языка)
  • Шэвер — заяц (перевод с хантыйского языка).
  • Вурни – ворона (перевод с хантыйского языка).
  • Мэми – медведь (перевод с хантыйского языка).

Оборудование: чум, люлька, кукла «Акань», дрова, огонь, дерево, яблоко.

Герои: Рассказчица, Мама Анки, два старших сына, младший сын Идэ, малютка в люльке, заяц (Шэвэр), ворона (Вурни), ёж, медведь (Мэми).

Ход мероприятия:

Педагог в сопровождении музыки приводит детей в зал на стульчики. На экране изображено стойбище.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости!

Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии. В рамках реализации проекта «Край в котором я живу. Моя Югра» мы подготовили «Северную сказку».

Моя Югра – заветный край России

Земля легенд и сказок старины.

Твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

А на Севере, друзья,

Где тайга кончается,

Есть полярные края –

Тундрой называются.

Мох и ягель – там и тут,

Мошки да комарики...

А деревья в ней растут –

Маленькие-маленькие.

Скачут зайцы через них –

Зайцы здоровенные,

В небесах горят огни

Необыкновенные.

Там мышата, не дрожа,

Храбро и уверенно,

Собирают урожай

Спелых яблок северных.

Ведь не станут их ловить

Хищники бедовые,

Из боязни подавить

Деревца плодовые.

Если будешь там гулять,

Ты уж, по возможности,

Постарайся проявлять –

Побольше осторожности.

Приглашаю вас в путешествие по древнему, удивительному северному краю, краю белых ночей и глухариной песни, а совершить это путешествие нам поможет Хозяйка тайги. Послушайте её рассказ.

(Звучит мелодия ветра, перекликаясь со всполохами Северного сияния).

В национальном костюме выходит Хозяйка тайги.

Рассказчица:

Далеко-далеко на Севере, где дуют суровые холодные ветра и волнуют воображение всполохи Северного сияния, на зимнем стойбище жила-была семья – ханты: мать трое сыновей и малютка доченька.

Каждый день, когда занималась заря, старшие сыновья уходили в лес на охоту, а мать оставалась дома с младшими: маленьким Идэ и малюткой. Много дел в лесу у женщины -ханты: дрова наколоть, дома прибраться, еду сготовить, детей понянчить, да и шитья всякого хватает. Вот и мама Идэ, каждый день с утра до ночи, трудилась, не покладая рук. А вечером, когда уже с ног валилась от усталости, садилась к огню с шитьем в руках. А Идэ тут как тут! Он рос мальчиком любознательным, непоседливым и бесконечно донимал мать вопросами. Все ему было интересно.

Идэ:

- Анки, Анки! Почему снег белый?

- Анки, Анки! Почему солнце светит?

- А ветер почему дует?

- Анки. Анки! А куда наша река течет?

(Мать от работы всякой устанет, не до вопросов ей).

Анки:

- Сыночек, мама устала.

Идэ:

- А ты отдохни чуть, потом скажи.

Анки:

- Давай лучше сказку тебе расскажу?

Идэ:

- Давай, давай! Хочу сказку, сказку хочу! А про кого будет твоя сказка, Анки?

Анки:

- Ладно, слушай сказку. (музыка) Эта сказка лесная, про зверей: про зайца (Шэвер) быстрого, про ворону (Вурни) хитрую, про доброго ежа и про сильного, мудрого медведя (Мэми)

(И мама, укачивая люльку, начала свой рассказ, взяла в руки книгу)

Когда в лесу наступила осень и на деревьях уже не было листьев, бежал по лесу заяц.: вдруг видит он -на яблоне весит одно-единственное яблоко и захотел съесть его. Но как яблоко достать? На дерево заяц залезть не может. Стал он прыгать. Но яблоко высоко висит, не достанешь. Смотрит заяц: на ели сидит ворона и смеется.

Ворона: -Карр-карр-карр! Что ты, Заяц, прыгаешь?

Заяц: -Эй, ворона, сорви мне пожалуйста яблоко!

(Сорвала ворона яблоко. Только в клюве его не удержала. Упало яблоко вниз.)

Заяц: -- Спасибо тебе, Ворона!

(– сказал заяц. Хотел заяц поднять яблоко, а оно, как живое побежало. Что такое? Испугался заяц, а потом понял: яблоко упало прямо на ежа. Ёж испугался и побежал.)

Заяц: -- Стой, стой! (-кричит заяц.)

(Остановился еж и говорит:)

Еж: -- Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал.

(А заяц кричит ежу:)

Заяц: -- Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!

(Подлетела ворона к ним и говорит:)

Ворона: -- Не спорьте. Это яблоко мое. Я его сорвала.

Заяц, ворона и еж (кричат друг на друга:)

-- Мое яблоко! Нет, моё! Моё!

(Вдруг, на шум из леса вышел медведь (мэми).)

Медведь: -- Что такое? Что за шум?

(Все звери подбежали к медведю:)

Заяц: -- Ты, Медведь, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди, чьё это яблоко?

(И рассказали медведю все как было. Медведь подумал, подумал и спросил:)

Медведь: -- Кто из вас яблоко нашел?

Заяц: -- Я -Заяц!

Медведь: -- А кто яблоко сорвал?

Ворона: -- Я — Ворона!

Медведь: -- Хорошо. А кто его поймал?

Ёж: -- Я -Ёж!

Медведь: -- Ну, вот что! — Каждый из вас должен яблоко получить.

Ворона: -- Но тут только одно яблоко!

Медведь: -- А вы разделите яблоко на равные части!

Заяц: -- Как же мы раньше не догадались?

(Заяц разделил яблоко на четыре части.)

(Один кусок дал вороне:)

Заяц: -- Это тебе, Ворона!

-- Ты яблоко сорвала.

(Второй кусочек ежу дал:)

Заяц: -- Это тебе, Ёж!

-- Ты яблоко поймал.

(Третий кусочек заяц себе в рот положил:)

Заяц: -- А это мне! Я первый яблоко увидел.

(Четвертый кусочек заяц дал медведю:)

Заяц: -- А это тебе, Медведь!

Медведь: -- А мне за что?

Заяц: -- А тебе за то, что ты нас всех помирил!

Анки: -- Ну, вот, сыночек и вся сказка! Понравилась?

Идэ: -- Да, Анки, понравилась. Очень понравилась!

Анки: А что ты понял, сынок, из этой сказки?

Идэ: Понял, Анки, что нельзя быть злым и жадным, что надо делиться и со зверем, и с птицей, и с человеком.

Анки: -- И это правильно, сынок, молодец! А сейчас, сынок, пора спать! Т-с-с-с!

Идэ: -- Хорошо, Анки, а еще сказку расскажешь?

Анки: -- Ш-ш-ш! А-а-ай! -- (качает колыбель с малюткой)

-- Расскажу, сыночек, расскажу, только завтра.

(Звучит колыбельная, перекликаясь с музыкой ветра).

Рассказчица:

Все артистами сегодня побывали.

Очень хорошо все показали.

Все старались, молодцы!

Похлопаем друг другу от души!

А нам память о нашем путешествии мы с ребятами приготовили для наших гостей куколок, сделанных своими руками.

Список литературы:

  1. Н. И. Величко Институт развития образования Г. Ханты-Мансийск (Россия)
  2. Ерныхова Е. А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. — Йошкар-Ола, 2000.
  3. Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Западной Сибири (1771 — 1772). Л., 1947.
  4. Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры малых народностей Севера // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11. М.; Л., 1949. стр. 59
  5. Кулемзин В. М. Игры детей обско-угорских народов. — СПб. ТОО «Алфавит», 1999.
  6. Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина. Вып. 4. СПб., 1891.
  7. Патканов С. К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдсра // Живая старина. Вып. 2. СПб., 1899.
  8. Сказки и куклы нерым-ях /сост. Т. А. Исаева и О. В. Стародубова; пер. с языка ханты О. И. Щербакова. — Тюмень, 2006.
  9. Тахтуева А. М. Материальная культура юганских ханты. — Изд-во «Северный дом», 1990.
  10. Чечулина Т. Золотой город (хантыйские сказки). Свердловск, 1969. Мифы, предания, сказки ханты и манси. М., 1990.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год