Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Творческий долгосрочный проект «В гостях у сказки», проведенный и подготовленный в средней группе
Детские сказки
Автор: Андреева Екатерина Юрьевна   
10.01.2022 12:51

Творческий долгосрочный проект «В гостях у сказки», проведенный и подготовленный в средней группеТворческий долгосрочный проект «В гостях у сказки», проведенный и подготовленный в средней группе

ГБОУ ШКОЛА 1130 воспитатель Андреевой Екатериной Юрьевной

…… «Про Буратино!» — убеждает бабушка. «Про Шрека!» — настаивает мама. Слишком часто подобные ситуации и споры возникают между поколениями людей, когда вопрос заходит про то, что читать своему чаду. Тут права и мама и бабушка, что читать нужно и обязательно! Но в нашем проекте мы поговорим о старых, народных сказках. Чему учат сказки? В этих сказках злодеев побеждают хитростью, убеждениями, добро всегда побеждает зло, все герои сказок в конце всегда получали свой кусочек счастья потому, что боролись за него на протяжении всей сказки — упорно трудились и были добры и вежливы по отношению к окружающим.

Скачать конспект

Сказка — необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Проблема создания проекта в том, что современные родители из-за своей загруженности мало читают своим детям. Или читают современные книги, которые по возрасту не подходят их детям. Дети не знают авторов книг, а иногда не могут пересказать смысл данного произведения.

Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка, создания совместной творческой работы с родителями.

В данном проекте мы хотим показать, что сказка является одним из важных социально-педагогических средств формирования личности ребенка. Сказка обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к хорошим поступкам. Она создает условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств и эмоций, и творчества ребенка.

Самой главной целью проекта- это воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам. Развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства. Раскрытие совместного творчества детей, создание оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Расширить представление детей о сказках. Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывания отношений к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей.
  2. Закреплять умения использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для вечернего прочтения. Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус.
  3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.

Ожидаемый результат от проекта – это повысит интерес детей и родителей к художественной литературе, возрождения традиции домашнего чтения, активное участие родителей в данном проекте, обогащать словарь детей и учить придумывать свои сказки.

Описание проекта.

Тип проекта:

  • творчески-игровой
  • долгосрочный (ноябрь 2017 — апрель 2018)
  • групповой (воспитатели, дети с родителями).

Содержание проекта.

  1. этап проекта ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (ноябрь)
  2. этап проекта ОСНОВНОЙ (декабрь, январь, февраль, март)
  3. этап проекта ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (апрель)
  4. этап проекта
  • определение темы, цели и задач проекта
  • составление плана мероприятий
  • консультации для родителей (анкетирование)
  • оформление книжного уголка в группе
  • подбор наглядно-дидактического материала.

2 этап проекта

Речевое развитие:

  • слушание сказок и их пересказ
  • рассматривание иллюстраций книг и беседы по этим книгам
  • использование различных театров и показ сказки детьми (настольный, кукольный и плоскостной театр)
  • придумать свою сказку (родители помогают в оформлении сказки)
  • подготовка к зимнему празднику по сказке «Волк и семеро козлят»
  • отгадывание загадок про героев сказок.

Физическое развитие

  • образное имитирование героев сказки в играх «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Мышеловка», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Волк и стадо», «Зайка серенький сидит…».

Социально-коммуникативное развитие

  • игровая деятельность (игра-драматизация, настольные игры)
  • в рамках проекта провести беседу о правилах поведения дома и на улице, вспомнить сказки, где герои попали в беду.

Художественно-эстетическое развитие

  • лепка героев сказок
  • раскрашивание иллюстраций по сказкам
  • изготовление поделок с родителями к сказке «Заюшкина избушка»
  • рисование воспитателей на окне сюжета сказки «Заюшкина избушка
  • разучивание танцев и песен, стихотворений к зимнему празднику, дающие возможность более полно понять характер, образ и настроение героя сказки

Привлекать детей трудится, на примере героев сказок. Создавать игровую ситуацию и привлекать ребенка к помощи взрослому. Через сказку ребенок познает окружающий мир.

Знакомство и чтение сказок:

«КОЛОБОК», «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ», «ГИСИ-ЛЕБЕДИ»,

«ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА», «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»,

«ТЕРЕМОК», «СНЕГУРОЧКА», «КОТ. ПЕТУХ И ЛИСА»,

«ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ», «ЖИХАРКА», «МАША И МЕДВЕДЬ»,

«РУКАВИЧКА», «КУРОЧКА РЯБА», «ТРИ МЕДВЕДЯ», «ТРИ ПОРОСЕНКА», «ПУЗЫРЬ. СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ», «МОРОЗКО», «ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА».

Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы.

Курочка ряба — Может и разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть в птицу превратиться.

Колобок — Новых друзей наживай, а старых не забывай. Доверяй, но проверяй.

Репка — Конец – делу венец. Мала капля, да большое дело делает.

Теремок — Сделай худо, не жди добра.

Волк и козлята — Страшись волка в овечьей шкуре.

Гуси – лебеди — Сумел ошибиться, сумей и исправиться.

Кот, петух и лиса — Перья павлиньи, а мозги куриные.

Маша и медведь — Не сиди на печи, не жди калачи.

Заюшкина избушка — Хоть мозги куриные, зато шпоры длинные. Кошке смех, а мышке слёзы

Зимовье зверей — Доброе дело не горит и не тонет. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Жихарка -Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Лиса и журавль — Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

По щучьему велению -Доброе дело сто раз возвернётся. Всяк в деле познаётся.

Заяц – хваста — Знай больше, а говори меньше.

Лисичка-сестричка — На всякого хитреца довольно простоты; Битый не битоговезёт.

Сестрица Алёнушка — Всему своё время; На всякое хотенье есть терпенье.

и братец Иванушка

Снегурочка — Кому солнце матушка, кому — злая мачеха.

Морозко — По труду и награда.

Царевна-лягушка — Любовь и верность сильнее смерти.

Пузырь, соломинка — Друзья познаются в беде.

и лапоть

3 этап проекта

  • Досуг «Викторина по сказкам»
  • — помощь родителей в пополнении книжного уголка сказками
  • домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам)
  • чтение сказок с детьми дома
  • подведение итогов проектной деятельности.

Содержание проекта:

«Речевое развитие»

Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки» ,«Хороший- плохой», «Сундучок сказок»

Чтение, обсуждение и пересказ сказок.

Заучивание отрывков из произведений «Мойдодыр», «Доктор Айболит».

Образовательная деятельность по сказки  «Рукавичка»

Чтение и обсуждение русских народных сказок и сказок народов мира. Чтение и обсуждение авторских сказок

Рассматривание иллюстраций. Выставки книг:

«Русские народные сказки», Тематические

подборки книг: «Сказки о животных», «Волшебные сказки».

Заучивание пословиц, поговорок о сказках и народной мудрости. Сочинение сказок (с помощью родителей) «Я сочиняю сказку». Пересказ сказки «Пузырь ,соломинка и лапоть.» О.С. Ушакова стр.120, составление описательного рассказа по сказке «Теремок» О.С.Ушакова стр 170

«Познавательное развитие»

Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.

Социально –коммуникативное развитие»

Коллективный ручной труд: изготовление коллективной работы « Мир сказок», поделки с родителями к сказке «Заюшкина избушка»

Ремонт книг в книжном уголке. Загадывание загадок.

Д/игры «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка».

Сюжетно - ролевые игры «Доктор Айболит», «В гостях у Красной Шапочки», «Библиотека»;

настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки», «Собери сказку».

«Художественно –эстетическое развитие»

Образовательная деятельность: ИЗО « Сказочный домик» Т.С. Комарова стр 76, Аппликация-«Золотая рыбка»; Лепка –герои сказки «Три медведя» : «Тарелочки для медведей» , «Колобок». Инсценировка и драматизация сказок «Колобок»,«Заюшкина избушка».

Рисование «Мой любимый сказочный герой», «Рисуем сказку вместе» (дома с родителями). «Сказка на окне»(воспитатели).

Прослушивание песен и музыки из киносказок и мультипликационных фильмов. «Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке». «Волк и семеро козлят».

«Физическое развитие»

Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки» ,Физминутки.

Подвижные игры: «Гуси гуси». «Кот и мыши», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Хитрая лиса».

Работа с родителями

Консультация «Народные сказки в системе воспитания дошкольников». Участие родителей в образовательной деятельности . Анкетирование родителей .

Организация выставки  рисунков совместно с родителями: «Моя любимая сказка»

Заключение

Сказочные формы широко используются для развития личности ребенка, расширения его сознания и улучшения взаимодействия с окружающим миром. Ребенок знакомится со сказкой в раннем возрасте. Сказки уникальны по своим возможностям. Слушая сказки, ребенок учится не только родной речи, но и приобщается  к народной мудрости. В сказках нет нравоучений и добро всегда побеждает зло, но путь к победе долгий и герой проходит многочисленные испытания. На этих примерах в ребенке воспитывается вера в свои силы и настойчивость в достижении поставленной цели. Сказка это всегда нравственный урок. В них высмеиваются глупость и трусость, жадность и лицемерие. Они пробуждают в ребенке лучшие чувства: сопереживание, желание придти на помощь героям сказки. Кроме того сказки развивают воображение ребенка, учат его фантазировать. Детские фантазии – это залог душевного благополучия и полноценного развития личности ребенка. На материале сказок дети обучаются количественному и порядковому счету, усваивают и другие элементарные математические представления. Сравнивая и сопоставляя, у ребенка формируется привычка доказывать, что это так, а не иначе. Слушая сказку, ребенок учится задавать вопросы и отвечать на них. Воздействия сказки на ребенка усиливается при выражении им своих чувств через речь и телодвижения соответствующего героя сказки при ее инсценировании. Очень интересно групповое рассказывание сказок, придумывания продолжения сказки или сочинении новой, а также переписывание сказок, когда сюжет сказки остается, а начало или конец меняются ( например колобок убежал от лисы ). Существуют многочисленные формы работы со сказкой. Сочетание художественного творчества и сказкотерапии всегда усиливает интерес ребенка к творчеству и ведет к возникновению положительного эмоционального отклика на окружающий мир.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.

 Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.

Планируемый результат выполнен.

Цели и задачи проекта достигнуты.

- развитие интереса детей к русским народным сказкам;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование  звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;

- содействие творческому развитию детей;

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми;

-воспитание чувства дружбы и коллективизма;

- получить эмоциональный отклик от своей работы;

- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год